logo search
1 Шпоры

Западнорусизм

Западнорусизм — историко-идеологическое направление научной, общественно-политической, этноконфессиональной и культурной жизни, возникшее в Северо-Западном крае Российской империи, основывающееся на постулате, что Беларусь является культурной и государственной частью России, а белорусы — самобытным ответвлением русского этноса.

Белорусский историк Александр Цвикевич отмечал, что на формирование идей западнорусизма сильное влияние оказал Замойский церковный собор 1720 года. Михаил Осипович Коялович, один из видных идеологов западнорусизм. Первые идеи, названные впоследствии западнорусизмом, возникли во времена Речи Посполитой и их катализатором был так называемый «диссидентский вопрос» (вопрос о равных правах православных с католиками). Этот же автор утверждает, что основополагающий комплекс представлений западнорусизма сложился под идейным руководством епископа Белорусского св. Георгия Конисского еще во второй половине XVIII в. Влияние на развитие западнорусизма оказала идея славянофильства, разработанная А. С. Хомяковым, И. В. Киреевским, И. С. Аксаковым и др.

Идеи западнорусизма развивались в окружении виленского епископа Иосифа (Семашко), особенно в связи с проведением Полоцкого собора 1839 года, ликвидировавшего униатство на территории Российской империи. Окончательно теория западнорусизма была научно разработана в трудах русского историка, выходца из Гродненской губернии Михаила Кояловича, который для обозначения современной территории Беларуси ввёл в научный оборот термин «Западная Россия». Другими видными представителями западнорусизма были Григорий Киприанович, Платон Жукович, Константин Харлампович, Афанасий Ярушевич, А. Демьянович.

Сами термины «белорусский народ» и «Белая Русь» не были широко распространены среди населения. Как писал близкий к кругам западнорусистов филолог и этнограф Евфимий Карский в 1903 году:

Въ настоящее время простой народъ въ Бѣлоруссіи не знаетъ этого названія. На вопросъ: кто ты? простолюдинъ отвѣчаетъ — русскій, а если онъ католикъ, то называетъ себя либо католикомъ, либо полякомъ; иногда свою родину назоветъ Литвой, а то и просто скажетъ, что онъ «тутэйшій» (tutejszy) — здѣшній, конечно противополагая себя лицу, говорящему по-великорусски, какъ пришлому въ западномъ краѣ.

Западнорусизм как течение общественно-политической мысли сформировался во второй половине XIX - начале XX вв. Его предыстория связана с православной русской традицией, восходящей к глубокому прошлому белорусского народа. Это был сложный, порой трагический путь становления русского самосознания белорусов, которое вырабатывалось в долгом противостоянии с экспансионистской польской католической традицией.

Общественный резонанс и политическое звучание западнорусизм получил в результате подавления восстания польских сепаратистов в Северо-Западном крае. Виленский генерал-губернатор, граф Михаил Николаевич Муравьев, в 1863-1865 гг. провел серию глубоких региональных реформ, направленных на социально-экономическую и этническую модернизацию местного русского населения (белорусов и малороссов). В Белоруссии следствием этих реформ стало "западнорусское возрождение" 60-х годов XIX в. Его представители, опираясь на православно-русскую традицию, ставили своей целью сформировать русское этническое самосознание белорусов, которое было подавлено длительным польским господством.

Главную идею западнорусизма, идею русской этнической, культурной и исторической общности сформулировал выдающийся историк Михаил Коялович: "Русский народ состоит из трёх племен: великорусского, малорусского и белорусского. Это факт русской жизни; давно он существует и, без сомнения, впредь будет существовать, пока в России будет простой народ".