logo search
1-39_politologia

3 Особенности формирования политологии в российском обществе

Формирование политологии в России шло с некоторым запозданием по сравнению со странами Запада. Этот процесс значительно ускорился в результате отмены крепостного права, судебной и земской реформ, реформы и армии и других преобразований в 1860-е гг. Указанные реформы, которые могли в конечном счете способствовать утверждению начал гражданского общества и правового государства, во многом стимулировали внимание русских обществоведов к проблемам права, конституционализма, истории государственного строительства, представительных учреждений и т.д. В конце ХIХ - начале ХХ в. были заложены основы русского конституционализма. В данном контексте большое значение имело возрождение интереса к теории естественного права, которая использовалась для обоснования принципов правового государства. Немаловажная заслуга в разработке этих проблем принадлежит Б.Н. Чичерину, который написал несколько фундаментальных трудов, в том числе и пятитомную «Историю политических учений» (1877), «Очерки философского права» (1901), «О народном представительстве» (1857) и др. Дальнейшее развитие данная тематика получила работах И.В. Михайловского, Л.И. Петражицкого и др. Глава московской школы философии права П.И. Новгородцев принял активное участие в основании конституционно-демократической партии. Его ученики внесли существенный вклад в разработку важнейших вопросов политической науки.Так же нельзя не отметить вклад, который внесли в разработку проблем политической философии, обоснование принципов конституционализма и сравнительно исторический анализ представительных учреждений и форм демократии М.М. Ковалевский и др.Одним из основателей политической социологии считается русский ученый М.Я. Острогский. Он опубликовал двухтомный труд «Демократия и политические партии». Эти и множество других фактов дают достаточные основания для вывода о том, что развитие политической мысли в России шло в том же направлении, что и на Западе. Но в отличие от западных стран, в России процесс формирования и институционализации самой политической науки в результате целой череды катаклизмов, захлестнувших страну и установления тоталитаризма оказался прерванным.  С середины 1980-х гг. в нашей стране произошли существенные сдвиги , создавшие условия для формирования новой российской политической науки. Важным этапом в данном процессе стала официальная отмена в 1989г. руководящей роли КПСС в обществе, что соответственно предполагало и отмену научного коммунизма и других связанных с ним предметов в качестве обязательных для изучения в вузах дисциплин. За эти последовало официальное признание политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины.  Особое значение имели учреждение экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК) по политическим наукам и введение в вузах страны преподавания политологии. Все это создало основу для развития современной профессиональной политической науки, формирования системы подготовки и переподготовки научных и преподавательских кадров политологов, установления и присуждения ученых степеней по политическим наукам и присвоения научных званий по политологическим кафедрам. По имеющимся данным в настоящее время в вузах Российской Федерации функционирует более 300 кафедр политологии и политологических отделений. Неуклонно и сравнительно быстро растет число политологов различных профилей. О том большом пути, который за сравнительно короткий путь прошла отечественная политическая наука, свидетельствует тот факт, что в 1991 г. на основе существовавшей ранее Советской ассоциации политических наук создана Российская ассоциация политических наук. В 1995 г. организована Академия политической науки. В месте с тем не может не вызывать озабоченность факт дефицита фундаментальных исследований по ключевым проблемам политической науки, таким как понятие политического вообще, политическая философия, социология политики, власть, государство. В этом плане отечественной политической науке предстоит еще многое сделать, чтобы завершить процесс профессионализации и окончательной институционализации.

- прогностическая (выявляет тенденции развития, прогнозирует будущее).

В рамках этих функций совершается движение научного политического знания от эмпирического материала к его обобщению в теорию и гипотезу развития (предложение).