ГЛАВА 1. ЗАПАДНОЕ И ИСЛАМСКОЕ В ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ СТАТУСЕ ТУРЦИИ
Под цивилизационным статусом в данной работе понимается особая совокупность ценностных характеристик в различных сферах социальной жизнедеятельности, являющихся факторами отнесения социума к тому или иному типу цивилизаций, в данном случае, речь идёт всего о двух цивилизациях, существование которых можно признать за истину: Западной и Исламской.
В силу геополитических и цивилизационных особенностей Турецкого социума данные цивилизационные ценности причудливо переплелись в рамках беспроблемного (на бумаге) социума в плане национальной идентичности. Население Турции практически полностью (~53 из 75 миллионов) состоит из турок De-facto единственной проблемой Турции в сфере национальной идентичности является 12-миллионная курдская община., что позволяет, казалось бы, руководству Турецкой республики «не переживать» за национальную идентичность, линейно, а не витиевато выстраивая свою национальную политику.
Уникальность геополитического положения сначала Османской империи, а затем и Турции, необходимость в тесных политико-экономических контактах со странами Запада и Россией, предопределило развитие по иному, нежели у всех остальных стран мусульманской цивилизации, пути. Как пишет Ю. Ли, «Турция в регионе стран Ближнего и Среднего Востока оказывалась первой на многих этапах исторического развития. Она первой завоевала политическую независимость, первой начала отстаивать экономическую самостоятельность… в ней первой была заложена основа изменения политики государства по отношению к исламу» Ли Ю.А. Государственная политика Турции в сфере религиозного образования // Ислам и политика. М., 2001. С. 340.. Тем не менее, процесс la revanche de Dieu - религиозного возрождения - затронул и официально светскую, прозападную страну, став реакцией на медленное демократическое и либеральное развитие Турции, проистекающей «из того, что в либерализме мусульмане видят воплощение христианства… Мусульмане… видят связь между христианским обращением к индивидуальному сознанию и модернистской приверженностью экономической, политической и социальной свободе» Зидентоп Л. Указ. соч. С. 259..
В турецком социуме в ХХ в. произошёл тяжёлый внутрицивилизационный разлом. Этот разлом не имеет чётких географических границ (как на Украине), но вызван, в том числе, долгой полемикой, в том числе заочного характера, касательно пути развития страны (как в России), что и предопределило линию разлома между элитами и массами.
В настоящее время, в том числе, под влиянием геополитических «игр» происходят существенные изменения в турецком социуме. Прежде всего, это связано с тем, что за последние годы конфликт цивилизационных ориентаций постепенно сменяется национальным прагматизмом, а также ориентацией на развитие, во взаимовлиянии с таким феноменом как цивилизационный диссонанс, в связи с чем представляется важным рассмотреть причудливость переплетения разнородных ценностей, постоянно конфликтовавших и конфликтующих цивилизаций, в таком буферном социуме, как турецкий.
- 45. Теоретические модели исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, миросистемный анализ, концепция «трех волн»
- 31. Концепции исторического развития. Формационная и цивилизационная модели.
- 22. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- Сущность цивилизационного анализа общества
- 29. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса
- 15. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса
- 64. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 11. Цивилизационная концепция исторического процесса
- 3. Цивилизационный и формационный подходы к анализу исторического процесса