logo search
1 Шпоры

Концепция литвинизма

Литвинизм - движение литвинов и «переходных субнациональных групп», таких как белорусы-литвины, поляки-литвины и др. за возрождение нации литвинов. Часть белорусов, также, поддерживает литвинизм, осозновая его комплиментарность к белорусской государственности.

Основные постулаты литвинизма:

Большинство белорусов являются потомками литвинов - подданых Великого Княжества Литовского.

Каждый белорус и представитель другой национальности может считать себя по национальности литвином, для этого нужно только внутреннее решение человека и осознание связи с наследием Великого Княжества Литовского (духовной, исторической, этнической, родовой, культурной или любой другой).

Современные литвины - открытая нация.

Названия «Литва», «Литвины» и все производные от них происходят от названий «Лютва», «Лютичи». Лютичи сыграли важную роль в возникновении Великого Княжества Литовского, переселившись на территорию Беларуси в XI-XIII веках.

Названия «Литва» и «Литовец» в ходе и после уничтожения Речи Посполитой постепенно перешли от литвинов к балтийскому народу жмудинов (жемайтов, жмуди), после чего литвинское население Великого Княжества Литовского утратило своё название и стало быстро полонизироваться и русифицироваться.

Республика Беларусь исторически является главным преемником Великого Княжества Литовского и должна включить в своё государственное название слово с корнем «ЛИТВА» (любое производное слово от этого корня), это может быть второе официальное название внутри страны.

Сущность литвинизма заключается в трёх его составных частях.

1-ая часть — национальная:

Потребность компенсации слабого культурно-национального контекста приводит жителей Беларуси к поиску более глубокого фундамента своей национальной значимости и идентичности.

(Проще говоря: житель Беларуси имеет потребность гордиться своей историей, ощущать её цельность и величие. Он, также, хочет понимать, в чём заключается его национальная культура и традиция. Литвинизм даёт ему такую возможность. Став литвином, человек обретает силу и спокойствие литвинской национальной идеи.)

2-ая часть — историческая:

Территория Беларуси более 500 лет была центром Великого Княжества Литовского. Литвины являются прямыми предками большинства жителей Беларуси и прилегающих регионов. В силу политических и исторических причин, в течение 19-го века, название «Литва»-«литовский(-ая)(-ое)» закрепилось за одним из прибалтийских народов, который стал именоваться «литовцами». Большинство литвинов, утратив своё государство, аристократию и название страны, стали именоваться «белорусами» (исходя из нового названия этой территории — «Белоруссия», которое было навязано Российской империей поверженному народу литвинов).

Таким образом, на протяжении периода с конца 18-го века до начала 20-го века, некогда могущественное государство литвинов и их наследие было полностью разобрано соседними народами и государствами. Территория и власть достались Российской империи (плюс около 10% литвинов за тот период эмигрировало и ассимилировалось в России). Имя и бóльшая часть истории досталась небольшому, но динамичному этносу жмудинов (жемайтов) — то есть современным литовцам (плюс около 1 - 2% литвинов ассимилировалось и растворилось в новой нации литовцев). Бóльшая часть культурного контекста литвинов была поглощена Польшей и теперь ассоциируется с польской культурой (плюс около 10% литвинов ассимилировалось и растворилось в польской среде).

3-я часть — государственная:

Литвинизм определяет Республику Беларусь, как государство-наследник истории, культуры, языка, политики и права Великого Княжества Литовского. Пока существует Республика Беларусь (в любой её форме и названии), это государство литвины воспринимают как свою Родину. Беларусь должна быть едина и неделима, сохранять независимость и не вступать в конфедеративные или федеративные связи ни с каким государством.