3.История политической мысли эпохи Абсолютизма
1.Киевская Русь
1.Божественность княжеской власти
2.Мировое и политическое единство
3.Особая роль Руси в мировом процессе
-Владимир Мономах
«Нет Руси, если нет сильной дружины»
-Мнение Даниила Заточиника
«Бойтесь боярского засилья»
«Бог не в силе, а в правде»
2.Московское государство ( До Петра I )
Москва- третий Рим и четвертому не бывать ( монах Филофей ) Русский народ должен стремиться к объединению
-Концепция соборности и активности
3.Эпоха Абсолютизма
Феофан Прокопович
Вас. Ник. Татищев
Помещиков «О скудости и богатстве»
Появление оппозиции ( Радищев, Муравьев «Император – не помазанник Божий» )
Пестель – за уничтожение монархии и царской семьи
4.Политическая мысль в России
1.Консерватизм
-реакционное славянофильство
-реформаторское славянофильство
2.Либерализм
-неокласический
-социализированный
3.Социал-Ремормизм
4.Радикализм
-большевизм
-анархизм
Политическая мысль России с древних времен до наших дней (Вопрос 5 )
Русская политическая мысль представляет собой систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политического устройства, оптимальных для России. Она развивалась во взаимосвязи с российской государственностью, закономерности отечественной политической истории, русской философией, на основе национальной культуры с ее особенностями идейных и духовных традиций.
2 основные проблемы культурного и государственного развития России
1.Проблема освобождения личности
2.Проблема упорядочения государственного властвования, введения его в рамки правомерности и соответствия с потребностями и желаниями населения.
XI-XVIII в.в – русская политическая мысль развивалась в основном в религиозной форме
Первая половина XI – зарождение древнерусской политической идеологии в связи с появлением летописей. Первое чисто политическое произведение – «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (середина XI в) – выдержался в религиозном духе фантастическая концепция всемирной истории, которая делится на 2 периода – Ветхого завета и нового завета.
«Повесть временных лет» (Начало XII века)
-Монах Киево-Печерского монастыря Нестор (предположительно) – историческое обоснование независимости Русского государства и сильной государственной власти.
«Слово о полку Игореве» - единство русской земли, единовластие, сильная княжеская власть
Теория «Москва-Третий Рим» - псковский монах Филофей ( Начало XVI века. ) :
-история человечества предоставляет собой историю трех великих всемирных государств, чье возникновение, возвеличивание и дальнейшая судьба направлялись волей бога.
1-Рим (пал из-за ереси)
2-Византия – завоевано Турками
3-Москва – хранительница православия
Нестяжатели-
1)Требовали реорганизации некоторых форм деятельности церкви и лишения ее права владения землями.
(Монах нил Сорский, его ученик Вассилан Патрикеев, монах Максим Грек )
Основа учения – проповедь аскетизма, ограничение деятельности церкви духуовной сферой.
Максим Грек:
1)Цель и главная задача государства – обеспечение мира и стабильности жизни подданных державы
2)Законные способы происхождения власти – не только наследственное занятие престола, но и выборное. Руководитель противоположной позиции:
Иосиф Волоцкий:
1)Отрицание секумеризации церковных земель.
Его именем названо движение- иосифляне.
Черты:
1)Практически- политическая направленность политической мысли
2)Стремление ответить на основные вопросы своего времени, показать пути их решения
3)Своеобразное сочетание религиозных идей и светской аргументации в политических сочинениях
4)Господствующее мировоззрение –теология
Рубеж XVII – XVIII века – русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия
Для обоснования абсолютизма – теория естественного права
С XVII века в ней преобладают секулярная и просветительская тенденции, связанные с эпохой «европеизации» России, начатой Петром I (политические учения Ф.Прокоповича, М.М.Щербатова и д.р. )
Феофан Прокопович ( 1681-1736 )
-формы правления зависят от народного соглашения, но устанавливаются не произвольно, а в соответствии с размерами государства
Произведения: «Правда воли монархией во определении наследника державы своей…»
Василий Никитич Татищев ( 1686-1750)
Сторонник теории естественного права, просвещения, науки.
-формы правления зависят от ряда условий: местоположение, размер территории, состояние населения.
Произведения: «Краткие экономические до деревни следующие записки» (1742)
- Понятие политологии, объект политологии. Предмет политологии
- Политология как наука и ее взаимосвязь с другими науками
- Методы и функции политологии. Ее основные понятия и категории
- История политических учений
- 3 Основные черты учений:
- История политических учений запада
- 1.Политические учения Древнего Востока
- 2.Политические учения Древней Греции и Древнего Рима
- Аристотель
- Марк Туллий Цицерон
- 3.Политические учения Средневековья
- Аврелий Августин
- Фома Аквинский
- 4.Политические учения эпохи Возрождения и эпохи Просвещения
- Николло Макиавелли
- Томас Гоббс
- Джон Локк
- 5.Политические учения Нового Времени
- Иеремия Бентам
- Шарль-Луи Монтескье
- Марксизм
- Этапы эволюции современной политической мысли
- Основные школы современной зарубежной политической науки:
- 5.История политической мысли России
- 1.История политической мысли Киевской Руси
- 2.История политической мысли Московского государства
- 3.История политической мысли эпохи Абсолютизма
- Политическая мысль России (вопрос 5)
- 1.Либерализм
- Политическая система Вопрос 9
- 1.Политика и власть
- Структура политики :
- Ресурсы власти
- Функции политической системы