logo
Политология гму4о

3.2. Джон Локк

(1632 – 1704)

Деятельность Д. Локка проходила в эпоху английской буржуазной революции ХVII в. Он был преподавателем Оксфордского университета. Затем – домашним врачом лидера вигской оппозиции графа Шефтсбери. Вскоре он становится его секретарем и советником и получает возможность близкого ознакомления с государственным механизмом страны. Умеренные антиабсолютистские взгляды графа оказали влияние на Д. Локка. Усиление политической реакции в стране вынудило Д. Локка в 1683 г. уехать в Голландию. Здесь он сблизился с эмигрантской оппозицией и установил контакт с Вильгельмом Оранским. В 1688 г. в Англии произошел государственный переворот. Король Яков II Стюарт, проводивший абсолютистскую политику, бежал из страны. Королевский престол занял Вильгельм Оранский. После того как он согласился установить конституционную монархию, Д. Локк возвратился в Англию.

В предисловии к своим «Двум трактатам о государственном правлении» (1690) он писал, что цель его сочинения – «утвердить трон великого восстановителя английской свободы короля Вильгельма, обосновать его права, покоящиеся на соглашении с народом».

В своем политико-правом учении Д. Локк исходит из концепций естественного права и договорного происхождения государства.

В естественном состоянии господствует закон природы. «Естественное состояние» людей – это состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право признаются взаимными. Закон природы «требует мира и безопасности для всего человечества».

Человек, в соответствии с требованиями разума, преследуя свои интересы, и отстаивая свое – свою жизнь, свободу и собственность, – стремится не навредить другому.

Таким образом, поведение человека определяется: естественными склонностями и желаниями; моральными побуждениями, естественными законами.

Используя идею естественного закона, Д. Локк впервые в истории английской мысли дал широкое теоретическое обоснование естественным правам личности: cвободе совести, личной свободе и равенству людей, праву частной собственности. Природа разума такова, что его нельзя принудить к вере во что-либо с помощью внешней силы. Выбор исповедания должен зависеть исключительно от свободного индивидуального решения. Концепция свободы совести предполагает обязательную принадлежность к какой-либо религии. Атеистам было отказано в терпимости. Всякое право и всякая власть человека над человеком являются взаимными, никто не имеет больше другого. Равенство прав порождает равную для всех обязанность соблюдать их.

Большое внимание уделяет Локк теоретическому обоснованию права частной собственности. Он исходит из положения о первоначальной общности земли и ее плодов. Право частной собственности – производное от природы человека, и не требует согласия людей, имеющих общее право на предметы природы. Труд создает разницу между общим и частным. Так как труд является «несомненной собственностью трудящихся», то предметы природы, к которым приложен труд, становятся частной собственностью того, кто его затратил. Таким образом, Локком была разработана трудовая теория собственности.

В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы люди, по Д. Локку, соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели политического сообщества, которая заключается в том, чтобы все (и каждый) могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу и собственность.

Средства, призванные содействовать осуществлению данной цели: разделение властей; законность; оптимальная для нации форма правления; право народа на восстание и т. д.

Чтобы политическая власть соответствовала своему договорному назначению и не превратилась в абсолютную и деспотическую, необходимо разделение властей. Д. Локк различает власть законодательную, исполнительную и федеративную (союзную).

Законодательная власть (парламент) обладает правом создавать законы. Она предписывает правила поведения и санкции для нарушителей этих правил. Исполнительная власть (монарх, кабинет министров) создается для исполнения и надзора за исполнением законов. Федеративная власть (монарх, кабинет министров) направлена на обеспечение безопасности и интересов государства во внешних сношениях. Она ведает вопросами войны и мира, коалициями и союзами и имеет другие дела с иностранными лицами и государствами. Законодательная власть является верховной, а остальные власти подчинены ей.

Нормальная «структура правления», по Д. Локку, – это комплекс официальных нормативно закрепляемых сдержек и противовесов. Эти взгляды легли в основу складывающейся в ХVII в. доктрины буржуазного конституционализма.

В целом, в концепции Д. Локка речь идет: о договорном происхождении государства; о договорно обусловленном характере его сущности и деятельности; о договорной форме установления гражданства применительно к каждому отдельному человеку. Такая концепция договорных отношений предполагает взаимные права и обязанности договаривающихся сторон.

Что касается вопроса о формах правления, то он не отдавал особого предпочтения ни одной из возможных. Он отрицал абсолютистско-монархическое устройство власти. Абсолютная власть хуже естественного состояния.

Государственная власть, по Д. Локку, исходит от народа. Народ может установить ту или иную форму правления. Но в любом случае государство должно управляться по воле большинства. Согласившись вместе с другими составить единый политический организм, каждый человек берет на себя обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным. Принцип правления большинства требовал соответствующей организации государственной власти. Законодательная власть должна быть отдана в руки коллективного органа – парламента. Парламент должен формироваться по принципу народного представительства. Таким образом, позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Они должны соответствовать велениям естественного закона (закона природы). Соответствие гражданского закона – закону природному выступает в качестве критерия верности и справедливости устанавливаемого в государстве закона. Так как закон выражает «волю общества» он обязателен для всех, в том числе и для всех государственных властей.

Политико-правовая теория Д. Локка сыграла значительную роль в последующей истории политико-правовой мысли. Особенно в плане формирования и развития буржуазного либерализма и индивидуализма. Заметное влияние взгляды Локка оказали на воззрение ведущих французских просветителей (Монтескье, Вольтера, Руссо) и деятелей американской революции (V111 в. Джефферсона, Мэдисона, Франклина и др.).