logo
Анализ политической деятельности Андрея Сахарова

2. Анализ писем, статей Сахарова и его проекта Конституции СССР

Вхождение Сахарова-физика в правозащитную деятельность было ознаменовано очень известной его работой - «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968г.). Начиная с мая-июня 1968 года «Размышления» широко распространялись в СССР. Это его первая работа, ставшая достоянием «самиздата». В ней он отразить свои мысли о самых важных вопросах, стоящих перед человечеством, - о войне и мире, о диктатуре, о запретной теме сталинского террора и свободе мысли, о демографических проблемах и загрязнении среды обитания, о той роли, которую может сыграть наука и научно-технический прогресс. Сам Сахаров оценил это произведение несовершенное («сырое») по форме. Тем не менее в работе четко сформулирован тезис о сближении социалистической и капиталистической систем, сопровождающемся демократизацией, демилитаризацией, социальным и научно-техническим прогрессом как единственной альтернативе гибели человечества. В «Размышлениях» Сахаров доказывает, что «разобщенность человечества угрожает ему гибелью. Цивилизации грозит: всеобщая термоядерная война; катастрофический голод для большей части человечества; оглупление в дурмане «массовой культуры» и в тисках бюрократизированного догматизма; распространение массовых мифов, бросающих целые народы и континенты во власть жестоких и коварных демагогов; гибель и вырождение от непредвидимых результатов быстрых изменений условий существования на планете» Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе.. И Сахаров делает свое первое серьезное предложение в этой области: «всемирное сотрудничество в условиях интеллектуальной свободы, высоких нравственных идеалов социализма и труда, с устранением факторов догматизма и давления скрытых интересов господствующих классов отвечает интересам сохранения цивилизации» Там же.. Интеллектуальная свобода в его понимании - это свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Данная работа - это первая попытка анализа происходящего в СССР, однако несмотря на своё «несовершенство», произведение показывает, что Сахаров встал на путь общественно-политической деятельности. В своих дальнейших работах он будет совершенствовать эти мысли и выводы.

19 марта 1970 года Сахаров, а также физик В.Ф. Турчин и историк Р.А. Медведев составили и направили в ЦК КПСС Л.И. Брежневу, в Совет Министров СССР А.Н. Косыгину и в Президиум Верховного Совета СССР Н.В. Подгорному письмо, посвященное вопросам демократии и демократизации. B нем заявляется, что в «настоящее время настоятельной необходимостью является проведение ряда мероприятий, направленных на дальнейшую демократизацию общественной жизни в стране. Эта необходимость вытекает, в частности, из тесной связи проблемы технико-экономического прогресса, научных методов управления с вопросами свободы информации, гласности и соревновательности» Сахаров А.Д., Турчин В.Ф., Медведев Р.А. Письмо руководителям партии и правительства.. В письме также приводится примерная программа мероприятий по демократизации СССР. В ней 15 пунктов, среди них: заявление высших партийно-правительственных органов о необходимости дальнейшей демократизации, о темпах и методах ее проведения; широкая организация фирм с высокой степенью самостоятельности; прекращение глушения иностранных радиопередач, свободная продажа иностранных книг; учреждение института по исследованию общественного мнения; амнистия политических заключенных; отмена указания в паспортах и анкетах о национальности, единая паспортная система для жителей города и деревни, постепенный отказ от системы прописки паспортов, проводимый параллельно с выравниванием территориальных неоднородностей экономического и культурного развития; реформы образования; принятие закона о печати и информации; увеличение гласности; восстановление прав всех наций, насильственно переселенных при Сталине и т.д. Ими предложен довольно примерный план, главная цель данного предложения - доказать, что вполне возможно наметить программу демократизации, которая приемлема для партии и государства и удовлетворяет, в первом приближении, насущным потребностям развития страны. Они старались доказать «теорему существования решения». Из данного письма видно, что уже в 1970 Сахаров видел единственный путь выхода страны из кризиса в последовательной демократизации общества.

С момента выхода «Размышлений» Сахаров пересмотрел некоторые свои взгляды, но основа их осталась та же самая. В понимании этого очень важна его Памятная записка Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу, которая была направлена адресату 5 марта 1971 года. Она осталась без ответа. Однако в ней по пунктам были изложены все неотложные вопросы страны, а также даны предложения по решению проблем. Особое место он уделяет прекращению политических преследований как в судебных и психиатрических формах, так и в любых других (увольнение с работы, исключение из ВУЗов, отказ в прописке и т.д.). Он по-прежнему придает решающее значение демократизации общества, развитию гласности, свободы информационного обмена и убеждений. Не остаются в стороне и национальные проблемы, Сахаров предлагает «принять решения и законы о полном восстановлении прав выселенных при Сталине народов» Сахаров А.Д. Памятная записка.//Сахаров А. Мир, прогресс, права человека. Л. 1990.С.23., а также «принять законы, обеспечивающие простое и беспрепятственное осуществление гражданами их права на выезд за пределы страны и на свободное возвращение» Там же.. И, наконец, он говорит о международных проблемах, в свете которых он предлагает отказаться от оружия массового уничтожения, выработать новую позицию по проблеме Западного Берлина, а также изменить свою политику на Ближнем Востоке и во Вьетнаме.

Во второй части своей записки Сахаров обращается с конкретными предложениями по решению проблем страны. Здесь Сахаров выступает как ярый правозащитник: законность, порядок, гласность, отсутствие привилегий, но, прежде всего защита прав человека поставлена им выше других целей. Вновь он касается вопросов внешней политики, где предлагает «стремиться к невмешательству во внутренние дела других социалистических стран и к экономической взаимопомощи», «выступить с инициативой создания нового международного консультативного органа - «Международного совета экспертов по вопросам мира, разоружения, экономической помощи нуждающимся странам, по защите прав человека, по охране природной среды» Там же. С. 27.. Не осталась без внимания и экономическая отрасль, здесь автор предлагает увеличить хозяйственную самостоятельность всех производственных единиц, принять решения по расширению гласности в работе госучреждений всех ступеней. В социальной области А.Д.Сахаров останавливается на необходимости отмены смертной казни, улучшения качества образования и медицинского обслуживания, повышения оплаты и самостоятельности преподавателей, учителей и медработников всех уровней. Эта записка является своего рода программой выхода из кризиса, на неё не ответили. Однако она очень важна для понимания глубины взглядов Сахарова, его мировоззрения.

Полностью концепция Сахарова была сформулирована в 1975 г. в его сравнительно малоизвестной статье «О советском обществе», опубликованной лишь через 15 лет после того, как она была написана. В ней он описывает реальную жизнь в стране, где за внешним спокойствием прячется море проблем: «в стране необыкновенно много несчастных, обойденных судьбой людей: одиноких стариков с ничтожными пенсиями, людей, не устроенных в жизни, не имеющих работы или возможности учиться, или приличного, даже по нашим нищенским нормам, жилья; хронических больных, которые не могут попасть в больницу; бесчисленное множество спившихся, опустившихся людей; полтора миллиона заключенных, жертв слепой и часто несправедливой, продажной и зависимой от властей и местной «мафии» судебной машины, которые навсегда выкинуты из нормальной жизни; просто неудачников, не сумевших вовремя сунуть кому надо взятку. Всем им практически невозможно помочь, да и мало кто пытается это делать в общей обстановке трудной, изнуряющей борьбы за пропитание большинства населения, сытой самодовольной замкнутости меньшинства, показной и малоэффективной социальной структуры. Отчаявшиеся люди осаждают высокие приемные, откуда многих из них, особенно надоедливых, прямым ходом увозят в психиатрические больницы...»

Далее А.Д. Сахаров развенчивает миф о исключительности советской политико-экономической системы, которая, с точки зрения официальных постулатов пропаганды является прообразом для всех остальных стран. Несоответствие этого тезиса реальности является источником закрытости советского общества, которая в свою очередь создает условия для множества негативных явлений внутренней и внешней жизни. «Современное советское общество, как я думаю, (и это главная теоретическая посылка Сахарова) наиболее кратко следует охарактеризовать как «общество государственного капитализма», то есть строя, отличающегося от современного капитализма западного типа полной национализацией, полной партийно-правительственной монополией в области экономики - а тем самым и в области культуры, идеологии, и в других основных областях жизни». А полная государственная монополия неизбежно оборачивается несвободой, вынужденным конформизмом, ведь каждый полностью зависит от государства. В критические периоды несвобода рождает террор, в более спокойные - власть бездарной бюрократии, серость и апатию.

Характеристика общественных отношений, данная Сахаровым в этой статье, как и в ряде иных выступлений этого периода, находилась в вопиющем противоречии с официальной политической доктриной развитого социализма. Разумеется, позиция Сахарова не только не обсуждалась, не допускалось включение ее в оборот общественного мнения. Она была изъята из обращения с помощью средств идейного контроля и блокирования информации.

19 сентября 1977 года Сахаров направил письмо в Организационный комитет симпозиума по проблеме смертной казни. В нем он подробно описывает, почему он против смертной казни. Для него это «жестокий и безнравственный институт, подрывающий нравственные и правовые устои общества» Сахаров А.Д. Письмо в Организационный комитет симпозиума по проблеме смертной казни.//Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М. 1990. С. 164.. Государство, которое присваивает себе право на самое страшное и абсолютно необратимое действо: лишение жизни, не может рассчитывать на улучшение нравственной атмосферы в стране. Он отрицает сколько-нибудь существенное устрашающее действие смертной казни на потенциальных преступников, а уверен в обратном - «жестокость порождает жестокость» Там же.. В письме он проявил себя как истинный гуманист, он допускает изменение личности преступника, даёт ему шанс вернуться к нормальной жизни после заключения.

Не менее важную роль для понимания взглядов Сахарова имеет другая его статья - «Движение за права человека в СССР и Восточной Европе - цели, значение, трудности», написанная в 1978 году. В ней он ещё раз подчеркивает, что «коммунистическая идеология, с её обещанием общемирового общества социальной гармонии, труда, материального процветания и свободы в будущем, на деле в государствах, называющих себя социалистическими, трансформировалась в идеологию партийно-бюракратического тоталитаризма» Сахаров А.Д. Движение за права человека в СССР и Восточной Европе - цели, значение, трудности.//Звезда. 1990.№3. С. 26.. Ему же наиболее разумной представляется общественно-политическая идеология, выдвигающая на первое место права человека. Сахаров убежден в необходимости гражданских и политических прав: «Право на свободу убеждений и распространение информации, право на свободный выбор страны проживания и места проживания внутри страны, свобода вероисповедания, право на забастовки, право образования ассоциаций, отсутствие принудительного труда - являются гарантией свободы личности, осуществления социальных и экономических прав человека, международного доверия и безопасности» Там же. С. 27-28.. Сахаров по пунктам доказывает в этой статье, что эти гражданские и политические права наиболее сильно нарушаются в СССР. Итак, А.Д. Сахаров в данной статье показал, что его идеология - это защита прав человека, это борьба против страданий людей.

Из Горького он в 1980 году пишет свое Открытое письмо Президиуму Верховного Совета СССР, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневу. В нем он поднимает тему войны в Афганистане, которая к тому моменту продолжалась уже 7 месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев - не только партизан, но главным образом мирных жителей - стариков, женщин, детей, крестьян и горожан. Более миллиона афганцев стали беженцами. Но главная причина, по которой Сахаров просит о завершении всех военных операций в Афганистане - это то, что «внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны, не осуществляются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из-под контроля» Сахаров А.Д. Открытое письмо Президиуму Верховного Совета СССР, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневу.// Звезда. 1990. №3. С.37.. Сахаров предлагает, чтобы нейтралитет, мир и независимость Афганистана гарантировалась Советом Безопасности ООН. Также в этом письме он обращается с просьбой освободить «узников совести, осужденных и арестованных за убеждения и ненасильственные действия» Там же. С.38.. Вновь и вновь Сахаров выступает, как ярый защитник прав человека.

В 1989 году А.Д. Сахаров избирается народным депутатом СССР и становится одним из самых активных депутатов перестроечного периода. Он - приверженец либеральных ценностей, инициатор демократической волны.

Сахарову предложили войти в состав Верховного Совета, и к удивлению всех, он отказался, скромно заявив: “Я не родился для общественной деятельности”. Потому что он всегда острее других чувствовал свою ответственность перед людьми и обществом, - как ученый-атомщик, просто как человек. К тому же ему чуждо было подчинение, для него важнее была свобода и независимость.

Сахарова-депутата волнуют и серьезно беспокоят события в Грузии, произошедшие 9 апреля 1989 года. Он активно выступает за отмену действий антидемократических законов о митингах и демонстрациях, за отмену шестой статьи Конституции (призывает ко всеобщей политической забастовке 11 декабря с требованием отмены этой статьи) и принятие важного в то время документа “Декрет о власти”.

Он участвует в выработке текста резолюции Межрегиональной группы депутатов “О национально-конституционной реформе” и завершает свою работу над проектом Конституции Союза советских республик Европы и Азии, выступает с осуждением войны в Афганистане, против кровавой расправы в Китае над мирными демонстрантами в Пекине на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 г.

Обратимся теперь к одной из его самых главных разработок в общественно-политической жизни - проекту Конституции Союза советских республик Европы и Азии. Она состоит из 45 пунктов и охватывает все стороны жизни общества. Конституцию Сахарова можно условно разделить на несколько частей. В первой (1-15 пункты) раскрываются основные права граждан, цели Союза. Цель народа Союза Советских республик Европы и Азии и его органов власти ученый определил как счастливую, полную смысла жизнь, материальную и духовную свободу, благосостояние, мир и безопасность для всех людей на Земле, независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения. Долгосрочная же перспектива - это сближение социалистической и капиталистической систем как единственное решение глобальных и внутренних проблем. По конституции все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье, а гарантированные гражданские права - это свободу убеждений, свободу слова и информационного обмена, свободу религии, свободу ассоциаций, митингов и демонстраций, свободу эмиграции и возвращения в свою страну, свободу поездок за рубеж, свободу передвижения, выбора места проживания, работы и учебы в пределах страны, неприкосновенность жилища, свободу от произвольного ареста и не обоснованной медицинской необходимостью психиатрической госпитализации (п.6). Признана недопустимость смертной казни в мирное время, применение ядерного оружия и устанавливается принцип презумпции невиновности.

Вторая часть Конституции посвящена республикам, состоящим в Союзе и их правам. Основополагающим и приоритетным правом каждой нации и республики является право на самоопределение. Республика имеет право выхода из Союза. Входящие же в Союз республики принимают Конституцию Союза в качестве Основного закона, действующего на территории республики, наряду с Конституциями республик. Республика может иметь республиканскую денежную систему наряду с союзной денежной системой, обладает полной экономической самостоятельностью. Республика имеет собственную, независимую от Центрального правительства систему правоохранительных органов. На территории республики государственным является язык национальности, указанной в наименовании республики. Если в наименовании республики указаны две или более национальности, то в республике действуют два или более государственных языка. Во всех республиках Союза официальным языкам межреспубликанских отношений является русский язык.

Третья часть Конституции посвящена организации центральной власти Союза. Центральное правительство Союза включает: Съезд народных депутатов Союза; Совет Министров Союза; Верховный Суд Союза. Глава Центрального правительства Союза - Президент Союза Советских Республик Европы и Азии. По Конституции Съезд народных депутатов Союза представляет собой законодательную власть и имеет две палаты: Палата Республик (избирается по территориальному принципу по одному депутату от избирательного территориального округа с приблизительно равным числом избирателей) и Палата Национальностей (избирается по национальному признаку по одному депутату от 600 тысяч избирателей данной национальности и дополнительно еще два депутата данной национальности). Выборы в обе палаты - всеобщие и прямые на альтернативной основе - сроком на пять лет. Съезд обсуждает бюджет Союза и поправки к нему, утверждает высших должностных лиц Союза, назначает Комиссии для выполнения одноразовых поручений, назначает постоянные Комитеты для разработки перспективных планов развития страны, для разработки бюджета, для постоянного контроля над работой органов исполнительной власти, контролирует работу Центрального банка. Только с санкции Съезда возможны несбалансированные эмиссии и изъятие из обращения союзных и республиканских денежных знаков.

Совет Министров Союза включает Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство оборонной промышленности, Министерство финансов, Министерство транспорта союзного значения, Министерство связи союзного значения, а также другие министерства для исполнения функций, переданных Центральному правительству отдельными республиками в соответствии со Специальными протоколами к Союзному договору.

Верховный Суд Союза имеет четыре палаты: палата по уголовным делам; палата по гражданским делам; палата арбитража; Конституционный суд.

Президент Союза Советских Республик Европы и Азии избирается сроком на пять лет в ходе прямых всеобщих выборов на альтернативной основе. Президент представляет Союз в международных переговорах и церемониях, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Союза, предлагает на утверждение Съезда кандидатуры Председателя Совета Министров Союза и министров иностранных дел и обороны, обладает правом законодательной инициативы в отношении союзных законов и правом вето в отношении любых законов и решений Съезда народных депутатов, принятых менее чем 2/3 от списочного состава депутатов.

Также в Конституции есть главы, касающиеся экономической системы Союза. Предполагается, что экономическая структура Союза основана на плюралистическом сочетании государственной (республиканской и союзной), кооперативной акционерной и частной (личной) собственности. А основой экономического регулирования в Союзе являются принципы рынка и конкуренции.

Таков проект Конституции Сахарова. В нем постарался отразить все свои главные позиции как защитника прав человека, как борца за счастье людей.

Сахаров продолжил свои разработки и выдвижения реалистических мер для духовного оздоровления и подъема в стране, которые в будущем в виде предложений войдут в программу горбачевской перестройки. Это в первую очередь касалось вопросов о гласности, открытости общества, выезда за границу и возвращения, соблюдения прав и свобод человека.

14 декабря 1989 года А.Д. Сахарова не стало среди нас.

Важно сохранить свое гражданское мужество перед лицом трудностей, преград, создаваемых властью, порой апатии и непонимания окружающих. Андрей Дмитриевич сумел. «Человек проживает не одну, а несколько жизней, ? сказала писательница Светлана Алексиевич. ? Обстоятельства порой меняют людей до неузнаваемости. Несмотря на несовершенство и даже варварство нашей жизни, невзирая на личные трудности и разочарования, на все те тяготы, которые ему довелось пережить, Андрей Дмитриевич сумел до последних дней сохранить честность, прямоту мысли и детскую открытую улыбку. Над его убеждениями оказались не властны ни репрессии, ни забвение, ни предательство друзей».