logo search
Geopolitika

Вопрос 11. Геополитические идеи а. Мэхена и н. Спайкмена.

Теория "морского могущества" А. Мэхена

Альфред Т. Мэхен опубликовал свою первую книгу “Влияние морской силы на историю 1660—1783 гг.”. Впоследствии вышли в свет работы “Влияние морской силы на Французскую Революцию и Империю” (1793—1812 гг.), “Заинтересованность Америки в морской силе в настоящем и будущем”, “Проблема Азии и ее воздействие на международную политику”, “Морская сила и ее отношение к войне”.

Можно сказать, что Мэхен в конце XIX — начале XX вв. создал программу деятельности идеологов и политиков талассократии, которая и была реализована во второй половине XX в победа в “холодной войне” с СССР, разрушение Советского Союза закрепили успех стратегии “морского могущества”.

В работе “Влияние морской силы на историю” Мэхен утверждал, что обладание морем или контроль над ним и пользование им являются теперь и всегда были великими факторами в истории мира. В обоих случаях победителем был тот, за кем оставалось обладание морем.

Морская цивилизация у Мэхена выступает как торговая цивилизация. По этому поводу он замечает: нация, которая стремилась обеспечить за собою несоразмерную долю благ морской торговли, прилагала все старания для исключения из участия в них других наций.

Колонизация, захват морских коммуникации и другие действия держав, стремящихся к монополизации торговли, — все это вело к войнам. Поэтому история морской силы есть в значительной мере и военная история.

Ключ к пониманию политики приморских наций следует искать в трех данных:

• в производстве продуктов, с необходимостью их обмена,

• в судоходстве для совершения этого обмена,

• в колониях, которые расширяют и облегчают операции судоходства, покровительствуя ему также умножением безопасных для судов станций.

Мэхен Развивал учения талласократии и телурократии (морской и сухопутной силы).

Предложил деление мира на 2 сферы: северная – склад сухопутной мощи и южная – склад морской мощи англии. Между 30-й и 40-й параллелью столкновение между морской и сухопутной силой.

Предложил стратегию анаконды. Анаконда – захват у противника военных мест со стороны воды. Считал, что в новейшее время не обязательны крупномасштабные морские сражения.

Предлагал: Препятствовать усилению мощи Германии.

Н.Спайкмен

Был продолжателем теории адмирала Т Мэхена. Спайкмен видел геополитику не как науку, изучающую влияние почвы на жизнь государства, а рельефа на национальный характер, а как аналитический метод, позволяющий выработать эффективную международную политику.

Основной тезис Спайкмена можно свести к тому, что Маккиндер переоценил геополитическое значение Неаrtlаnd'а Hertland, по Спайкмену, пространство, получающее импульсы из береговых зон, а не наоборот. Следовательно, Rimland — ключ к мировому господству, поэтому тот, кто доминирует над ним, доминирует над Евразией, держит судьбу мира в своих руках.

Он выделил десять критериев геополитического могущества государства:

поверхность территории,

природа границ,

объем населения,

наличие или отсутствие полезных ископаемых,

экономическое и технологическое развитие,

финансовая мощь,

этническая однородность,

уровень социальной интеграции,

политическая стабильность,

национальный дух.

Если сумма оценки геополитических возможностей государства по этим критериям оказывается небольшой, то данное государство вынуждено поступаться частью своего суверенитета.

Кроме этого, Спайкмен ввел новую категорию — “Срединный океан”, который выступает у него как “внутреннее море”, каковым в Древнем мире и в Средние века было Средиземное море.

Спайкмен предельно развил идею “анаконды” — контроля и удушения береговых территорий Афро-азиатских, арабских стран, Индии и Китая, что можно сделать только опираясь на силу. Он был сторонником применения силы в международных отношениях. Сила, по его мнению, — необходимая составная часть всякого политического порядка.

Вопрос. 12. Предыстория русской школы геополитики: от Филофея до славянофилов

Изложил концепцию «Москва — третий Рим». Он предположил, что история развивается по воле Бога в виде смены царств. Он пытался осмыслить современное состояние России в мире после падения Константинополя и старался подчеркнуть высокий международный престиж современной ему самодержавной власти как единственного независимого православного царства, наследовавшего Византии. Эти идеи изложены в «Послании дьякону Мунехину» и в «Послании к великому князю Василию». Эта концепция сыграла роль объединения в процессе формирования единого государства в 16 веке. Затем в 17 веке были реформы Петра I . Под лозунгом преодоления отсталости от передовых стран Европы и завоевание положения Великой державы прошел весь 18 век.

Во второй половине 19 века в русском обществе сложились несколько концепций. Теория официальной народности (казенного патриотизма при Николае I).Автор – граф Уваров. Утверждал особые условия существования Российской империи, знаменитая троица: самодержавие, православие, народность. Единственный возможный способ укрепления самодержавия - поддержка русским народом и выражение его интересов, причина – православие. Следовательно, то, что происходит в Европе (нестабильность) России не грозит, т.к. Россия из "другого материала".

Возникают самостоятельные течения в обществе – теории западников и славянофилов.

Суть идей западников: Россия отставала и продолжает отставать от передовых стран Западной Европы в экономическом, политическом и культурном плане, нуждается в скорых реформах. Вся история России – история преодоления этого отставания. Основные представители: Грановский, Кавелин, Чичерин, Белинский, Герцен.

Суть идеи славянофилов. Общество в России строится на других принципах, чем Запад. Там индивидуализм, в России – коллективизм (соборность). Следовательно, все революционные потрясения России не грозят. Представители: Хомяков, Кирииевский, братья Максаковы.

Западники и Славянофилы сходились на том, что нужна отмена крепостного права и реформирование самодержавия.