logo
Механизмы реализации политических и групповых интересов

3. Группы интересов. Лоббизм

Группы интересов можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.

Группы интересов (заинтересованные группы) возникают на основе объективно существующего многообразия интересов и запросов людей. Эти политические ассоциации, будучи посредниками в отношениях государства с населением, представляют интересы социальных, национальных, региональных и прочих человеческих общностей и служат формой коллективных действий их членов.

Группы интересов являются одним из основных каналов политической активности граждан. Чем шире представительство социальных потребностей группами интересов, тем разностороннее связь между обществом и государством, тем гибче властные институты реагируют на социальные запросы населения, а люди обладают большим влиянием на политические решения.

В научной литературе приводится различная типология групп интересов по разным критериям. Для сформировавшихся в российском обществе групп интересов наиболее очевидной представляется их классификация по общественным сферам их деятельности:

- организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);

- организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);

- организованные группы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы филателистов и т.д.);

- организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.);

- организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, молодежи, национальных меньшинств и т.д.) [1].

Среди групп интересов важно выделять политические и неполитические группы интересов. Критерием для такого разграничения является понимание политики как деятельности, связанной с приобретением и использованием власти, а также влиянием на власть.

К неполитическим группам интересов необходимо причислить такие, возникновение и функционирование которых не связано с приобретением и использованием власти. Их задачей не является влияние на власть. Природа подобных групп обусловлена интересами, которые в основе своей могут быть реализованы помимо власти, на принципах самоорганизации и соблюдения действующего законодательства (любительские интересы: спортивные объединения, общества филателистов, автолюбителей, любителей рыбной ловли, поэзии, музыки, бардовской песни и т.п.).

Однако эти неполитические группы интересов привлекают политологию в трех измерениях.

Во-первых, массовые общественные объединения, как правило, вовлекаются политическими партиями и лидерами в политический процесс с целью привлечения голосов в ходе избирательных кампаний.

Во-вторых, неполитические группы интересов зачастую сами вынуждены в периоды кризисов в обществе вторгаться в политику, чтобы защитить условия реализации своих интересов (к примеру, российские эстрадные знаменитости несколько лет назад через СМИ организовали акцию недовольства системой налогообложения).

В-третьих, массовое распространение и эффективное функционирование групп интересов свидетельствует о высоком уровне развития гражданского общества, о способности людей решать многие свои проблемы помимо власти, на принципах самоорганизации и самоуправления.

Далее, среди групп интересов, в научной литературе принято выделять такие, основной задачей которых является влияние на власть (политические группы интересов). Отстаивание интересов группы в ее отношениях с властью придает группе интересов функции давления на власть. Акцентируя внимание на эту функцию групп, аналитики часто используют понятие «группа давления».

Имеются в виду такие группы, которые не стремятся к овладению властью, но оказывают на нее воздействие с целью реализации определенных групповых интересов. Группа давления это иной, дополнительный вариант групп интересов, который можно определить как группу интересов, оказывающую давление на властные структуры.

Понятие «группа интересов» шире, чем понятие «группа давления». Значительная часть интересов большинства групп реализуется в рамках гражданского общества помимо властных структур. Лишь тогда, когда осуществление коллективного интереса группы требует принятия властных решений, она превращается в группу давления. Для одних групп (в сферах религии, культуры, спорта, досуга и отдыха) эта трансформация может носить лишь эпизодический характер, для других же (организованные группы в политической, экономической, социальной сферах) - постоянный.

В современных демократиях существует огромное количество групп интересов, стремящихся оказывать влияние на власть. В чем причины их роста?

Во-первых, в усиливающемся многообразии интересов в современных обществах.

Во-вторых, многие интересы приходят в столкновение между собой и требуют государственного вмешательства.

В-третьих, в сложности представительства интересов.

Далеко не все многообразие интересов может быть представлено в институтах власти. Во власти (в парламентах), как правило, посредством партий представлены лишь наиболее обобщенные интересы. Все это побуждает различные интересы интегрироваться, поскольку власть, как правило, не реагирует на индивидуальные и неорганизованные интересы.

В целом группы интересов порождают особую форму демократического взаимодействия гражданского общества и власти, они представляют важный канал обратной связи между властью и обществом.

Группы интересов выполняют важные общественные функции. Главными среди них являются функции артикуляции и агрегирования интересов.

- артикуляция (лат. articulatio - ясно, членораздельно произносить) называют процесс выявления, четного формулирования интересов людей, входящих в группу, выдвижение конкретных требований и лозунгов.

- агрегирование (согласование). В процессе агрегирования интересов множество частных интересов, ожиданий, потребностей сводятся в единые требования и программы, отражающие общегрупповые цели.

- мобилизация - вовлечение, активизация граждан и их различных объединений в процесс защиты групповых интересов посредством взаимодействия с властью;

- социализация - усвоение гражданами через участие в работе групп интересов опыта и навыков взаимодействия с институтами власти;

- формирование и выдвижение политической элиты из среды активных и влиятельных групп интересов;

- представительство и продвижение групповых интересов в структурах власти [5].

Представляя определенные интересы, выдвигая требования и программы, группы интересов выполняют важную функцию информирования власти о наличии той или иной общественно значимой проблемы и желательных способах ее решения. Группы интересов могут предоставить органам власти экспертные разработки по интересующим их проблемам, а также делегировать своих экспертов для работы в различного рода консультативных советах и комиссиях, влиять на отбор кадров соответствующих властных структур.

Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, для доведения нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация или опыт политического участия их членов, организационные структуры и т.д.

Существуют четыре этапа политического процесса, на которых активно действуют группы интересов: это съезд политической партии, общенациональные выборы, вступление в силу законов (именно здесь группы давления прилагают наибольшие усилия) и влияние на администрацию.

Вместе с тем «группой давления» называют и относительно узкую группу лиц, которая в интересах более широкой заинтересованной группы оказывает непосредственное воздействие на органы законодательной и исполнительной власти при принятии тех или иных решений. В американской политической практике такая деятельность получила название «лоббизма» и стала предметом правового регулирования. Американские лоббистские организации не являются самостоятельными группами интересов. Это профессиональные организации, выполняющие заказы различных групп интересов. В более широком смысле лоббированием принято называть отстаивание интересов тех или иных заинтересованных групп депутатами парламента, парламентскими фракциями при распределении бюджетных средств, определении налоговой и таможенной политики и т.д. [1].

Лоббизм (от англ. «lobby» - кулуары, коридор) - является политическим институтом и способом, инструментом влияния групп интересов на власть. Лоббизм выступает своего рода критерием выделения среди многообразия групп интересов специфических групп - групп давления. Группы давления самым широким образом используют лоббирование как способ воздействия на власть. В XX веке лоббизм превратился в распространенную форму политической деятельности и один из важных политических институтов западных демократий. Крупнейшие корпорации, ассоциации, профсоюзы и предпринимательские союзы имеют в своих структурах специальные подразделения, занимающиеся лоббированием, или используют услуги лоббистских фирм. В коридорах власти лоббисты добиваются решения вопросов в пользу своих клиентов.

Влияние лобби на власть осуществляется по следующим основным направлениям:

- посредством создания с помощью СМИ общественного мнения в поддержку вопроса, который продвигает соответствующая группа интересов. Группы интересов часто стремятся привлечь максимальное внимание общественности и властных структур к различного рода общезначимым проблемам. Огромная роль общественного мнения в западных демократиях вынуждает парламенты и правительства этих стран осуществлять популярные в обществе требования, хотя популярность этих требований может оказаться результатом манипулятивной активности лоббистов, а их значимость для общества - фикцией;

- посредством влияния на государственные институты (парламенты, правительства), представителей власти и политических чиновников;

- посредством финансовой и иной поддержки политических партий в ходе избирательный кампаний в обмен на соответствующие законодательные услуги [5].

В современной российской политике в качестве групп интересов, широко использующих лоббирование, выступают крупные корпорации. К примеру, как отмечают исследователи, АО «Лукойл» концентрирует свои усилия в сфере законодательства на участии в подготовке и обсуждении законопроектов по проблемам налоговой политики, лицензирования и особенно порядка предоставления лицензий на добычу и экспорт нефти, ценообразования, а также вывозных и ввозных пошлин. Эти же вопросы, но уже в более конкретном плане обсуждаются в Правительстве.

Свою роль в политике кампания реализует не только через отношения с государством, но и через СМИ и воздействие на общественное мнение. Помимо крупных корпораций все возрастающее влияние во взаимодействии с государством и властью приобретают различные предпринимательские ассоциации, которые выражают и отстаивают интересы более широких слоев российского бизнеса. Так, Торгово-промышленная палата России (ТПП) представляет интересы не только крупных, но и средних, мелких компаний и фирм.

Кроме органов государственной власти объектами давления могут быть политические партии, а также общественное мнение. Основными средствами воздействия групп давления являются информирование и консультирование органов власти и официальных лиц, организация кампаний в средствах массовой информации с целью формирования общественного мнения в пользу требуемых группе решений, угроза отказа в поддержке на выборах, различные акции протеста и т.п. Возможны и скрытые формы воздействия с использованием личных связей членов группы в руководящих кругах. Иногда такое воздействие может принять форму коррупции. Следовательно, можно различать законные и незаконные способы деятельности групп давления.

Очевидно, что различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами давления на власть. Эти ресурсы зависят от экономических и финансовых возможностей группы, ее численности, сплоченности, информированности, наличие или отсутствие личных связей в органах власти [5].