logo search
Оппозиция в современной России

1.1 Понятие оппозиции и роль оппозиции как политического явления

Об оппозиции можно говорить в узком и широком смыслах. В узком смысле - это политическая партия, коалиция или движение, являющееся парламентским меньшинством, но могущее прийти к власти на следующих выборах. оппозиция политическая социальная

В 1966 году Американский политолог Роберт Даль, анализируя основные параметры политической оппозиции в западных демократиях, выделил четыре основные модели: «британскую», «континентальную», «скандинавскую» и «американо-швейцарскую».

Первая модель, которую можно назвать классической, или «вестминстерской», характеризуется наличием двух достаточно хорошо организованных главных партий, поэтому оппозиция сосредоточена в одной партии. Эти партии строго соревновательны в парламенте и на выборах. Оппозиция столь резко отличима, что ее можно идентифицировать однозначно. Основное противоборство между оппозицией и правительством происходит на парламентских выборах и в национальном парламенте, причем парламент является рутинным, каждодневным местом противоборства. Было бы правильнее даже назвать парламент форумом, используемым для победы на следующих выборах, ведь парламентские дебаты имеют целью повлиять не столько на депутатов, сколько на публику - и на будущие выборы.

В ряде государств континентальной Западной Европы оппозиция представлена несколькими партиями и потому борьба между ними носит не строго соревновательный характер, а решающим местом противоборства является коалиционный торг после выборов с целью формирования исполнительной власти. Соответственно и стратегия оппозиции направлена не на завоевание парламентского большинства, что невозможно в данных условиях, а на увеличение числа мест в парламенте, что дает ей дополнительные преимущества в ходе коалиционного торга.

Выделение третьей модели - скандинавской - может представляться несколько искусственным; здесь также большую роль играет политический торг, но существенное отличие состоит в том, что рамки его существенно расширены. По ряду ключевых вопросов переговорный процесс охватывает значительно больший круг участников, чем в предыдущей модели, включая крупнейшие ассоциации предпринимателей и работодателей, профсоюзы и т.п. Таким образом эта модель оппозиции предполагает включение механизмов социального партнерства.

Наконец, оппозиция в четвертой модели наиболее далека от «классической». Политические партии здесь отличаются сравнительно слабым внутренним единством и децентрализованностью. Примечательной чертой стран, относящихся к этой модели, является то, что в них вообще отсутствует решающее место противоборства между оппозицией и правительством. Разделительная линия между оппозицией и правительством проходит не между партиями, а внутри них.

Исследования политической оппозиции в незападных демократиях, в особенности в странах, где существует партийная система с доминирующей партией (Либерально-демократическая партия Японии), также показали, что среди форм и проявлений оппозиции весьма важную роль приобретают фракции внутри господствующей партии. Фактически подобные партии становятся механизмом агрегирования и согласования различных интересов, управления конфликтами, возникающими из множества расколов.

Таким образом, приведенное выше определение оппозиции в узком смысле удовлетворяет условиям лишь первой и отчасти второй из рассматриваемых моделей.

Р. Даль предложил объяснение понятия «оппозиция», которое можно отнести к числу «широких»: «Предположим, что А определяет курс правительства в определенной политической системе по тому или иному вопросу в течение некоторого промежутка времен. Предположим, что в течение этого промежутка времени Б не может определять поведение правительства, и что Б противостоит тому курсу правительства, что определяется А. Тогда Б является тем, что мы называем «оппозицией». Заметим, что в течение некоторого другого промежутка времени предопределять курс правительства может Б, и тогда в оппозиции окажется А.

Теперь перейдем к роли оппозиции как политического явления. Роль оппозиции как политического явления в любом обществе очень значительна. Она выражается в том, что оппозиция служит звеном между государством и обществом. Оппозиция выражает все негативные настроения, которые есть в обществе, посылая государству сигналы по возможным изменениям своей политики. Все это нужно, чтобы была обратная связь: или вы работаете эффективно для нашего общества, или к власти придёт оппозиция, у которой другой взгляд на проведение государственной политики. Потому что люди у власти должны, понимать, что власть ей дана не навсегда и сегодняшние чиновники смогут оставаться и завтра ими, только когда они эффективно работают. А работать они будут эффективно только, когда чувствуют ответственность. Ответственность, в свою очередь, появляется, когда есть контроль. Эту контрольную функцию и выполняют СМИ и оппозиция. Поэтому власти, чтобы избежать революционной ситуации, нужно прислушиваться к мнению оппозиции - очень часто там предлагают здравые идеи по улучшению государственной политики. Поэтому никогда не стоит пытаться гасить оппозиционные настроения или делать вид, что их нет - эти настроения движут страну вперед, а не пытаются, якобы, нарушить порядок вещей.