logo
У истоков элитаризма

1. Истоки элитаризма

элита социальный олигархия эгалитаризм

В истории развития социально-философского знания по проблеме социального неравенства сложились две основные точки зрения, которые затем оформились в два противоположных по содержанию направления - элитаризм и эгалитаризм.

Элитаризм представляет собой совокупность социально-философских концепций, признающих, что в любом обществе существует естественное неравенство между людьми, которое обусловливает наличие двух необходимых частей социальной структуры - элиты (активного меньшинства) и массы (менее активного большинства).

Эгалитаризм как противостоящее элитаризму идейное течение отстаивает идеи уравнительности как основы справедливой организации социальной жизни, включая имущественное равенство, и расценивает существование элиты в обществе как вызов фундаментальной социальной ценности-равенству.

С позиций элитаризма выделение элиты и массы является нормативом социальной жизни и в некоторых случаях рассматривается даже как атрибут цивилизации: отсутствие же такого разделения говорит о неразвитости общества.

Элитаризм может рассматриваться в нескольких ипостасях: как способ анализа социальной неоднородности; как методология научного познания; как социально-философская концепция; как идеология элиты, выражающая мировоззрения представителей этой страты.

Элитаризм прошел в своем развитии ряд этапов, расширяясь при этом содержательно. Изначально элитаризм формировался в рамках социально-философского знания в форме аристократического элитаризма (Платон, Аристотель. Августин Блаженный, Аквинский, Ницше, Ортега-и-Гассет, Бердяев и др.); с середины XIX в. возникает так называемый классический элитаризм, создателями которого являются Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс, в своих трудах акцентирующие внимание на политической сфере общества; с конца XIX - начала XX вв. формируются современные концепции элитаризма, в которых отражается современная социальная дифференциация, обладающая достаточно сложным со структурной точки зрения характером.

Несмотря на множество различий общими для элитаризма являются следующие положения:

1. В любом обществе существует естественное неравенство людей, предопределяющее извечное деление общества на активное меньшинство (элиту) и пассивное большинство (массу), неизбежное господство одних и подчинение других. Как отмечает Л. Саниетебан, "разделение на элиту и массы является общим для всех систем, и в нем: коренится одна из важнейших причин их внутренних конфликтов. Дуализм элиты и масс является фактом, не содержащим в себе какой-либо оценки".

2. В силу того обстоятельства, что все общество чисто физически и в силу отсутствия специальных знаний, способностей не может участвовать в принятии социально-значимых решений, и далеко не всегда граждане стремятся участвовать в управлении обществом, эту функцию неизбежно принимает на себя ограниченный крут лиц - элита. Элитаристы ставят под сомнение способность "человека с улицы" четко формулировать свои интересы, особенно в тех специфических сферах, которые отдалены от его каждодневных жизненных проблем.

3. Дихотомия "элита - масса" является ведущим методологическим принципом элитаризма. Элита и массы образуют парные категории, теряющие свой смысл вне сопоставления. "Лучшую часть" людей можно выделить только из их общей массы (если бы не было этой массу, то не с кем было бы сравнивать), поэтому противопоставление элиты массам является основным методологическим принципом всех элитаристских теорий.

4. Элита рассматривается в качестве основной силы социодикамики: масса же объявляется пассивной и аморфной, не только не оказывающей никакого позитивного влияния на исторический процесс, но и содержащей в себе потенциал разрушительной силы, способной обратиться против достижений цивилизации.

5. Между элитами и массой существует определенная "психологическая дистанция", что обусловлено спецификой элитарного сознания, которое качественно отлично от сознания массового.

Важной задачей исследования элитарных слоев является определение элиты, т. е. обнаружение того, что же является таковой для данного общества. Еще Сенека в своем знаменитом трактате "О счастливой жизни" утверждал, что "предметом нашего исследования должен быть вопрос о том, какой образ действий наиболее достоин человека, а не о том, какой чаше всего встречается: о том, что делает нас способными к обладанию вечным счастьем, а не о том, что одобряется чернью, этой наихудшей истолковательницей истины. Одобрение толпы - доказательство полной несостоятельности. К черни же я отношу не только простонародье, но и венценосцев. Я не смотрю на цвет одежд, в которые облекаются люди. При оценке человека я не верю глазам: у меня есть лучшее, более верное мерило для того, чтобы отличить истину ото лжи. О духовном достоинстве должен судить дух".

Термин "элита" многозначен, что говорит о многомерности изучаемого явления. Если суммировать основные значения, в которых этот термин употребляется, то получится весьма пестрая картина. Идентификация элиты как социальной общности основывается на системе социальных, культурологических и социально-психологических критериев. Перечислим наиболее распространенные определения "элиты", указывающие на необходимые ее представителям качества. Итак, в обществознании к "элите" относят:

- людей с исключительными интеллектуальными способностями и наивысшим чувством ответственности (X. Ортега-и-Гассет);

- чиновников высшего звена, обладающих формальной властью в организациях и институтах, определяющих жизнь в обществе (Р. Дай);

- харизматических личностей (М. Вебер);

- творческое меньшинство общества, противоположное нетворческому большинству (А. Тойнби);

- меньшинство, имеющее наибольшее влияние в обществе и/или осуществляющее в нем наиболее важные функции (С. Келлер);

- лидеров или выдающихся представителей любых социальных групп - профессиональных, этнических, локальных ("элиту" летчиков, шахматистов и даже воров) (М. Боден);

- лиц, получившие наивысший индекс в области их деятельности (В. Парето);

- наиболее активных в политическом отношении субъектов, ориентированных на власть (Г. Моска);

- людей с высоким положением в обществе и, в силу этого, оказывающих влияние на социальный прогресс (Л. Дюпре);

- владеющих наибольшими состояниями или имеющих наибольший престиж (П. Лассуэлл);

- обладающих властными полномочиями (А. Этциони);

- занимающих ведущие позиции в политической, экономической и культурной жизни общества (В. Геттсмэн);

- наиболее квалифицированных специалистов, прежде всего из научной и технической интеллигенции, менеджеров и высших служащих в системе бюрократического управления (представители технологического детерминизма);

- людей, обладающих качествами, которые воспринимаются в данном обществе как наивысшие ценности (сторонники ценностной интерпретации элиты);

- лиц" осуществляющих в государстве власть, принимающих важнейшие решения и контролирующих их выполнение посредством бюрократического аппарата (Л. Санистебан).

Из приведенных дефиниций видно, что само содержательное определение элиты зависит от исходных теоретических посылок, что обусловливает множественность существующих элитаристских концепций. Таким образом, сегодня можно говорить о существовании различных подходов и, как следствие, различных методологических оснований в определении элиты. Речь идет о выделении той социальной категории, той социальной группы, которую можно вычленить а любом социальном образовании по качественным признакам (по социальному или имущественному статусу, отношению к власти" профессиональным навыкам, интеллектуальным или творческим способностям и т. д."). Определенный набор этих качественных характеристик является основанием для "разрезания" социума на элиту и массу и определяет тип элиты.