logo search
Взаимоотношения политико-административной и бизнес-элит в России

1.3 Взаимодействие бизнес-элиты и политической элиты

В любом обществе бизнес-элита обладает определенным консерватизмом, выступает за стабильность и в то же время борется за права частной собственности. Собственники, менеджеры и директора больших корпораций всегда агрегировались в политику государств. Возникает вопрос, как политика взаимодействует с интересами бизнеса. Две стороны этой проблемы отражены в понятиях "бизнес-ориентированные политики" и "политически влиятельные бизнесмены" [46, с.123]. Для анализа первой стороны проблемы важно выяснить, как корпоративные цели бизнеса трансформируются в политические цели, а для анализа второй - как политические взгляды влияют на развитие бизнеса. Другой подход - исследование взаимопроникновения бизнес-элиты во власть и политики в бизнес. Российские реалии сделали актуальной даже такую постановку вопроса: какая из двух социальных групп - политическая элита или бизнес-элита - обладает большим влиянием на политический процесс и может быть названа стратегической группой?

В новой России и до кризиса 1998 г., и после него существовала довольно многочисленная группа людей, которая оказывала заметное воздействие на происходящее в стране благодаря финансовым ресурсам. Слияние и взаимопроникновение власти и богатства, образующие "власть богатых", принято называть олигархией.

Олигархия - это такой тип государственного устройства, в котором крупные собственники имеют не только экономическую власть, но и огромное политическое влияние. В российской прессе олигархами называют 10-15 бизнесменов, наиболее популярных на сегодняшний день. Научный подход иной: олигархия исследуется как социальная группа, персональный состав которой имеет лишь операциональный характер и важен при конструировании выборки исследования. Речь идет не о списке конкретных влиятельных лиц, а о социальной связи двух групп, составляющих сегодня российскую элиту, - политиков и крупных собственников, о степени их взаимопроникновения и взаимовлияния [79]. Они участвуют в формировании власти и в то же время получают привилегии от этой власти, на которых и зиждется их благосостояние. В свою очередь политики все глубже проникают в бизнес, приобретая крупные пакеты акций, создавая разветвленные кланы, состоящие из членов, контролирующих все жизненно важные стороны подвластных им территорий.

Причем пример России не специфичен. Власть денег всегда и везде проявлялась в контроле над средствами массовой информации, в финансировании выборов, помощи партиям, "покупке" депутатов, лоббировании. Выше уже упоминалось о том, что еще Р. Михельс сформулировал "железный закон олигархии" (демократия, чтобы сохранить себя и достичь известной стабильности, вынуждена создавать организацию, выделяя активное меньшинство - элиту. Поэтому демократия, считал Михельс, неизбежно вырождается в олигархию) [50, с.60]. Другой элитолог Мириам Бёрд писала, что "возможность достижения власти означает одновременно и возможность достижения богатства. В обществе нет никаких препятствий для того, чтобы власти достигали богатые" [цит. по: 13, с.40]. Практически во всех демократических государствах состоятельные кандидаты имеют лучшие шансы победить на выборах. Об этой особенности демократии пишут многие авторы [21, с.14; 25, с.44]. Однако взаимодействие власти и богатства в разные периоды истории отличается и интенсивностью, и вектором влияния.