logo search
Политология лекции с Сечиной

3.История политической мысли эпохи Абсолютизма

1.Киевская Русь

1.Божественность княжеской власти

2.Мировое и политическое единство

3.Особая роль Руси в мировом процессе

-Владимир Мономах

«Нет Руси, если нет сильной дружины»

-Мнение Даниила Заточиника

«Бойтесь боярского засилья»

«Бог не в силе, а в правде»

2.Московское государство ( До Петра I )

Москва- третий Рим и четвертому не бывать ( монах Филофей ) Русский народ должен стремиться к объединению

-Концепция соборности и активности

3.Эпоха Абсолютизма

Феофан Прокопович

Вас. Ник. Татищев

Помещиков «О скудости и богатстве»

Появление оппозиции ( Радищев, Муравьев «Император – не помазанник Божий» )

Пестель – за уничтожение монархии и царской семьи

4.Политическая мысль в России

1.Консерватизм

-реакционное славянофильство

-реформаторское славянофильство

2.Либерализм

-неокласический

-социализированный

3.Социал-Ремормизм

4.Радикализм

-большевизм

-анархизм

Политическая мысль России с древних времен до наших дней (Вопрос 5 )

Русская политическая мысль представляет собой систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политического устройства, оптимальных для России. Она развивалась во взаимосвязи с российской государственностью, закономерности отечественной политической истории, русской философией, на основе национальной культуры с ее особенностями идейных и духовных традиций.

2 основные проблемы культурного и государственного развития России

1.Проблема освобождения личности

2.Проблема упорядочения государственного властвования, введения его в рамки правомерности и соответствия с потребностями и желаниями населения.

XI-XVIII в.в – русская политическая мысль развивалась в основном в религиозной форме

Первая половина XI – зарождение древнерусской политической идеологии в связи с появлением летописей. Первое чисто политическое произведение – «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (середина XI в) – выдержался в религиозном духе фантастическая концепция всемирной истории, которая делится на 2 периода – Ветхого завета и нового завета.

«Повесть временных лет» (Начало XII века)

-Монах Киево-Печерского монастыря Нестор (предположительно) – историческое обоснование независимости Русского государства и сильной государственной власти.

«Слово о полку Игореве» - единство русской земли, единовластие, сильная княжеская власть

Теория «Москва-Третий Рим» - псковский монах Филофей ( Начало XVI века. ) :

-история человечества предоставляет собой историю трех великих всемирных государств, чье возникновение, возвеличивание и дальнейшая судьба направлялись волей бога.

1-Рим (пал из-за ереси)

2-Византия – завоевано Турками

3-Москва – хранительница православия

Нестяжатели-

1)Требовали реорганизации некоторых форм деятельности церкви и лишения ее права владения землями.

(Монах нил Сорский, его ученик Вассилан Патрикеев, монах Максим Грек )

Основа учения – проповедь аскетизма, ограничение деятельности церкви духуовной сферой.

Максим Грек:

1)Цель и главная задача государства – обеспечение мира и стабильности жизни подданных державы

2)Законные способы происхождения власти – не только наследственное занятие престола, но и выборное. Руководитель противоположной позиции:

Иосиф Волоцкий:

1)Отрицание секумеризации церковных земель.

Его именем названо движение- иосифляне.

Черты:

1)Практически- политическая направленность политической мысли

2)Стремление ответить на основные вопросы своего времени, показать пути их решения

3)Своеобразное сочетание религиозных идей и светской аргументации в политических сочинениях

4)Господствующее мировоззрение –теология

Рубеж XVII – XVIII века – русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия

Для обоснования абсолютизма – теория естественного права

С XVII века в ней преобладают секулярная и просветительская тенденции, связанные с эпохой «европеизации» России, начатой Петром I (политические учения Ф.Прокоповича, М.М.Щербатова и д.р. )

Феофан Прокопович ( 1681-1736 )

-формы правления зависят от народного соглашения, но устанавливаются не произвольно, а в соответствии с размерами государства

Произведения: «Правда воли монархией во определении наследника державы своей…»

Василий Никитич Татищев ( 1686-1750)

Сторонник теории естественного права, просвещения, науки.

-формы правления зависят от ряда условий: местоположение, размер территории, состояние населения.

Произведения: «Краткие экономические до деревни следующие записки» (1742)