2.1. Фома Аквинский
Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII в. Тогда же завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. В ее построении чрезвычайно большую роль сыграл доминиканский монах, ученый Фома Аквинский (Аквинат (1225 – 1274), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в этих сочинениях, Аквинат касается, конечно, и вопросов государства, закона, права. О них речь идет в труде «О правлении властителей» (1265 – 1266), в произведении «Сумма теологии» (1266 – 1274) и в иных работах.
В своих произведениях ученый-богослов пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще более укрепить ее позиции. Представления Фомы Аквинского о государстве – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики» (кстати говоря, переведенной на латинский язык и тем самым вошедшей в научный оборот лишь в конце 1250-х гг.).
От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира Богом. При акте творения сначала появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью Бога. Прежде чем приступить к руководству миром, Бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им. (Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни). По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного Богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собою государство.
Идеолог, считавший, будто «совершенство вселенной требует, чтобы в вещах присутствовало неравенство, дабы осуществились все степени совершенства», и не мог видеть иными предпосылки достижения «общего блага» в государстве. Защита интересов папства и устоев феодализма методами схоластики порождала определенные трудности. Например, логическое толкование тезиса «всякая власть от Бога» допускало возможность абсолютного права светских феодалов (королей, князей и др.) на управление государством и позволяло обращать этот тезис против политических амбиции римско-католической церкви. Стремясь подвести базу под вмешательство клира в дела государства и доказать превосходство духовной власти над светской, Аквинат ввел различение трех следующих моментов (элементов) государственной власти: 1) сущности, 2) формы (происхождения), 3) использования.
Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведен Богом. Таким образом, по своей исконной сути власть есть установление божественное. Потому она неизменно добро, всегда нечто хорошее, благое. Конкретные же способы ее происхождения (точнее, завладения ею), те или иные формы ее конституирования, устройства могут иногда являться дурными, несправедливыми. Не исключает Аквинат и ситуаций, при которых пользование государственной властью вырождается в злоупотребление ею.
Насколько действия правителя отклоняются от воли Божьей, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе, с точки зрения Аквината, оказывать этим действиям сопротивление. Правитель, который властвует вопреки законам Бога и основоположениям морали, который превышает свою компетенцию, вторгаясь, например, в область духовной жизни людей или облагая их чрезмерно тяжелыми налогами, – тот правитель превращается в тирана, так как тиран печется только о своей выгоде и не хочет знать общей пользы.
Народ (в понимании Фомы Аквинского) может восстать и свергнуть его. Однако окончательное решение вопроса о допустимости крайних методов принадлежит по общему правилу церкви.
Тиранию Аквинат отграничивал от монархии, которую оценивал как лучшую форму правления. Фома Аквинский, тщательно изучавший Аристотеля, имел, конечно, достаточное понятие и о других политических формах: аристократии, олигархии, демократии, смешанном правлении. Но среди всех них в качестве высшей им отмечалась монархия. Причем он выделял две разновидности монархического устройства – абсолютную монархию и монархию политическую. В сравнении с первой вторая, на взгляд Аквината, обладает рядом несомненных преимуществ. В ней весомую роль играют крупные феодалы (светские и духовные, «князья церкви»). Власть государей тут зависит от закона и не выходит за его рамки. К этой второй разновидности монархии склонялись идеологические симпатии Аквината. Их глубинные общественно-исторические истоки – интенсивно совершавшийся в Западной Европе в XIII в. (и, вероятно, воспринятый богословом как неизбежная тенденция) процесс образования феодальных сословно-представительных монархий.
В христианстве (как и в любом другом вероучении) основную социально-практическую функцию выполняет содержащаяся в нем этика. Сердцевину религиозной этики составляет проблема должного. Должным здесь выступает определенный тип нормативного отношения индивида к людям, человеческим институтам в целом, изображаемый как закон самого Бога. Аквинат широко применял категорию «закон» для объяснения различных явлений, свойственных политически оформленному обществу. Он разработал особую теорию закона. Согласно Фоме Аквинскому, все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в Боге, тождествен ему; он существует сам по себе, и от него производны иные виды законов. Прежде всего – естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей.
Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Его предназначение – силой и страхом принуждать людей (создания по природе несовершенные) избегать зла и достигать добродетели. В отличие от закона естественного человеческий (позитивный) закон – это императив с меняющимся содержанием. Нормы человеческого закона могут быть в разных странах весьма несхожими. То, в чем они оказываются одинаковыми, образует «право народов». Специфическое в них интегрируется в «право граждан» каждого отдельного государства. Легко заметить, что эти рассуждения Аквината повторяют уже знакомые нам конструкции римских юристов.
Говоря о человеческом (позитивном) законе, Аквинат фактически вел речь о феодальном законодательстве. Классово-политический подтекст сопряжения человеческого закона через закон естественный с законом вечным вполне ясен: законодательство феодальных государств надлежит соблюдать в принципе столь же неукоснительно, сколь указания божественного разума. Однако очень важно учесть, что Фома Аквинский отрицал значение человеческого (позитивного) закона именно как закона за теми актами светской власти, которые противоречили предписаниям закона естественного. Для него не являлись законами установления, шедшие вразрез с потребностями самосохранения, семейной жизни и воспитания, поиска истины (Бога) и достойного людей общения.
Наконец, еще один вид закона – божественный. Он дан в Библии и необходим по двум причинам. Во-первых, человеческий (позитивный) закон не способен полностью истребить зло. Во-вторых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде, помочь им достичь его и призвано такое авторитетнейшее в глазах христиан руководство, как Библия.
На фундаменте этики Аквинат построил и концепцию права. Для него оно было прежде всего сферой правды, справедливости. Вслед за римскими юристами он считал справедливостью постоянное стремление воздавать каждому свое действие, воплощающее подобное стремление и уравненное с другим действием, есть право. Уравнивание двух этих действий, происходящее на основе их внутренней природы, дает естественное право, если уравнивание совершается в соответствии с человеческими установлениями, то имеет место право позитивное. Как в своей теории закона, так и в концепции права Фома настойчиво проводил мысль: правовым (вернее, позитивно-правовым) человеческое установление является только тогда, когда оно не противоречит естественному праву.
Фома Аквинский – незаурядный и воинствующий защитник папства, феодально-монархического строя, непримиримый по отношению к их врагам. Особенно яростно обрушивался он на еретиков, призывая власти безжалостно расправляться с ними. «Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они уличены в ереси...»
Усердие Фомы Аквинского было оценено римско-католической церковью, присвоившей ему титул «ангельский доктор». В 1323 г. его причисляют к лику святых, а в 1879 г. схоластическая система Фомы объявляется энцикликой папы Льва XIII «единственно истинной философией католицизма». Это кладет начало неотомизму.
- Рабочая программа дисциплины
- Рабочая программа дисциплины
- Цель освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Структура и содержание дисциплины
- Раздел 1. Объект, предмет и метод политической науки.
- Раздел 2. История политических учений
- Раздел 3. Политическая власть
- Раздел 1. Политическая система общества
- Раздел 2. Политические партии и общественные организации в политической системе общества
- Раздел 3. Политические отношения и процессы
- Раздел 4. Политические конфликты и пути их урегулирования
- Раздел 5. Политические элиты и политическое лидерство
- Раздел 6. Социокультурные аспекты политики: политическое сознание и политическая культура
- Раздел 7. Политическаие идеологии
- Раздел 1. Мировая политика и международные отношения
- Раздел 2. Россия в современном политическом мире
- 4. Формы контроля освоения дисциплины
- 4.1. Рефераты
- 4.2. Курсовые работы по дисциплине не предусмотрены
- 4.3. Вопросы к зачету
- 4.4. Контрольные работы не предусмотрены
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Аннотация рабочей программы
- Технологии и формы преподавания Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
- Образовательные технологии
- Общее количество аудиторных занятий в интерактивной форме 32 часа.
- Виды и содержание учебных занятий Модуль 1. Введение в политологию
- Структура (план)
- 1. Политическая мысль древнего мира
- 1.1. Политические учения Древней Индии Брахманизм
- Буддизм
- 1.2. Политико-правовые учения Древнего Китая Политико-правовые взгляды Конфуция
- Теория политики и права легизма
- 1.3. Политические и правовые учения в Древней Греции
- Платон (427 – 347 гг. До н. Э.)
- Аристотель (384 – 322 гг. До н. Э.)
- 2. Политическа мысль средневековья
- 2.1. Фома Аквинский
- 2. 2. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
- Никколо Макиавелли
- Жан Боден
- Политико-правовые идеи европейского социализма XVI – XVII вв.
- 3. Политическая мысль нового времени
- 3.1. Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.)
- 3.2. Джон Локк
- 3.3. Ж.Ж. Руссо
- 3.4. Ш. Л. Монтескье
- 3.5. И. Кант
- 3.6. Учение г.В.Ф. Гегеля
- 4. Политическая мысль новейшего времени
- 4.1. Современные элитистские теории
- 4.2. Фашизм и нацизм. Б. Муссолини, а. Гитлер, к. Хаусхофер
- 4.3. Политико-правовые доктрины западноевропейской социал-демократии.
- Неолиберализм, неоконсерватизм XX века
- 4.5. Новые течения левой политической мысли
- 2. Политические партии Современной России
- Политический центризм
- «Единая Россия».
- Программы и программное обращение 2011 года
- Партия «Справедливая Россия» Председатель - Миронов с.М.
- Российский национал-радикализм Партия лдпр Председатель партии - Жириновский в.В.
- Левый национал-патриотизм. Партия «кпрф» Председатель партии - Зюганов г.А.
- Экономический рост
- Возрождение российской провинции
- Неотложные меры
- Социал-демократия.
- Неолиберализм, неоконсерватизм XX века
- Геополитический анализ современных международных отношений
- 2. Концепция европейской и всеобщей безопасности.
- 1. Россия в системе современных международных отношений
- 2. Основные принципы и направления внешнеполитического курса России
- Совместными усилиями разрешить финансовый кризис и ограничить его воздействие на мировую экономику;
- Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- 2. Критерии оценивания
- Подготовка и защита реферата