logo search
Развитие молодежного парламентаризма в Чувашской Республике

1.2 Молодежный парламентаризм и молодежное парламентское движение

Механизм участия молодежи в управлении государством сегодня несовершенен. Доля молодых граждан в органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления крайне мала. В то же время необходимость налаживания сотрудничества государственных и муниципальных органов власти с молодежью, молодежными общественными объединениями и другими организациями, средствами массовой информации в интересах решения молодежных проблем огромна. Для решения обозначенных проблем необходимо формирование действенных структур по защите прав и законных интересов молодежи. Шагом в этом направлении стал феномен молодежного самоуправления.

Молодежное самоуправление - это форма управления, предполагающая активное участие молодежи в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, затрагивающих ее жизнедеятельность, защиту прав и интересов молодых людей. Оно включает в себя школьное, студенческое самоуправление, а также самоуправление, осуществляемое через создание при органах государственной и муниципальной власти особых консультативно-совещательных структур молодежи, часто обозначаемых понятием "молодежный парламентаризм".

Молодежный парламентаризм -- система представительства прав и законных интересов молодёжи как особой социальной группы, которая основана на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодёжи -- молодёжного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства. Молодёжный парламентаризм также понимается как элемент гражданского общества, представляющий собой механизм реализации молодёжной политики в форме участия молодёжи в социально-экономических, общественно-политических процессах.

Общественной консультативно-совещательной структуры молодежи в виде молодежного парламента, молодежного правительства, молодежной палаты, молодежного совета.

Молодежный парламент при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находиться по адресу: город Москва, Георгиевский переулок, дом 2.

Молодежный парламент при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации учрежден (рисунок 1): 4 июля 2001 года.

Рисунок 1

Цели и задачи парламента:

Основной целью Молодежного парламента при Государственной Думе является содействие деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи.

Задачами Молодежного парламента при Государственной Думе являются приобщение молодежи к парламентской деятельности, формирование правовой и политической культуры молодежи.

Председатели молодежного парламента при Государственной Думе является содействие деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации указаны в таблице 1.

Таблица 1 - председатели молодежного парламента при Государственной Думе является содействие деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ

ФИО председателя

Начало полномочий

Окончание полномочий

Кувшинова Наталья

2012 г.

2013 г.

Кувшинова Наталья

2013 г.

2015 г.

Кувшинова Наталья Сергеевна - Председатель Молодежного парламента при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Кувшинова Наталья Сергеевна модератор парламентов:

1) Молодежный парламент при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

2) Молодежный Парламент Алтайского края.

Курирует работу федерального Молодежного парламента вице-спикер Государственной Думы Российской Федерации Сергей Владимирович Железняк.

Структура молодежного парламента при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по должности в таблице 2.

Таблица 2

Должность

ФИО

Почетный председатель Молодежного парламента - Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Нарышкин Сергей Евгеньевич

Куратор Молодежного парламента - Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Железняк Сергей Владимирович

Председатель Молодежного парламента

Кувшинова Наталья

Ответственный секретарь Молодежного парламента

МАРТЮШИНА ЕКАТЕРИНА

Заместитель председателя Молодежного парламента по законотворческой работе

Воропаева Мария

Заместитель председателя Молодежного парламента по проектной работе

Алиева Наталья

Заместитель председателя Молодежного парламента по взаимодействию с партнерскими организациями и СМИ

Григорян Артур

Заместитель председателя Молодежного парламента по международному сотрудничеству

Седых Игорь

Комиссии и комитеты по названию указаны в таблице 3.

Таблица 3

Название

Руководитель

Комиссия Молодежного парламента по охране здоровья и экологии

Гизатуллин Тагир

Комиссия Молодежного парламента по труду и социальной политике

Ваулин Григорий

Комиссия Молодежного парламента по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству

Мостовщиков Алексей

Комиссия Молодежного парламента по образованию

Неклюдов Антон

Комиссия по молодежной политике, культуре и патриотизме

Сергеев Александр

Комиссия по строительству и земельным отношениям

Саттаров Евгений

Комиссия по международной политике и евразийству

Еракина Елена

Молодежный парламент при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Молодежные парламентарии:

1) Алиева Наталья;

2) Ваулин Григорий;

3) Вежеева Ольга;

4) Воропаева Мария;

5) Гизатуллин Тагир;

6) Глухова Юлия;

7) Григорян Артур;

8) Еракина Елена;

9) Иванов Антон;

10) Иванова Наталья;

11) Иртегова Евгения;

12) Колмогорова Наталья;

13) Кувшинова Наталья;

14) Кузнецов Сергей;

15) Лавренчук Александр;

16) Магомедов Магомед;

17) Мартюшина Екатерина;

18) Меньшаков Денис;

19) Мостовщиков Алексей;

20) Окунев Сергей;

21) Осипов Иван;

22) Петров Евгений;

23) Разживин Игорь;

24) Саттаров Евгений;

25) Свиридов Дмитрий;

26) Седых Игорь;

27) Сергеев Александр;

28) Серкова Ирина;

29) Стругов Евгений;

30) Татаринцев Владислав;

31) Хохлова Виктория;

32) Чернов Дмитрий;

33) Чернышов Сергей;

34) Шаров Александр;

35) Шатунов Дмитрий;

36) Швецов Станислав;

37) Шевцова Нуне;

38) Шестак Ефим;

39) Шония хатуна;

40) Яхутлов Кантемир.

Целью развития молодежного парламентаризма является привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации им эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах.

Среди задач развития молодежного парламентаризма можно выделить следующие:

1) формирование действенного механизма представительства и защиты законных интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления;

2) обеспечение эффективного сотрудничества представителей молодежи, молодежных и детских общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления;

3) создание системы молодежных парламентов и других представительских общественных молодежных институтов в Российской Федерации, которые позволяют формировать активную гражданскую позицию молодежи и налаживать ее диалог с государством и обществом на основе партнерских отношений;

4) создание условия для консолидации молодежи (на уровне РФ, субъектов РФ) для участия в реализации государственной молодежной политики; создание условий для системного выявления социально активных молодых людей, потенциальных и уже состоявшихся лидеров, обеспечения их дальнейшего становления и роста;

5) создание системы подготовки кадров молодежных парламентов и иных молодежных общественных консультативно-совещательных структур, направленной на формирование кадрового потенциала органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Среди функций, выполняемых органами молодежного представительства является:

1) представление интересов молодежи в органах власти;

2) участие в нормотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики;

3) подготовка молодых кадров;

4) проведение общественно полезных мероприятий;

5) просветительская деятельность.

На сегодняшний день молодежные парламентские структуры созданы и действуют практически во всех регионах Российской Федерации. Например, Молодежный Парламент Республик Коми, Бурятии, Мордовии, Алтайского края, Молодежный парламент при Законодательном Собрании Красноярского края, молодежные парламенты Кузбасса, Архангельской, Волгоградской, Вологодской, Курганской, Новосибирской областей, Общественная молодежная палата при Законодательном Собрании Ивановской области, Молодежный парламент при Совете народных депутатов Амурской области, Молодежная Парламентская ассамблея Калининградской области, Общественный молодежный парламент при Самарской Губернской Думе, Общественный молодежный парламент Рязанской области, Общественная студенческая Дума Тюменской области, Молодежное правительство Ярославской области, Совет молодежных организаций (Молодежный парламент) Нижегородской области, Общественная молодежная палата Свердловской области, Общественная Молодежная палата при Государственном Совете Чувашской Республики. Молодежные парламенты России.

Названия, структура, способы организации и финансирования молодежных представительных структур в различных регионах достаточно разнообразны. Их основополагающим признаком является то, что это общественное объединение молодых граждан, созданное при государственном органе и имеющее в качестве основной цели защиту интересов молодого поколения, его гражданское, политическое и правовое образование через консультативно-совещательную деятельность.

Учитывая опыт развития молодежного парламентаризма в Российской Федерации, можно выделить его следующие формы.

Молодежные парламенты при органах законодательной власти. Данная организационная форма характеризуется тем, что молодежные парламенты создаются на основе решения органа законодательной власти и действуют на основании утвержденного им Положения. Являясь общественным консультативным (совещательным) органом, они участвуют в разработке нормативно-правовых актов, и других документов в сфере государственной молодежной политики. Примером такой формы молодежного парламентаризма являются молодежные парламенты Воронежской, Орловской и Курской областей. В данном случае члены молодежного парламента избираются от максимального возможного количества территорий, образовательных учреждений, других организаций, молодежных общественных объединений.

Определение регламента работы, в частности принятия решений, осуществляется самостоятельно молодежным парламентом. В структуру парламента входят комитеты, комиссии и другие рабочие органы, перечень и состав которых определяется внутренними документами, регламентирующими деятельность молодежного парламента.

Достоинством такой формы является то, что молодежные парламенты получают официальный статус, предоставляемый законодательной властью. В данном случае ни одна общественная организация не сможет претендовать на монопольное использование созданного органа молодежного самоуправления в своих интересах. Данный статус молодежного парламента упрощает процесс принятия и прохождения его решений, через орган власти, при котором он существует. Кроме того, члены молодежных парламентов приобретают в органах законодательной власти определенный управленческий опыт, пополняя кадровый резерв административно-политической элиты страны. Молодежные парламенты и правительства, функционирующие при органах исполнительной власти.

Молодежный парламент во взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти призван разрабатывать социальные программы для молодежных общественных объединений. Цель таких программ - создание для молодежи возможности участия в общественно-политической жизни, принятии и реализации управленческих решений, а также в осуществлении контроля при их исполнении.

Формы осуществления данной программы разнообразны: общественные молодежные приемные, организация мониторингов в молодежной среде, создание теле- и радиопередач, ведение рубрик на страницах периодической печати, организация клубов, диспутов, рекламных кампаний и т.п. При всем разнообразии форм молодежного парламентаризма главное их предназначение состоит в выявлении и представлении интересов молодежи на уровне регионов Российской Федерации и повышении эффективности участия молодежи в жизни области, района, города.

Создание Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания РФ относится к 2001 году.

Палата создана для изучения проблем молодежи в России, своевременного реагирования на них органов государственной власти, содействия деятельности Государственной Думы РФ в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, подготовки рекомендаций по решению проблем российской молодежи.

Общественная молодежная палата при Государственной Думе Российской Федерации - это совещательный, консультативный орган, осуществляющий свою деятельность на общественных началах.

Ее основная цель - содействие деятельности Российского парламента в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи. Молодежная палата создана на добровольной основе из представителей общественных молодежных палат (молодежных парламентов) при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положением в ее состав входит только по одному представителю от общественных молодежных палат (молодежных парламентов), официально созданных при законодательных органах государственной власти Российской Федерации.

Регламентированы возрастной ценз для членства в Общественной молодежной палате - до 30 лет и срок действия полномочий - он составляет один год.

Деятельность Общественной молодежной палаты ведется в комиссиях, которые организовывают работу по направлениям своей деятельности с соответствующими комитетами и комиссиями Государственной Думы.

Заседания палаты проводятся три раза в год. При необходимости могут быть организованы внеочередные заседания.

Молодежная палата разрабатывает и принимает рекомендации для рассмотрения в соответствующих комитетах Госдумы.

Во многих регионах Российской Федерации созданы и функционируют региональные молодежные общественные палаты.

К форме молодежного представительства также относятся Молодежная парламентская ассамблея, действующая при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации и представляющая собой верхнюю молодежную парламентскую палату и Молодежная Дума России.

Молодежная ассамблея - это постоянно действующий совещательный орган при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации. В состав ассамблеи входят представители региональных молодежных парламентов.

В структуре ассамблеи функционирует Совет по взаимодействию Совета Федерации с молодежными парламентами субъектов Российской Федерации и молодежными общественными объединениями.

Молодежная Дума России создана в январе 2002 года как молодежная парламентская структура, объединяющая представителей различных молодежных общественных и политических структур из регионов Российской Федерации. Молодежная Дума представляет собой дискуссионный механизм для обсуждения актуальных общественно-политических вопросов и выработки согласованных решений. Она сотрудничает с ключевыми структурами, занимающимися молодежной политикой и молодежным парламентаризмом в стране: Общественной молодежной палатой и Советом по делам студентов при Государственной Думе РФ, Российским союзом молодежи, департаментом по молодежной политике Минобразования РФ и др.

Депутаты Молодежной Думы организуют слушания по молодежным проблемам, принимают участие в качестве соорганизаторов в мероприятиях других молодежных структур федерального и регионального уровня. Ведется международное сотрудничество с организациями ближнего и дальнего зарубежья.

Молодежная Дума РФ играет роль единой коммуникативной площадки для представителей молодежи различной политической ориентации, для выработки и последующего лоббирования согласованных решений по наиболее важным социально-политическим проблематикам.

С целью развития молодежного парламентаризма в 2005 году в России создан Центр развития молодежного парламентаризма, аккумулирующий опыт работы команды молодых лидеров из разных регионов России по развитию молодежного парламентского движения. Центр осуществляет деятельность по привлечению молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства и общества, к развитию территорий, на которых она проживает, разработке и реализации эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах, прежде всего - молодежных парламентах.

На сегодняшний день в России функционирует трехуровневая сеть молодежных парламентских структур, не имеющая аналогов в мире. В 79 субъектах Российской Федерации созданы и ведут активную деятельность региональные, республиканские, областные или краевые молодежные парламенты при представительных органах власти.

Они эффективно работают во всех 14 субъектах Приволжского федерального округа, который находится в числе лидеров по развитию молодежного парламентского движения.

На муниципальном уровне работают более 3000 молодежных парламентов в Российской Федерации. Они созданы также в большинстве муниципальных районов субъектов Приволжского федерального округа. Общая численность членов муниципальных молодежных парламентских структур - около 10000 человек.

За 2013-2014 гг. молодые парламентарии Приволжского федерального округа внесли ряд предложений в законодательные и исполнительные органы власти своих регионов. Многие из них были поддержаны старшими коллегами и приобрели статус закона. Молодежный парламент Самарской области предложил свой проект федерального закона "О молодежной политике в Российской Федерации". Молодежной общественной палатой Башкортостана был представлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

На сегодняшний день только три Молодежных парламента в Приволжском федеральном округе имеют право законодательной инициативы - в Республике Татарстан, Удмуртской Республике и Самарской области.

Вывод: отмечая особую значимость роли складывающегося социального института политической социализации молодежи, необходимо также отметить и существующие проблемы. Они связаны, прежде всего, с совершенствованием механизма взаимодействия Молодежного парламента различных уровней, взаимодействия Молодежного парламента с молодежными отделениями политических партий, молодежными организациями и движениями, органами государственной власти, недостаточным финансированием, слабым влиянием на подготовку и расстановку кадров и т.д.