logo
Политология гму4о

3.3. Ж.Ж. Руссо

(1712 – 1778 гг.)

Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 г. в Женеве (столице Швейцарии и центре кальвинистского протестантизма) в семье состоятельного часовщика. После беспокойно протекшей юности он переехал в Париж, где работал: учителем, секретарем вельможи, переписчиком нот. Занятия перепиской нот сопровождались опытами музыкального сочинения. В середине ХV111 в. Дидро начал издание «Энциклопедии» и привлек Руссо, который написал серию статей по вопросам истории и теории музыки и статью «О политической экономии». В 1749 г. академия в Дижоне объявила конкурс на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов». Руссо представил трактат и был отличен премией. Опубликование трактата поставило Руссо в центр внимания, он сразу стал знаменит. Мировую славу ему принесли три сочинения: роман «Юлия, или Новая Элоиза», трактат «Эмиль, или о воспитании», и «Общественный договор» (1762 г.). Со стороны клерикалов начались полицейские преследования. Спасаясь от ареста, Руссо бежит на родину, в Швейцарию. Власти не захотели терпеть его присутствия, в связи с чем, Руссо переезжает в Невшатель, находящийся под властью прусского короля. Но и здесь, несмотря на покровительство Фридриха II, преследования продолжаются: настроенная против Руссо толпа забрасывает камнями окна его дома. Руссо принимает предложение английского философа Д. Юма и переезжает в Англию. Здесь ему было оказано искреннее гостеприимство. Однако философ в течение многих лет уже страдал тяжелой формой подозрительности, перешедшей в манию преследования: ему всюду мерещились козни и заговоры. Руссо тайно бежит под чужим именем во Францию, где скитается по всей стране. Маркиз Жирарден пригласил его в имение Эрменонвиль, где Руссо внезапно умер 2 июля 1778 г.

Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций принципа народного суверенитета.

Человек, по Руссо, в «естественном состоянии» не был ни зол, ни добр; не имел ни пороков, ни доблестей. Разум, развившийся по выходе из «естественного состояния», рождает самолюбие, мышление укрепляет его, философия окончательно и совершенно изолирует человека. Случайности, которые, согласно теории Руссо, сыграли для человечества противоречивую роль: они одновременно способствовали и совершенствованию человеческого разума, и вырождению человечества: возникновение земельной собственности, перевороты в технике, изобретения орудий труда. Чем больше просвещается человеческий ум, тем больше развивается промышленность. С того времени, как человек стал нуждаться в помощи другого, и когда люди заметили, что одному выгодно иметь запас пищи, достаточный для двух, «равенство исчезло, возникла собственность», – пишет Руссо. Величайший переворот – это изобретение обработки металлов и развитие земледелия. За первыми попытками обработки земель неизбежно последовал их раздел. Таким образом, общество – стало ареной ожесточенной борьбы.

Бедствиями масс воспользовались богатые. Они предложили людям составить союз, признать над собой верховную власть, которая должна была бы якобы оказывать защиту всем членам общества. Эта уловка богатых имела успех: «все устремились на встречу своим цепям, думая упрочить свою свободу». Так возникло, по Руссо, современное ему общество.

Таким образом, исходя из теории Руссо, развитие общества представляет собой ряд переворотов:

  1. возникновение законов и права собственности. Эта эпоха узаконила различие между богатыми и бедными.

  1. установление «магистратуры», то есть власти. Эта эпоха узаконила различие между сильными и слабыми.

  1. изменение правомерной власти на власть, основанную на произволе. Эта эпоха узаконила различие между господином и рабом.

Таким образом, противоречия ведут к возникновению абсолютной монархической власти и к ее вырождению в деспотизм.

Итак, развитие человечества, по Руссо, протекает в 3-х фазисах: естественное равенство; господство неравенства; водворение равенства. Это последний предел неравенства. Здесь все люди снова становятся равными, так как все они ничего собой не представляют.

В противовес этому порочному направлению развития общества Руссо развивает свою концепцию «создания Политического организма как подлинного договора между народами и правителями». Эта концепция развита в работе «Общественный договор». В его основе лежит мысль, что насилие не может быть источником права.

Государственная власть может быть основана только на общественном договоре, отвечающем воле народа. Сущность общественного договора – в том, что каждое отдельное лицо отказывается от всех своих прав и передает их в пользу целого общества. При этом, однако, оно остается неотъемлемым членом всего общества. Таким образом, достигаются две основные цели общественного союза: задачи самого общежития, сохраняется свобода каждого отдельного лица: подчиняясь общей воле, в которой каждый сам участвует, он в последнем счете подчиняется только самому себе.

Каждое отдельное лицо имеет неотчуждаемое право – участвовать во всех общих решениях. Таким образом, личное право превращается в право политическое.

Гражданское общество, возникшее на основе общественного договора – высшая ступень в сравнении с обществом естественным. Общественный договор «защищает моральным и законным равенством все то физическое неравенство, которое природа могла внести между людьми».

Чтобы оценить значение перехода «естественного состояния» в гражданское, необходимо строго отличать свободу естественную от гражданской. Пределом естественной свободы являются только силы индивида, пределом гражданской – общая воля. Выдающиеся приобретения гражданского состояния – моральная свобода. Только она одна делает человека господином под самим собой.

Верховная власть в государстве, по Руссо, может состоять только в соединенной воле всех. Общественное соглашение дает политическому организму неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения). Эта власть, есть суверенитет. Суверенитет един – это суверенитет народа.

Признаки суверенитета:

  1. неотчуждаемость. Подлинный закон есть только объявление всеобщей воли, следовательно, в отношении законодательной власти народ не может иметь представителя. Все законы, относящиеся к функции верховной власти, должны применяться на основе плебисцита.

  1. неделимость. Руссо отвергает деление власти на законодательную и исполнительную. Например, ни акт объявления войны, ни акт заключения мира не есть закон, а лишь применение закона.

Так как общая воля – это выражение общих интересов и всегда стремится к общему благу, то она всегда права. Однако, опыт показывает, что народ может быть обманут: ему могут быть навязаны или внушены ошибочные суждения. Тогда может показаться, будто народ хочет не того, чего ему следовало бы хотеть. Возможность ошибки народа, по-видимому, противоречит утверждению о всегда правой общей воле. Но, по Руссо, противоречие здесь только кажущееся. Чтобы снять противоречие, следует различать: – «общую волю» и «волю всех». «Общая воля» – это то, в чем совпадают все индивидуальные (или частные) воли. «Воля всех» – это совокупность частных воль, каждая из которых в отдельности преследует свой особый интерес. Если из «воли всех» откинуть все имеющиеся разногласия, то останется некоторое среднее мнение. Оно-то и будет «общей волей». Только об этом среднем мнении можно сказать, что оно «общая воля» и что оно всегда право.

Это учение исключает допущение партий. Всякий акт суверенитета – это соглашение целого с каждым своим гражданином. Опора на общественный договор делает эти акты законными и справедливыми. Верховная власть может издавать только такие законы, действие которых простирается одинаково на всех. Закон, по Руссо, – есть формулировка «общей воли» относительно общего предмета.

Условия, соблюдение которых необходимо для успешного исполнения и соблюдения законов: необходимо выбрать подходящее для каждого народа строго определенное и ограниченное время, важно, чтобы государство по своей территории не было ни слишком обширным, ни слишком ничтожным.

Суверен, согласно Руссо, не связан собственными законами. Если бы суверен предписал сам себе такой закон, от которого он не мог бы себя освободить, это противоречило бы самой природе политического организма.

Государство имеет право на жизнь и смерть подданных. «Итак, – пишет он, – гражданину уже не приходится судить об опасности, которой Закону угодно его подвергнуть, и когда государь говорит ему: «Государству необходимо, чтобы ты умер», – то он должен умереть, потому что его жизнь не только благодеяние природы, но и дар, полученный им на определенных условиях от государства». Такой этатистской формулировки нет даже у Гоббса.

При народовластии возможна только одна форма правления – республика. Форма организации правительства может быть различной (в зависимости от числа лиц, участвующих в управлении): монархией, аристократией или демократией. Для контроля за деятельностью исполнительной власти периодически должны созываться народные собрания. На собраниях следует ставить на голосование в отдельности два вопроса: «Первое: угодно ли суверену сохранить настоящую форму Правления. Второе: угодно ли народу оставить управление в руках тех, на кого оно в настоящее время возложено».

Народ имеет право изменить форму правления, расторгнуть само общественное соглашение и возвратить себе естественную свободу.

Руссо различает равенство: юридическое, фактическое. Юридическое равенство он признает во всем объеме: на основе общественного договора все граждане равноправны. Фактическое равенство недостижимо в абсолютном смысле. Оно должно быть установлено в относительных границах – в зависимости от того, что необходимо для сохранения свободы.

Законы, по Руссо, должны видоизменяться в каждой стране в зависимости от отношений, порождаемых характером местности и характером ее обитателей.

Виды законов:

  1. политические. Предусматривают отношение суверена к государству.

  1. гражданские. Регулируют отношения граждан между собой или с государством.

  1. уголовные. Регулируют «отношения между человеком и Законом».

  2. «нравы, обычаи и особенно мнение общественное». «Эти законы, по Руссо, запечатлены, в сердцах граждан; они-то и составляют подлинную сущность Государства; они изо дня в день придают новые силы; когда другие законы стареют или слабеют, они возвращают их к жизни или восполняют их, сохраняют народу дух его первых установлений и незаметно заменяют силою привычки силу власти». Это наиболее важный вид законов.

Основные идеи трактата «Общественный договор» смягчаются рядом оговорок и разъяснений. Тем не менее, в его идеях видели призыв к восстанию против абсолютизма. Книга Руссо была осуждена в Париже. Женевский совет постановил сжечь «Общественный договор», а его автора арестовать, если он ступит на территорию республики. Но когда во Франции раздалась революция, якобинцы нашли в «Общественном договоре» настоящий кодекс революционного действия.