Приложение
Приведем в качестве Приложения ряд мыслей известного монофизита Дионисия Ареопагита, разработавшего учение о Божественном промысле, которое есть вместе с тем и космология, и сопоставим это учение с современными научными представлениями. Послушаем Ареопагита (в выдержках из Флоровского): “Мир существует чрез совершенное единство Божественного промышления. Все бытие тяготеет к единому средоточию, из которого излучаются содержащие его Божественные силы, и в этом основа его устойчивости. Это не внешняя зависимость и не подневольное притяжение, но влечение любви. Все устремляется к Богу как к своей причине и цели, ибо от Него все исходит и к Нему все возвращается, чрез Него и в Нем существует.
От Отца светов льется на нас единотворящая сила, возводящая нас к простоте и соединению с Богом, - и никогда Божественный свет не утрачивает своего единства в самом раздроблении своем, "чтобы сраствориться со смертными срастворением, возвышающим их горе и соединяющим их с Богом". И будучи прост и един, в Своем недвижном и одинаковом тожестве, Он и озаряемых единотворит, хотя возсиявает под многоразличными священными и таинственными покровами.
Божественные "определения" вещей суть задания, - не только "прообразы", но и "цели", - поэтому и возможно и необходимо движение в мире, влечение, устремление. Мир не только отражает, или отображает Божественный "прообраз", он должен его отразить. Прообраз не только парадигма, но и телос.
Мир существует и есть потому, что Бог есть бытие, самое бытие мира есть в нем образ Божий. Мир живет потому, что Бог есть жизнь, и Жизнь мира есть некое причастие Божественной жизни. Существование от Бога есть дар Божий, и первый из даров. Все в мире стройно и созвучно, все состроено и согласовано между собой; и ничто не теряет при этом своего своеобразия, но слагается в живую гармонию.
Бог познается не издали, не чрез размышление о нем, но чрез непостижимое с ним соединение.
Бог есть спасение всего. Бог есть Правда, Правда всего и обо всем, потому что к нему восходит всякий порядок и строй, и ко всему Бог относится сообразно его достоинству. Все причастно Богу, но в разной мере и по разному.
Все вещи говорят о Боге, и ни одна не говорит достаточно. Все вещи свидетельствуют о нем, и ни одна его не открывает. И все катафатические имена говорят о Его "силах" и "промышлениях", но не о его существе. Во множественности своих "исхождений" Бог остается неизменным, и множественность имен Божиих обозначает множественность дел Его, не нарушая существенной простоты и сверхмножественности его Бытия". И здесь катафатическое богословие обратно переходит в апофатическое.
"И все, что можно сказать о Боге, можно и нужно отрицать о нем, потому что, ничто не соизмеримо с Ним (вспомним, разум сам устанавливает свои нормы и сам тут же перерастает их), и Он выше всего. Но он выше не только утверждений, но и отрицаний, ибо он есть полнота всего. И будучи всеимянным, Бог и безымянен. И будучи всем во всем, Он и ничто ни в чем.
Единство Божие имеет сверх численный характер, ибо Бог вне меры и числа. Это Символ круга, в центре которого сходятся все лучи” (1,c.95-117).
1. Флоровский Г.В. Восточные Отцы V-VIII веков. М., 1992. – 260 с.
- 1.Новые методологии изучения глобальных явлений….
- 2. Глобализация — неизбежный мировой процесс
- 3. Банки и бартер — комплементарность социальных категорий
- 4. Политический аспект глобализации — симметрия угроз
- 5. Международный порядок по з. Бжезинскому
- 6. Глобальная коммуникация как альтернатива угрозам
- 7. Мировая элита и глобальное общество
- 8. Глобализация и судьба государства: взгляды либертариев
- 9. Альтернативный вариант развития процессов глобализации культуры
- 10. Христианские аспекты глобализации
- 11. Моделирование социальной динамики
- 12. Фракталы
- 1.Новые методологии изучения глобальных явлений
- 2.Глобализация - неизбежный мировой процесс
- 4.Политический аспект глобализации - симметрия
- 5.Международный порядок по з.Бжезинскому
- 6.Глобальная коммуникация как альтернатива угрозам
- 7.Мировая элита и глобальное общество
- 8.Глобализация и судьба государства: взгляды либертариев
- 8.1. Социально-политические идеи либертариев
- 8.2.Свобода и государство
- 8.3.Изъяны американской демократии как реальная почва для либертарной критики
- 8.4.Охрана общественного порядка – это частное дело каждого
- 8.5.Приватизация глобального порядка
- 8.6.Государственное образование - противоречие в терминах
- 8.7. Сецессия как средство противостояния государству
- 9.Альтернативный вариант развития процессов глобализации культуры
- 10.Христианские аспекты глобализации
- Приложение
- 10.Моделирование социальной динамики
- Фракталы