logo search
история архитектуры1 / ЛЕКЦИИ / 03 Древняя Индия / Индия

Поздние срединные царства — классический период

Классический период в истории Индии начался в VII веке с возрождения Северной Индии во время правления царя Харша, и завершился с падением империи Виджаянагара на юге после мусульманского вторжения в XIV веке. В этот период произошёл расцвет индийско-го искусства и развитие основных религиозных и философских систем, послуживших основой для различных направлений современного индуизма, буддизма и джайнизма.

В классический период, наибольшего расцвета достигли литература на местных языках и архитектура. Это продолжалось вплоть до начала XIV века, когда южноиндийские царства подверглись нападению Делийского султаната, который к тому времени прочно обосновался на севере индийского субконтинента со столицей в городе Дели.

Глоссарий.

Амалака – приплюснутое кольцо, напоминающее плод амалаки, на ней устанавливалась калаша – декоративная ваза или сосуд для воды. Бубанешвар.

Ведика – ограждение окружающее ступу.

Вимана – многоэтажная пирамидальная башня в дравидских монастырях. Завершается многогранным куполом. Уподоблялась священной горе, обители всех богов.

Вихара – буддийский или джайнский монастырь, монастырский комплекс, состоящий из келий по периметру двора, ступы в центре двора, позднее - чатьи. В 5 в. вихара превратилась в новый тип храма – двор стал основным внутренним пространством храма. В дальнейшем вихара прирастала верандами, роскошно декорированными, в основном пространстве появились колонны – сначала четыре, потом двенадцать, двадцать и более. Были учебные помещения, также вырубленные в скале. На севере вихары – отдельно стоящие здания, построенные из камня.

Гарбхагриха – святилище-куб.

Гопурам – монументальные надвратные башни – входы в храмовый комплекс. Гопурам (или гопура) — надвратная башня в храмовой ограде индуистских храмов, отличительная черта индийской средневековой архитектуры, особенно характерная для Южной Индии. Служит в качестве входа в храмовый комплекс. Гопура имеет тоже функциональное значение, что и гопурам — монументальное сооружение над проходом через ограду храма. Слово «гопура» используется в описании сооружений (храмовых комплексов) на территории Юго-Восточной Азии.

Традиция строительства гопурамов берет свое начало в 12 веке, он становится доминант-ной чертой внешнего вида храма, нередко затмевая внутреннее святилище, которое скры-валось из виду колоссальными размерами гопурама. Он также превосходил внутреннюю часть святилища по богатству орнамента. Многие храмы имели больше одного гопурама.

Основание гопурама обычно представляет собой прямоугольник. Внизу находятся богато украшенные входные двери. Сверху располагается коническое навершие, состоящее из нескольких уровней, уменьшающихся по мере сужения гопурама. Обычно, башню венчает крыша с цилиндрическим сводом. Гопурамы изысканно украшены скульптурой, резьбой и росписью на темы из индуистской мифологии, в особенности связанными с божеством, которому посвящен храм, в котором расположен гопурам.

Самый высокий гопурам расположен в индуистском храме бога Шивы в Мурдешваре. Он достигает 75 метров.

Мантапам (мандапам) – залы собраний верующих в индуистских и джайнских храмовых комплексах. Мантапам - зал для молящихся, перед ним – портик. Колонны мантапамов эволюционировали от простых к искусно оформленным каменной резьбой формам.

Пагода – башня в несколько ярусов, часто связанная с буддизмом. Каждый ярус может быть уже предыдущего.

Пракара(м) – прямоугольный замкнутый двор, окружающий индуистский храмовый комплекс. В пракаре (пракараме) расположены святилища и другие сооружения.

Ратха – храм, вырубленный из единого гранитного блока (скалы). 7 век.

Стамбха – отдельно стоящая колонна, установленная рядом со ступой, перед храмом. Самая известная – стамбха царя Ашоки – из металла, не подверженного коррозии.

Ступа – буддийское святилище в форме полусферического купола (анды), увековечивающее память о Будде, или отмечающее священное место.

Талар – бассейн для омовения (часто имел ступенчатые борта).

Торана – ворота в ограде вокруг ступы, ограда ступы с четырьмя воротами с ориентацией по сторонам света.

Тук – храмовый ансамбль.

Чайтья – храм, вырубленный в скале и разделенный двумя рядами колонн на главный и боковые нефы. Небольшой храм-молельня. Вырубалась в скале, обязательное наличие окна подковообразной формы над входом (входами) для освещения интерьера. Цилиндрический свод, вырубленный в скале, завершался неким подобием экседры. Внутри чатьи – каменная ступа, обычно богато украшенная.

Шикхара – башня в форме древнего улья в северных индийских храмах. Над центром-святилищем храма – башенная ступенчатая пирамидальная часто завершаемая граненым куполом.

524 – Санчи (хинди) — деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, в 46 км к северо-востоку от Бхопала, где сохранились выдающиеся памятники раннебуддийской архитектуры — храмы, ступы, монастыри.

Главной достопримечательностью Санчи является первый в истории ступа. Он был возведен по приказу императора Ашоки в III в. до н.э. На рельефах изображены не только индийцы, но и люди в греческих одеждах. Задуманный в качестве наглядного символа Колеса дхармы, ступа в Санчи послужил прообразом всех последующих ступ. Расположенная поблизости сорокатонная колонна Ашоки была привезена сюда из Чунара.

В начале правления династии Шунга (II в. до н.э.) Великий Ступа подвергся поруганию (если не полному сносу), однако вскоре был отстроен и расширен вдвое против первоначального размера. На исходе II в. до н.э. индо-греческий посол Гелиодор возвёл знаменитую колонну в пяти милях от ступы. Ещё через несколько десятилетий появилось четверо каменных ворот, украшенных изысканной резьбой.

Санчи продолжал оставаться крупным центром буддийского искусства до XII века, когда в центральной Индии утвердился ислам, а буддийские святыни стали приходить в упадок. Среди построек I-го тыс. н.э. особенной славой пользуется Храм № 17, датируемый V в. н.э. — один из самых ранних буддийских храмов Индии.

Заброшенные на протяжении столетий, памятники Санчи были вновь открыты и описаны англичанами в 1818 году. Сто лет спустя здесь открылся музей, а в 1989 году местные достопримечательности были занесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

1056 - Храм Махабодхи — знаменитый буддийский храм, построенный в 3 веке в Бодх-Гая, расположенный в том месте, где Гаутама Сидхартха достиг Просветления и стал Буддой. В храмовый комплекс входит также святое дерево Бодхи. Это дерево было выращено из семени дерева Шри Маха Бодхи в Шри Ланка, которое, в свою очередь, произошло от оригинального дерева Махабодхи, под которым нашёл Просветление Будда.

В 2002 храм Махабодхи получил статус охраняемых объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

В соответствии с буддийской традицией, около 500 до н. э. принц Гаутама Сиддхартха, странствующий как монах, достиг берегов реки Фалгу около города Гая. Там он расположился для медитации под деревом Бодхи (Фикус религиозный). После трёх дней и трёх ночей медитации он добился просветления, и нашёл ответы на все вопросы, которые у него были. После этого он провёл семь недель в медитациях, закрепляя свой опыт просветления. Далее он направился в Сарнатх, где стал обучать буддизму.

Считается, что через 250 лет после Просветления Будды царь Ашока посетил Бодх-Гая. Его считают основателем храма Махабодхи.

Некоторые историки считают, что храм высотой 55 м был построен или перестроен во времена Кушанского царства в  веке. Когда буддизм в Индии пришёл в упадок, храм был покинут и забыт, погребённый под толстым слоем почвы и песка.

Храм был восстановлен англичанами в прежнем виде.

239 – Паттадака́л (англ. Pattadakal) — город на севере индийского штата Карнатака. Расположен на берегах реки Малапрабха в округе Багалкот в 22 км от Бадами и в 10 км от Айхоле. В Паттадакале расположен известный комплекс архитектурных монументов 7-8 веков, которые представляют собой кульминацию развития стиля индуистской храмовой архитектуры весара. В 1987 году группа храмов Паттадакала была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Десять храмов, в том числе святилище Jain, расположены в окружении нескольких меньших святынь. Из оставшихся 9 храмов, 4 были построены в дравидийском (южном) стиле, 4 - в стиле, названный нагара (северном) и один в смешанном стиле.

242 – Аджанта (деванагари) — преимущественно буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии в штате Махараштра. Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами. Они подразделяются на два основных типа — чайтья (молельные залы, продолговатые в плане, с двумя рядами столбов, апсидой в торце) и вихара (квадратных в плане залов, окруженных с трех сторон кельями или святилищами со статуями Будды, имеют при входе портик-террасу) — общежитие буддийских монахов. Настенная роспись пещер всемирно известна. Живопись, сохранившаяся во фрагментах — иллюстрации к буддийским легендам и мифам, но по сути она раскрывает панораму общественной жизни во всем её разнообразии.

Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий — в III—VII веках. Наиболее интенсивное строительство велось в V веке при Харишене (462—483 годы), правителе центральной Индии. В это время созданы наиболее совершенные образцы скульптур и росписей Аджанты. После смерти Харишены строительство в пещерах велось менее интенсивно.

В XIII веке буддизм теряет своё значение в Индии. Монахи, численность которых к этому времени значительно снизилась, постепенно покинули Аджанту.

243 – Эллора (маратхи) — деревня в индийском штате Махараштра, около 30 километров западнее города Аурангабад. С1983 года система пещер и многочисленные замки причис-лены ЮНЕСКО к Всемирному наследию.

Создание пещер датируется примерно с VI по IX столетия нашей эры. Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге —буддийские, 17 в центре посвящены индуистским богам, 5 пещер к северу — джайнские.

249 – Махабалипурам (тамил.) — город на Коромандельском берегу в индийском штате Тамил Наду, в 60 км к югу от Ченнаи. Город возник в VII веке н.э. как главный порт царства Паллава под названием Мамаллапурам (вероятно, назван в честь одного из царей). С эпохи Паллавов (VII—IX вв.) сохранились разнообразные памятники монументальной скульптуры и зодчества, вырубленные в монолитных скалах и насыщенные буддистскими мотивами:

Все эти памятники входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С XVIII в. в литературе появлялись сообщения о том, что значительная часть древнего Мамаллапурама ныне находится под водой. Во время упомянутого цунами отходящая волна открыла двухметровые каменные фигуры и прочие развалины неизвестного ранее храмового комплекса эпохи Паллавов.

Бхубанешвар (Bhubaneshwar) — город в Индии, в районе дельты Маханади, к югу от Катака. Административный центр штата Орисса (с 1956). Впервые упоминается в V в. до н.э. В 262 г. до н.э. император Ашока одержал крупную победу возле города, но, поражённый кровавым зрелищем, принял буддизм. Был столицей одного из государств. В окрестностях много археологических памятников.

Бхубанешвар означает мир богов (бхубан означает мир, а ишвар — бог).

Из-за многочисленных храмов, датируемых VIII—XIII веками, Бхубанешвар известен как Город Храмов (около 500 храмов). В старой части города из 7 тыс. храмов, окружавших священный пруд Бинду Сагар (Биндуз-Саровар), по поверьям, получающего воду из всех священных рек Индии, сохранилось около 500, в том числе классические образцы столпообразных храмов (покрытых снаружи резьбой, с прилегающими залами и воротами): Парашурамешвара (8 в.), Муктешвара (около 950), Лингараджа (около 1000, высотой около 55 м). Ориссы. Самый крупный и значительный из них — храм Лингараджа в честь Бога Шивы (1014). Другие известные храмы — Вайтал Мандир, посвященный Чамунде (Шримати Калидеви), в котором совершается тантрическое поклонение, Сиддхешвар и Кедаргаури. Ежегодно в апреле в храме проходит фестиваль колесниц, называемый Ашокаштами.

Большинство храмов закрыто для не индусов. Новая часть города (общественные здания, современные жилые кварталы) выстроена в 1948—1956 по проекту архитектора Ле Корбюзье.

246 - Храм солнца в Конараке (англ. Konark Sun Temple, хинди), известный также как Чёрная Пагода — памятник XIII века в городе Конараке недалеко от побережья Бенгальского залива на территории индийского штата Орисса.

Храм был построен в XIII веке во время правления царя Нарасимхи I на берегу Бенгальского залива (за семь веков море отступило, и храм оказался примерно в трёх километрах от побережья). В 1984 году храм включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под номером 246.

Ансамбль храма состоит из трёх частей — танцевального павильона, где храмовые танцовщицы некогда исполняли ритуальные танцы, зала для молящихся — джагамохана и святилища — деула (разрушено). Перед храмом находятся каменные фигуры — семь коней и колесница с двенадцатью колёсами. В храме находится множество изображений и скульптурных фигур, в основном — на любовную и эротическую тематику. Многие конструкции храма частично разрушены либо законсервированы.

Храм Сурья из Modhera в штате Гуджарат в Индии посвящен поклонению Сурья, "Богу Солнца" (индуизм). Менее известен, чем Конарак и мы знаем относительно мало о его истории. Он расположен на берегах Pushpawati, 25 км от Mehsana и 102 км от Ахмедабад.

Построенный в 11 веке. был освящен в 1026 г. Храм пострадал от грабежей и стихийных бедствий, включая землетрясения. Все фасады и столбы украшены изысканной скульптурой богов и богинь, зверей и цветов, а также традиционными эротическими скульптурами.

Храм Сурья имеет уникальную архитектуру. Три различных объема расположены по одной оси:

Каждый год, в течение третьей недели января проходит фестиваль танца. Мероприятие организовано туристической фирмой штата Гуджарат для знакомства с культурными традициями классического народного танца.

241 – Ха́мпи (каннада) — деревня на севере индийского штата Карнатака. В Хампи находятся множество памятников, некогда являвшихся частью древнего города. Руины Виджаянагара принадлежат к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО, где они числятся как «Памятники Хампи».

Хампи ассоциируется с царством ванаров (обезьяноподобных гуманоидов), которое упо-минается в «Рамаяне». Первое известное поселение людей на этом месте возникло в I в.

С 1336 по 1565 гг. на месте Хампи располагалась столица Виджаянагарской империи — город Ваджаянагара. В 1565 году, после падения империи, город был разрушен и разграблен исламскими султанами. Это место имеет огромное архитектурное и истори-ческое значение. Местность богата огромными валунами, которые использовались средневековыми зодчими для изваяния гигантских индуистских божеств.

Город и его архитектурные памятники сильно пострадали от рук исламских завоевателей, которые рассматривали поклонение образам Бога как оскорбление и идолопоклонство и разрушали индуистские храмы. Позднее, дальнейший ущерб монументам Хампи нанесли искатели сокровищ. В последнее время Археологическое управление Индии проводит в Хампи и округе систематические раскопки с целью обнаружения других артефактов и храмов.

В Хампи расположен ряд важных индуистских храмов, действующих по сей день. Самым знаменитым является посвящённый Шиве храмовый комплекс Вирупакша, также известный как храм Пампапатхи. Он появился ещё до основания Виджаянагарской империи. У входа в храм стоит гопура высотой в 48 метров. Кроме Шивы, в храме также поклоняются индуистским богиням Бхуванешвари и Пампе.

Храм Вирупакши (англ. Virupaksha Temple) — индуистский храм, посвящённый Шиве. Расположен в деревне Хампи в 350 км от Бангалора, в южноиндийском штате Карнатака.

Деревня Хампи расположена на берегах реки Тунгабхадры, посреди руин города Виджаянагара — некогда столицы индуистской Виджаянагарской империи. На протяже-нии многих веков храм Вирупакша является самым важным местом паломничества в Хампи. Он стоит посреди развалин многочисленных храмов бывшей столицы индуистс-кой империи, вот уже несколько веков оставаясь одним из немногих местных культовых сооружений, всё ещё используемых для поклонения. Храм посвящён Шиве, известному здесь под именем Вирупакша — супруга местной богини Пампы, которая ассоциируется с рекой Тунгабхадрой. Историю храма Вирупакша можно проследить до VII века. Самые ранние обнаруженные здесь надписи с упоминанием Шивы датируются IX — X веком. Культовое сооружение существовало на этом месте задолго до основания Виджаянагара, но именно в этот период маленький храм превратился в большой храмовый комплекс.

В XII веке начался расцвет искусства и культуры. В XVI веке Виджаянагарская империя пала под натиском мусульманских завоевателей, которые систематически разрушали архитектурные индуистские памятники.

Культ Вирупакши-Пампы, однако, не прекратился даже после разрушения города мусуль-манами в 1565 году и продолжается и по сегодняшний день. В начале XIX века храм был отреставрирован, был заново расписан потолок храма и восстановлены северная и восточная гопуры.

В настоящее время, основной храм состоит из святилища, трёх примыкающих к нему палат, перекрытого зала с колоннами и открытой площадки с колоннами. К основному строению храма примыкают колонная аркада, входные ворота, внутренние дворы, меньшие по размеру святилища и другие постройки.

Восточный гопурам имеет девять уровней и возвышается на 50 метров. К нему примы-кают некоторые более ранние постройки. Этот гопурам имеет кирпичную надстройку и двухступенчатую каменную основу. Через него можно попасть во внешний двор, в котором расположено несколько второстепенных святилищ.

Меньшие по размеру восточные ворота ведут во внутренний двор с несколькими маленькими храмами. Вдоль террасы храма узким каналом протекает река Тунгабхадра. Самая изысканная храмовая постройка — центральный зал с колоннами, начатый строительством в 1510 году.

Гопура храма в Мадурае.

240 – Кхаджурахо (хинди) — крупный комплекс храмов североиндийского типа, с башнями параболических очертаний (между 954—1050), в Индии (шт. Мадхья-Прадеш). Сохранилось 22 храма, крупнейший из которых Кандарья-Махадева, построенный в XI веке. Известен своими изящными скульптурами, изображающими сексуальные сцены из кама-сутры. Часто посещаем туристами.

Город в период с 950 по 1050 был столицей династии Чандела. Во всём комплексе изначально находилось 80 индуистских храмов, весь комплекс рассредоточен на площади 21 км². Храмы Кхаджурахо — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. (см. испанский)

БАНГЛАДЕШ

322 - Сомапура Махавихара — крупнейшая по размерам буддийская вихара на Индийском субконтиненте. Расположена на севере Бангладеш. В центре сооружения — традиционный ступа, вокруг которого в квадрат вписаны 177 монашеских келий. Общая площадь памятника превышает 85 тыс. кв. метров. Окружающая монастырь стена облицована терракотовыми пластинками с изображениями Будды.

Археологи установили, что вихара была построена буддийским владыкой Дхармапалой (781—821) из династии Пала. В XI веке её предали огню пришельцы с запада (Ванга). Впоследствии монастырь был восстановлен, но с приходом в регион ислама его окончательно забросили.

В конце XX века ЮНЕСКО привлекло внимание учёной общественности к полузабытому памятнику индийского буддизма и выделило несколько миллионов долларов на его реставрацию. В 1985 г. великая пахарпурская вихара была внесена в перечень Всемирного наследия.

НЕПАЛ

121 – Боднатх (в разных транслитерациях Боудданатх, Боддинат, Боуда и т. п.) —буддийский храмовый центр на окраине Катманду в Непале.

В центре комплекса находится большой буддийский ступа, вокруг которого расположены десятки тибетских монастырей разных школ и направлений.

Боднатх считается основным центром тибетского буддизма в Непале. Ступа построен в VI веке, и часто упоминается в исторических документах. Ступа представляет собой пространственную мандалу, основание символизирует землю, полусферический свод — воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к Нирване) — огонь, зонтик — воздух, а венчающий всё бельведер — небо.

Ступа спускается сверху вниз террасами, на каждой из которых стоят также маленькие ступы. Ступа окружен оградой, на которой по всей окружности расположены молитвенные барабаны. Таким образом, ступу можно обходить как вокруг ограды, вращая барабаны, так и по террасам каждого уровня. С верхнего яруса идут грубые ступени, обрывающиеся за несколько метров над террасой — по этим ступеням спускается дух.

Вокруг ступы по кругу идут четырёхэтажные дома с магазинами, сувенирными лавками и ресторанами.

В известном фильме режиссёра Бертолуччи «Маленький Будда» одна из центральных сцен происходит у ступы Боднатх.

666 – Лумбини (санскр.«любимый») — поселение в Непале, в округе Рупандехи, на границе с Индией. Известно своим храмовым комплексом и как одно из мест, претендующих на право называться местом рождения Будды Гаутамы, основателя буддизма (предположительно 563 до н. э.—483 до н. э.), вследствие чего является местом паломничества буддистов. Недалеко от Лумбини находился город Капилавасту, где Будда рос до 29 лет.

В 1896 году непальские археологи нашли большую каменную колонну с надписями царя Ашоки. Сохранились также записи китайского паломника Фасяня, помогшие идентифицировать место рождения Будды.

Кроме Лумбини местами паломничества, связанных с жизнью Будды Гаутамы являются также Кушинагар, Бодх-Гая и Сарнатх в Индии.

Центральную часть комплекса Лумбини занимает храм Майя Деви, посвящённый матери Будды, с древним памятным камнем, изображающим рождение Будды.

К храму примыкает колонна царя Ашоки с надписью. Вокруг храма — археологическая зона с остатками сооружений раннего буддизма и дерево Бодхи.

Весь комплекс состоит из десятка буддийских монастырей, храмов, ступ разных конфессий и других памятников.

Каждая страна, в которой есть представители буддистского вероисповедания может построить на территории Лумбини храм.

Если исключить пеших паломников из Индии, то Лумбини сейчас посещают около 100 тысяч туристов в год. Для кардинального увеличения этого числа планируется создание центра туризма, паломничества и образования по модели Медины и Мекки в Саудовской Аравии в части строительства дорог, гостиниц, туристических центров и проектов в области электроэнергетики.