Западничество в современной России
В старом споре между славянофильством и западничеством официальная идеология Советского Союза была целиком и полностью на стороне западничества.
Отказ от социализма не стал идейным переворотом. Он развёртывался в рамках всё той же парадигмы западничества. Россию снова провозгласили отстающей страной, которой необходимо догонять ушедший далеко вперёд Запад. Поэтому перестроившаяся элита сразу отождествила прежний социализм и веру в русскую самобытность, хотя раньше она же всячески отвергала какую-либо связь между этими двумя явлениями. Отказ от социализма происходил под лозунгами «возвращения в мировую цивилизацию».
Когда начался спор между западниками и славянофилами, русские не замечали США. И даже в начале ХХ века, когда США стали экономическим лидером всего мира, их наличие и их роль оказывали небольшое воздействие на общественное сознание России. Куда больше для русского человека значили Англия, Германия, Франция.
Усилиями большевистской пропаганды с 1917 по 1945 год был создан мощный и устойчивый позитивный образ США. Несмотря на «господство капиталистов», США были символом развитой страны, на которую надлежит равняться. Сам Сталин призывал советского человека учиться американской деловитости и работоспособности. В ту пору США не были явным геополитическим соперником Советской России, а в годы Второй мировой войны они и вовсе стали нашим союзником.
Изменение имиджа США произошло в конце 40-х гг. Но и тогда по-прежнему отмечалась успешность этой страны в решении проблем экономического развития. Лозунг Хрущёва «Догоним и перегоним США!» мог появиться только на почве восхищения достижениями Америки. А постоянное подчёркивание «эксплуататорской сущности» американской экономики препятствовало восприятию США как «империи зла» советскими людьми. «Зло» связывалось с господством американской элиты. «Трудовая Америка» как бы выводилась за рамки представлений о царящем в США «зле», изображалась страдающей стороной.
Советская пропаганда с её классовым подходом чётко называла виновников американского империализма. Поэтому когда при Горбачёве было объявлено, что этого империализма как такового нет, а классовый подход неверен, то образ Америки автоматически стал светлым и невинным. Потребовались бомбардировки Ирака и Сербии, чтобы этот имидж был потеснён.
Но это не было возвращением к старому советскому восприятию Америки. Поскольку классовый подход так и не был реабилитирован, то США начали восприниматься как нечто цельное в своей имманентной агрессивности. Экспансионизм стал представляться как свойство самой североамериканской государственности, а «дух превосходства» – как физическое качество её народа. Попутно, конечно же, всячески подчёркивается, что американцы не имеют права на такой «дух» в силу своей малокультурности.
Неприятие Америки и американцев – общее явление для Европы. Причём там оно началось раньше, чем у нас, задолго до нашей перестройки.
Не секрет, что русское западничество наших дней, как казённое, так и оппозиционное, значительно больше ориентируется на Западную Европу, чем на Америку. Одна из причин – отталкивающий образ США, и неважно, что в этом образе больше подчёркивается: недостаточный (по сравнению с Западной Европой) уровень прав и свобод или внешнеполитическая экспансивность. В ряде случаев Америка может служить для сторонников самобытности России примером. Но и тогда мы слышим чаще всего слова порицания. Так, говоря о сохранении в ряде штатов США смертной казни, её сторонники у нас в стране нередко предпочитают жаловаться почему-то не на диктат Евросоюза, а на диктат США, каким-то жульническим образом заставивших Европу отказаться от высшей меры наказания нам на погибель, а себе на благо!
Примитивная американофобия как следствие победы США в «холодной войне» пока препятствует позитивному осмыслению политического опыта этой страны патриотами России. Это осмысление важно, учитывая, что и США не избавлены от посягательств на их суверенитет со стороны «международных структур». Русское великодержавное и национальное западничество или не возникнет вообще, или же оно будет заметно американофильским, что, однако, не исключит временами острого соперничества между этими двумя полюсами белой христианской цивилизации.
- Блорусско-польские отношения
- Взгляды Чаадаева
- Византизм Леонтьева
- Данилевский «Россия и Европа»
- Западничество в современной России
- Западнорусизм
- Ислам – политический фактор в мн
- Концепция литвинизма
- Концепция серединной Европы
- Концепция Цымбурского.
- Концепция «Краевства»
- 14Пангерманизм
- Панслави́зм
- 16.Православие и политика
- Рб и Литва
- Хантингтон «Столкновение цивилизаций»
- 20 Цивилизационный подход в России
- 21. Цивилизационный проект