logo search
Politologia_1

Типы правления и критерии их классификации Аристотеля.

Аристотель является основателем патриархальной теории происхождения государства. Оно складывалось в 3 этапа:

  1. Люди жили отдельными семьями, в которые входили несколько поколений родственников и зависимые люди. Семьи руководились старшим мужчиной (патриархом).

  2. Семьи объединяются в селения, которыми руководят советы глав семейств.

  3. Несколько селений объединяются в государство. Поначалу ими руководит совет из представителей советов селений. ТО государственная власть возникла из власти отца в семье. Следовательно, правитель должен относиться к подданным как к своим детям, а подданные должны повиноваться правителю как своему отцу.

Общественную жизнь Аристотель осмысливает через категорию общения. Существуют различные виды общений:

  1. Экономика – это общение людей по поводу приобретения богатства.

  2. Дружба – общение людей по поводу взаимного нравственного совершенства.

  3. Политическое общение – это общение по поводу общего блага.

Поэтому предназначение государства – в создании условий для нравственного совершенствования конкретного человека.

Человек – это политическое животное. Без общения с другими людьми могут жить лишь немногие люди. Это либо животные, либо Боги. Поэтому нравственный человек может сформироваться только в нравственном государстве.

Аристотель выделяет формы государства по 2м критериям. По количественному критерию государства делятся на правление одного, меньшинства или большинства. По качественному критерию – на правильные и неправильные. В правильном государстве элита правит в интересах всех, а в неправильных – в своих интересах. При пересечении 2х критериев получается 6 форм государства:

  1. Монархия – правильное правление одного. Возникает, когда в обществе появляется человек, превосходящий всех по своим личным качествам. Тогда народу не остается ничего другого, кроме как подчиниться этому человеку.

  2. Тирания – неправильное правление одного. Власть захватывает не самый достойный человек. Он уничтожает ярких и неординарных людей, боясь конкуренции с их стороны. При тирании все подданные по сути являются рабами тирана.

  3. Аристократия – правильное правление меньшинства. У власти находятся наиболее достойные не только по происхождению, но и по своим нравственным качествам.

  4. Олигархия – неправильное правление меньшинства. У власти находятся не лучшие, а наиболее богатые, и они используют свою власть для дальнейшего обогащения.

  5. Полития – правильное правление большинства. В политии правит достаточно нравственный средний класс. Именно поэтому такое правление способствует общему благу.

  6. Демократия – неправильное правление большинства. Демократия возникает, когда большинство является необразованным и нравственно распущенным. В этих условиях политики вынуждены потакать низменным наклонностям массы.