4.2. Фашизм и нацизм. Б. Муссолини, а. Гитлер, к. Хаусхофер
Фашизм — родовое имя массового политического движения, сложившегося в Западной Европе в условиях острейшего социального кризиса и угрозы революции после Первой мировой войны. Он открыто бросил вызов гуманистическим и демократическим идеалам, считавшимся общепринятыми. Диктат, воля к власти, насилие, завоевание, подавление личности — таковы основные принципы фашизма. Фашизм получил широкое распространение. Под его властью находились Италия, Германия, Австрия и Испания. В Португалии, Венгрии и Румынии установилась диктатура правых сил, родственная фашизму. Во Франции и Бельгии возникли сильные фашистские движения. Немногочисленные последователи фашизма появились даже в Великобритании и Скандинавских странах. Наибольший размах, резонанс и тщательную идеологическую разработку это течение получило в двух своих образцах — итальянском фашизме и германском национал-социализме. Основатель фашизма — Бенито Муссолини (1883—1945). Отец его — кузнец, анархист, участник социалистического движения, не чуждый радикализма, по его собственной оценке, он перешел на марксистские позиции. Мать — деревенская учительница, ревностная католичка. Получив диплом учителя, Муссолини отправился искать удачу в Швейцарию. Его «университеты» оказались нелегкими. Муссолини служил чернорабочим, познал нужду и голод, арестовывался за бродяжничество. Тяготы жизни обостряли социальное сознание. Муссолини становится секретарем профсоюза каменщиков, приобщается к марксизму. В частной собственности он видел коренную причину экономического неравенства, а в государстве — орудие классового подавления. Муссолини отстаивал в то время теорию классовой борьбы и был убежден, что основные принципы марксизма незыблемы, хотя в ряде второстепенных вопросов прогнозы Маркса не подтвердились. Ранний Муссолини настроен резко антирелигиозно, объявляет религиозную практику несовместимой с членством в Социалистической партии. Его первый памфлет назывался «О том, что бога нет». Установление социализма виделось Муссолини лишь в ходе острой и суровой борьбы: «Социализм — это война, а на войне горе милосердным. Они будут побеждены». Культу насилия способствовало восхищение Фридрихом Ницше (Муссолини пишет о нем очерк «Философия силы») и лидером радикального крыла французского анархо-синдикализма Жоржем Сорелем. Муссолини вел борьбу против реформистского крыла социалистов, одно время редактировал газету «Классовая борьба». Перед войной он стал одним из заметных представителей революционного, или синдикалистского, направления Социалистической партии. Во время пребывания в Лозанне Муссолини несколько месяцев обучался в летней студенческой школе под руководством В. Парето. Став диктатором, он предложил одному из творцов теории элит пост сенатора. Парето отказался. С началом Первой мировой войны Муссолини, как и все социалисты, выступил против вступления в нее Италии. Но затем его взгляды резко переменились: пацифизм был чужд его бурному темпераменту. Поддержка правительства, втянувшего Италию в войну, привела к исключению Муссолини из Социалистической партии. Он отправился добровольцем на фронт, служил солдатом и был ранен. После войны Италия переживала значительные социально-экономические трудности. Росло число безработных, в том числе среди вчерашних солдат. Рабочие бастовали. В контексте Октябрьской революции в России и ожидания мирового пожара красная угроза представлялась очень серьезной. Капиталисты были сильно встревожены. Социальное неблагополучие обостряло националистические чувства. Италия выражала недовольство Версальским договором, считала, что ее обманули, нарушили секретные соглашения. Складывалась взрывоопасная ситуация. В марте 1919г. Муссолини основывает фашистское движение и приступает к вербовке безработных из бывших солдат в свои отряды. Соперничество политических партий усиливало нестабильность. И капиталисты, и военные стремились к установлению прочной власти. Генералы готовились к государственному перевороту. Фигура Муссолини, возглавившего массовое фашистское движение, их устраивала в качестве дуче — вождя. В октябре 1922г. фашистские отряды во главе с армейскими генералами двинулись на Рим. Муссолини стал премьер-министром и управлял Италией до ее разгрома во Второй мировой войне. Он был казнен в апреле 1945г. по приговору Военного трибунала Комитета национального освобождения Северной Италии. Фашизм захватил значительные массы итальянцев в условиях крушения традиционных уклада жизни и представлений после Первой мировой войны. Он опирался на эмоции, психоз, мобилизацию, действия и по самой своей природе был антиинтеллектуален. Он был порожден необходимостью действовать, а не вырос из заранее разработанных концепций. Это не способствовало формированию теории. «Наша программа очень проста, — говорил Муссолини. — Мы хотим управлять Италией». Моя программа — действие, а не разговоры, утверждал Муссолини и противопоставлял по этому принципу фашизм большевизму: «Фашизм основан на реальности, большевизм — на теории». Идейная платформа фашизма складывалась путем отрицания коммунизма, либерализма, демократии. От заигрывания с марксизмом, свойственного ему в начале общественной деятельности, Муссолини полностью отошел. Фашизм, писал Муссолини, полная противоположность материалистическому пониманию истории, представляющему собой основу так называемого марксистского, или научного, социализма. Согласно этой доктрине история человеческой цивилизации может быть объяснена просто противоречиями интересов между различными социальными группами и изменениями в развитии орудий и средств производства. «Фашизм же... верит в святость и героизм, т. е. в действия, обусловленные вовсе не экономическими мотивами. Фашизм решительно отрицает, что классовая борьба может стать преобладающей силой общественного преобразования. С отказом от этих двух основных концепций социализма от него ничего не остается, кроме сентиментальных устремлений, столь же старых, как и само человечество, к социальной системе, в которой печали и страдания низших классов были бы утолены и облегчены. Но и здесь фашизм отвергает концепцию «экономического» счастья, которую призван осуществить социализм, обеспечивая каждому максимум благосостояния. Фашизм отвергает возможность осуществления материалистической концепции счастья и оставляет ее на совести ее изобретателей. Фашизм отрицает правомерность отождествления благосостояния и счастья, которое низвело бы человека на уровень животного, помышляющего только о сытости и не поднимающегося над чисто физическим существованием». От социализма в фашизме остались только синдикалистские идеи, сложившиеся под влиянием Ж. Сореля. Но они парадоксально приспосабливались к всевластию государства в форме так называемой теории корпоративного государства. Важным компонентом теоретической платформы итальянского фашизма стало правое гегельянство. Синтез практического опыта Муссолини с реакционными течениями философского идеализма осуществил крупнейший профессиональный идеолог фашизма Джованни Джентиле (1875—1944), профессор философии в Пизе и Риме, директор Института фашистской культуры. Джентиле, убежденный гегельянец, видел в государстве олицетворение всех добрых начал, средство дисциплинирования граждан, обеспечивающее им не только благосостояние, но и свободу и подлинное развитие личности. Культ государства — центральный пункт идеологии итальянского фашизма. Ранние заявления Муссолини в марксистском духе относительно того, что государство — это инструмент классового господства, были забыты. Государство рассматривалось как духовный и нравственный факт, как законное воплощение нации. При этом не имелись в виду гармония, совпадение целей всех граждан. Наоборот, речь шла о подчинении индивидуальных и групповых интересов интересу публичному, т. е. государственному. В комментарии к «Государю» Макиавелли (написанном в 1924г. в связи с присвоением степени почетного доктора в Болонье) Муссолини пишет, что только государство способно контролировать «эгоистический атомизм» граждан (один из гегельянских мотивов), который поощряется и высвобождается либерализмом. Именно поэтому народ и государство не должны противопоставляться. «Если XIX в. был веком индивидуализма, — рассуждает Муссолини, — можно ожидать, что этот век станет веком коллективизма, а следовательно, веком государства». «Фашизм понимает государство как абсолют, в сравнении с ним все граждане и группы относительны, их следует рассматривать только в их отношении к государству. Фашистское государство само по себе сознательно, оно обладает волей и индивидуальностью и, таким образом, может быть названо этическим государством». «Это сила, которая одна только может найти решение драматических противоречий капитализма и вывести из того состояния, которое мы называем кризисным». Государство выступает в качестве арбитра между различными группами и классами. Фашисты осуществили идею «корпоративного государства», в котором представлены профсоюзы и предприниматели, и они решают свои проблемы под эгидой государственных и партийных чиновников. «Фашистское государство включает в себя даже экономическую деятельность нации и через созданные им корпоративные социальные и образовательные учреждения его влияние распространяется на все сферы национальной жизни и включает... все политические, экономические и духовные силы нации». Государство, проникающее во все поры национальной жизни, это и есть тоталитарное государство. Говорят, что слово «тоталитарный» впервые употребил Джентиле в 1925г., а в 1930г. Муссолини ввел выражение «тоталитарное государство». Муссолини утверждает, что фашистское государство не уничтожает личность, а, наоборот, как бы умножает ее, подобно тому как солдат в батальоне не уничтожается, а как бы разрастается благодаря наличию большого количества своих товарищей. Но индивид «лишается всех бесполезных и, возможно, вредных свобод и сохраняет только то, что существенно. Решающей силой в этом вопросе не может быть индивид, но только государство». Фашистское государство «требует дисциплины, координации всех сил и глубокого чувства долга и самопожертвования... Это объясняет необходимость суровых мер, которые должны приниматься против тех, кто противостоял бы ему», используя изжившую себя идеологию XIX в. Фашистское государство — это воплощенная воля к власти и управлению. Для него характерен один институт, который Муссолини считал совершенно новым в истории, не знающим параллелей, — «партия, которая всецело управляет нацией». Он явно преувеличивал в этом отношении уникальность фашизма. «Партия, которая всецело управляет нацией», уже была известна истории. Она впервые возникла в Советской России. После прихода фашистов к власти принципиально изменилось отношение Муссолини к религии. От его воинствующего атеизма ничего не осталось. «Фашистское государство, — рассуждал дуче, — небезразлично к факту религии вообще или к той особой и положительной вере, каковой является итальянский католицизм. Государство не исповедует никакой теологии, но только нравственность, и в фашистском государстве религия рассматривается как одно из глубочайших проявлений человеческого духа, она не только уважается, но и защищается и охраняется. Фашистское государство никогда не пыталось создать своего собственного бога, как некогда пытался сделать Робеспьер, и не стремилось тщетно вытравить религию из сердец людей, как делает большевизм». По мнению Муссолини, «современный метод политического представительства недостаточен». Взамен предлагается возврат к корпорациям, позволяющий учесть экономические требования национальных профсоюзов. Фашисты решительно отвергли систему парламентаризма и демократии, видя в ней проявление упаднического либерализма, поощряющего стремление к личному комфорту и распущенности. Фашисты, по словам Муссолини, «отвергают всю сложную систему демократической идеологии». Кое в чем их критика совпадает с коммунистической критикой буржуазной демократии. Так называемые демократии, рассуждает Муссолини, являются обманом, так как жизненно важные вопросы, например войны и мира, решаются не народом. Кстати, никто не определил, что такое народ. Демократический режим время от времени дает народу иллюзию суверенности, тогда как на деле суверенитет находится в руках других, скрытых и безответственных сил. Однако совпадение ряда тезисов коммунистической и фашистской критики демократии поверхностно. Два движения исходят из разных посылок и преследуют различные цели. Фашизм отвергает не классовую природу демократии, не ее ограниченность, а самый принцип. Джентиле пишет: «Фашизм отрицает в демократии нелепую общепринятую ложь о политическом равенстве, облаченную в одежды коллективной безответственности (суверенности), а также миф о счастье и безграничном прогрессе». Фашизм не признает, что большинство, просто потому что оно большинство, может править обществом, и утверждает неизменное и благодетельное неравенство людей, которое никогда не удастся уравнять посредством такого механического процесса, как всеобщее голосование. В 1923г. Муссолини писал: «Либерализм — не последнее слово, он не дает конечной и решающей формулы в искусстве управления. Наиболее поразительные послевоенные явления, происходящие у нас на глазах, отмечены поражением либерализма. События в России и Италии демонстрируют возможность управления вне идеологии либерализма и прямо противоположного ей. Коммунизм и фашизм не имеют ничего общего с либерализмом». «Правда, очевидная каждому, кто не ослеплен догматизмом, заключается в том, что люди устали от свободы. Они пресытились ею, — говорит Муссолини. — Свобода — это уже не непорочная и суровая дева, за которую в начале прошлого века боролись несколько поколений. Для бесстрашных молодых людей, представших на этой новой заре истории, существуют другие слова, которые волнуют их глубже, чем свобода, это Порядок, Иерархия, Дисциплина... Богиня свободы мертва, и труп ее уже разлагается». Цивилизация противоположна свободе. Работать, бороться, повиноваться — вот лозунги дня. Однако, как и большинство тоталитаристов, фашисты не могли полностью отказаться от идеи демократии, но не в смысле формы правления, а в смысле влияния народа на государственные дела. Джентиле писал, что фашизм это и есть «организованная, централизованная, властная демократия». Фашистская «демократия» сочетается с пренебрежением к народному представительству, которое рассматривается как механическая, а не нравственная система. По мнению фашистов, никогда не было и не будет правительства, основанного на согласии, идея народного суверенитета — трагическая шутка. В конституционных взглядах фашистов превалирует идея руководства государственной воли, воплощенной в дуче. «Государство — как скрипка в руках маэстро», — писал Муссолини. В связи с этим к формам государства проявляется безразличие. «Фашизм превосходит противопоставление монархии и республиканизма». Все зависит от истории, традиций. Муссолини, однако, подчеркивает, что фашизм не призывает вернуться к прошлому, к временам до 1789г. Не будет никакой абсолютной монархии, слепой приверженности церковной теории, не будет феодального сословного общества. Идеологи фашизма подчеркивают, что осуществление его целей — это процесс суровой борьбы, применения силы, а отнюдь не следствие консенсуса. Нетерпимость к врагам, борьба с ними, отождествление инакомыслящих с врагами — характерная черта фашистской идеологии и практики. Это относится и к отдельным людям, чья природа, как писал Муссолини, не изменилась со времен Макиавелли и оправдывает пессимизм, и к партиям, движениям. Принцип один: нельзя править, основываясь только на согласии. «Фашизм монолитен. Когда группа или партия пришла к власти, она обязана укрепляться и защищать себя от всех, — заявляет Муссолини и далее описывает меры, принятые фашистами с этой целью. — Все оппозиционные газеты были запрещены, все антифашистские партии распущены. Специальная полиция уже работает. Создано политическое бюро тайных расследований. Создан специальный трибунал, он действует замечательно». Идеи борьбы, применения силы, воля к господству распространяются и на межгосударственные отношения. «Фашизм не верит ни в возможность, ни в полезность вечного мира. Он... отрицает доктрину пацифизма, порожденную отказом от борьбы. Одна только война доводит до высшего напряжения всю человеческую энергию и налагает печать благородства на народы, имеющие мужество пойти на нее». Для фашизма характерны этическое оправдание войн и империалистической политики, осуждение интернационализма и пацифизма. Пацифизм — трусость, отказ от борьбы. «Слово «мир» износилось. Под солнцем идет кровавая борьба, и одна только кровь вращает жернова истории». Воспоминания о величии Римской империи подогревали стремление фашистов к экспансии. Фашистское государство, по Муссолини, должно рассматриваться как «империя, т. е. нация, которая прямо или косвенно правит другими нациями...». «Экспансия нации — проявление ее жизнеспособности, а противоположность экспансии — признак упадка. Поднимающиеся народы... всегда империалистические... Фашизм — доктрина, лучше всего приспособленная к тому, чтобы представлять устремления такого народа, который поднимается после многих веков упадка и иностранного господства».
Отношение фашистов к праву вытекает из их стремления к господству, культа государства и его отождествления с вождем. Джентиле писал, что фашизм рассматривает государство как источник всех прав и ценностей для входящих в него индивидов. Никакие естественные права, никакая связанность государства правом не признаются. Государство творит право. Муссолини подчеркивал, что обязанности важнее прав. Для понимания природы фашизма очень важна и его экономическая программа. В 1919г. она включала налог на капитал, конфискацию собственности религиозных ассоциаций, распределение помещичьих земельных владений среди крестьян, участие рабочих в управлении промышленностью. Впоследствии от этих требований остался лишь последний пункт, но и он изменился принципиально. Участие рабочих в управлении подменило корпоративное государство, т. е. создание корпораций рабочих и предпринимателей в каждой административной единице по основным отраслям промышленности и государственных органов, регулирующих их отношения, во главе с министром корпораций и дуче. Таким образом, ни о каком перераспределении богатств и изменении социального строя речи уже не было. Зато утверждались государственный контроль и регулирование экономической жизни. Стачки запрещались (отход от синдикалистских идей раннего Муссолини), но и свобода предпринимательской деятельности подвергалась некоторым ограничениям. В немецком национал-социализме, или нацизме, идеи фашизма получили дальнейшее развитие, кое в чем оригинальное и притом более масштабное, последовательное и жестокое. В сравнении с нацизмом итальянский фашизм казался порой мягким, домашним. В биографиях Гитлера и Муссолини есть некоторое сходство. Оба вышли из низов и испытали тяготы жизни. Адольф Гитлер (наст, фамилия Шикльгрубер, 1889—1945) родился в Австрии. Отец его был сапожником, потом таможенным служащим. Из-за ранней смерти родителей Гитлер не окончил среднюю школу и стал подмастерьем у маляра. Переехав в Вену, он влачит там жалкое существование. Пробудившийся интерес к политике побуждает его посещать галерею для публики в парламенте. Чувствуя себя униженным, Гитлер испытывает возмущение тем, что в разноплеменной Австрии славяне и евреи пользуются такими же правами, как и немцы. В Вене начали складываться его убеждения: антисемитизм, враждебность к марксистской идеологии, пангерманизм. В 1913г. Гитлер покидает Вену, по его словам, «воплощение расового кровосмешения», и переезжает в Мюнхен. В 1914г. он добровольцем идет на фронт и служит до 1918г., когда он подвергся газовой атаке. В ноябре 1918г. Гитлер решает посвятить себя политике. Вернувшись в Мюнхен, он делает стержнем своей пропаганды неуважение к вчерашним солдатам. В 1919г. революция в Германии терпит поражение. Среди ее лидеров было немало евреев, мимо чего не мог пройти Гитлер. Наряду с еврейской темой видное место в его выступлениях занимает несправедливость Версальского договора, пренебрегшего экономическими требованиями Германии. К тому же Гитлер был буквально одержим «коммунистической угрозой». Организацию стачек он воспринимал как удар ножом в спину нации. В 1920г. с участием Гитлера создается Национал-социалистическая партия германских рабочих. В 1923г. нацисты пытаются вооруженным путем установить свою власть в Баварии. Мятеж проваливается, но он делает Гитлера национальной фигурой. Приговоренный к тюремному заключению, он проводит несколько месяцев в замке Ландсберг — привилегированной тюрьме для осужденных за политические преступления, где пишет первую часть «Моей борьбы». В 1925г. партия восстановлена. 30 января 1933г. президент Гинденбург назначает Гитлера как руководителя партии, одержавшей победу на выборах, канцлером. Официальным идеологом немецкого фашизма считается Альфред Розенберг (1893—1946), последователь Ницше, расистов Чемберлена и Гобино. Теорию национал-социализма он разработал в 1930 г. в книге «Миф двадцатого века». Считается, что одним из существенных отличий нацизма от итальянского фашизма явилось то, что нацизм ставит во главу угла принцип и понятие расы, нации, народа, тогда как в фашизме в качестве основы всей системы и главного объекта лояльности выступает государственность. Приоритет нации, народа над государством прослеживается в «Моей борьбе» Гитлера: «Долг государства состоит в том, чтобы использовать свою силу во имя свободного развития нации, осуществления ее судьбы, предначертанной Провидением. Высшая цель существования человека не в том, чтобы поддерживать государство или правительство, а в сохранении их национального характера». «Для нас, — пишет Гитлер, — государство — только форма, существенно то, что оно включает, а именно нация, народ». Все это не более чем демагогические тонкости, если учесть, что государство у нацистов всесильно, хотя Розенберг и возражал против применения к нему итальянского термина «тоталитарное». Но они обнаруживают последовательно националистический, расистский характер национал-социализма, не выраженный столь ярко в итальянском фашизме. Народ, нация, раса превращаются в национал-социализме в главный элемент политического сознания не только в ущерб личности, права которой объявляются менее важными, чем поддержание расы, но и в ущерб государству, отодвинутому как бы на второй план. Народ, раса - это главное содержание истории, которая предстает как борьба наций и рас за самосохранение. Две идеи пронизывают расовые представления нацизма и лежат в основе его политики, идеологии и пропаганды. Это превосходство арийской расы и угроза, исходящая от еврейской расы, постоянно строящей заговоры, чтобы подорвать высшие культуры и достигнуть мирового господства. Ради обеспечения верховенства арийцев следует исключить их смешение с другими расами. В животном мире смешение видов исключается. Среди людей оно ведет к вырождению. Центральная и Южная Америка обладают низшей культурой в сравнении с Северной, и это результат большего расового смешения. Высшая раса не должна стремиться к миру со своими соперниками, ей надлежит бороться с ними во имя сохранения своей чистоты и власти. Не следует думать, что цивилизацию можно распространять путем пропаганды передовых идей среди различных рас. Высокие идеалы осуществляются только тогда, когда высшая раса господствует. Всеобщий мир может стать действительностью при условии, что высшая раса станет единственным хозяином на земном шаре. Только арийцы являются создателями культуры. Другие расы могут стать носителями культуры (культуртрегерами), когда ими руководят арийцы, или разрушителями культуры. Японцы под влиянием арийцев стали носителями культуры. Если это влияние прекратится, их культура погибнет. Именно арийцы создавали очаги культуры среди других народов, но эти очаги сохранялись до тех пор, пока соблюдалась расовая чистота. Стоило арийскому ядру раствориться в местном населении, как от культуры оставались лишь отдельные памятники да единицы белокурых людей, в которых можно было признать потомков арийцев. Только новые контакты с арийским центром способны возродить очаги цивилизации. Превосходство арийцев Гитлер видит не в особой интенсивности их воли к жизни, не в интеллектуальной силе, а в готовности трудиться и рисковать своей жизнью во имя блага нации, в идеализме, противопоставляемом эгоизму.
Как раз этих качеств нет, по Гитлеру, у евреев, представляющих противоположный полюс среди рас. Евреи объединяются только в случаях общей опасности или общей выгоды. Гитлер утверждает, что у них никогда не было своей культуры, но стойкая жажда жизни позволяла им паразитировать на культуре других народов, которую они, как всякие паразиты, в конце концов разрушают. Евреи, продолжает Гитлер, пытаются добиться популярности путем филантропии и политического либерализма, они поддерживают демократию и гуманитарные усилия, профсоюзы, организуют совместные предприятия и биржевые спекуляции. Евреи разрабатывают марксистскую философию, подрывающую устои нации посредством проповеди интернационализма, пацифизма и классовой борьбы. Международный финансовый капитал и международный коммунизм — два главных средства ослабления арийской расы. Нация превратилась в руках Гитлера и его сообщников в тот миф XX в., которого, по их мнению, так недоставало буржуазной и рабочей Германии и который делает страну готовой к борьбе. «Здоровый народ, — писал Розенберг, — не признает ни индивидуализма, ни универсализма». Арийская раса — носитель цивилизации, она призвана утвердить свое превосходство над низшими расами и народностями, в том числе славянами. Государство носит прежде всего расовый характер. Это инструмент в руках утверждающей себя расы. «Ошибочно думать, что государство заслуживает уважения просто потому, что оно государство, — рассуждает Гитлер, — или думать, что его главная функция — обеспечение права и порядка или содействие определенной экономической системе, скорее функция государства состоит в том, чтобы способствовать развитию человеческой культуры путем сохранения творящей культуру арийской расы и обеспечения ее господствующих позиций». Германской нации прежде всего необходимо жизненное пространство, территория, которая причитается ей на земле. Обеспечению этой цели подчинена вся внешняя политика нацистского государства. Требование восстановить границы 1914 г. представлялось Гитлеру глупым и недостаточным. Речь шла о том, чтобы германская нация заняла в мире подобающее ей место. В воспаленном воображении Гитлера это было равнозначно мировому господству. Средство к его достижению — война. Она объявлялась естественной и справедливой. Идея пацифизма, говорил Гитлер, может оказаться приемлемой лишь после того, как «человек, находящийся наверху» (арий или император) подчинит себе весь мир. До этого момента свободные нации руководствуются только одним принципом: выгодна им та или иная акция или, наоборот, она причиняет им ущерб. Презрение к нормам международного общения и права — логическое следствие провозглашения политики завоеваний. Для ее обоснования широко применялась сравнительно новая в то время (возникла в годы Первой мировой войны) наука — геополитика. Ее крупнейший представитель в Германии генерал Карл Хаусхофер (1869—1946), издававший с 1924 по 1944г. «Журнал геополитики», был близок к руководству нацистской партии и оправдывал ее агрессивный курс необходимостью обеспечить «жизненное пространство» для немцев. В плане территориальной экспансии у Гитлера были две главные цели. Во-первых, решающая победа над Францией, «непримиримым врагом» немецкого народа. В оценке Гитлера, французы — угроза для существования европейской белой расы, они все более смешиваются с неграми. Ну а затем серьезные территориальные приобретения на Востоке — Россия и ее «вассальные» пограничные государства. «Для нас подарок судьбы, — рассуждает Гитлер, — что ныне евреи контролируют Россию, так как, будучи разрушителями, а не строителями культуры, они в конце концов не смогут сохранить единство империи. Международное еврейство, которое правит Россией через большевиков, стремится завоевать и Германию путем большевизации». Внешняя политика нацизма, по Гитлеру, будет оправданна, если через 100 лет 250 миллионов германцев — крестьян и рабочих — просторно расселятся по Европе, а не будут стиснуты на небольшой территории, выполняя роль фабричных кули1 для всего остального мира. Нацизм — это философия насилия. Оно восхвалялось, поощрялось, объявлялось долгом и доблестью человека. Одним из предшественников Гитлера в культе насилия был знаменитый немецкий философ Освальд Шпенглер (1880—1936), автор книги «Закат Европы». Он считал чувство симпатии беззубым, а человека хотел видеть «хищным зверем, храбрым, хитрым и жестоким». Хищный зверь для Шпенглера — образец высшей формы жизни. Человек должен походить на льва, который не потерпит в своем логове равного себе, а не на корову, которую гонят куда угодно. Насилие — основной постулат нацизма как во внешней, так и во внутренней политике. Оно применяется ко всем несогласным. Один из нацистских теоретиков профессор права Карл Шмитт в очерке «О понятии политического» (1927) полагал, что различие между другом и врагом является ядром политики и столь же важно, как противопоставление добра и зла в морали, прекрасного и уродливого в эстетике. Розенберг доказывал, что у нации должна быть одна политическая вера, а отсюда право национал-социалистов на нетерпимость во имя обеспечения единства нации в мыслях и действиях. «Мировая теория (а именно на этот ранг претендовал нацизм) нетерпима, — рассуждает Гитлер, — и не согласна на статус одной из партий среди ряда других. Политические партии всегда готовы к компромиссу... Мировые теории никогда». Среди врагов нацизма на первом месте наряду с евреями фигурировал коммунизм. Гитлер был одержим идеей антикоммунизма и доказывал, что он спасает Европу от коммунизма. Политическая система, рассчитанная на борьбу с врагами, строится на антидемократической основе. «Так же, как высшая раса призвана управлять низшими расами, — пишет Гитлер, — так же и в рамках высшей расы власть должна быть предоставлена высшим личностям; решающее значение должно иметь не большинство, а личные достоинства. Марксизм и парламентские государства делают ударение на массах и на большинстве, игнорируя различия между людьми. Вместо этого следует установить иерархию лидеров по военному образцу, каждый из них обладает абсолютной властью над подчиненными и несет абсолютную ответственность перед высшими начальниками. Должны быть и парламент, и советы на разных уровнях, но их назначение — просто советовать соответствующим лидерам, а не принимать решения большинством голосов. Только лидер на каждом уровне принимает решения». Важнейший элемент структуры, обеспечивающей диктаторскую власть лидера, — нацистская партия. «Подлинно национальное германское государство должно быть создано на практике боевой партией, которая не желает оставаться одной из партий среди других, но требует полного переустройства национальной жизни в соответствии со своими идеями. Она должна использовать все доступные средства, чтобы сломать существующие порядки. Она должна объединить наиболее энергичные и мужественные элементы нации в компактную боевую группу». Члены партии не должны знать всех замыслов руководства. Достаточно, чтобы они овладели несколькими идеями и отличались фанатической преданностью им. Проводится различие между симпатизирующими и активными членами партии, которые действуют и рискуют. С приходом к власти рекомендуется еще строже ограничить членство в партии, чтобы позволить ее первоначальному ядру безраздельно управлять всеми процессами. Партия формируется вокруг вождя (фюрера). «Только через руководство одного человека может быть обеспечено необходимое единство программы и реальной борьбы, — заявляет Гитлер. — Необходимо, чтобы кто-то руководил, и человек подтверждает свое право на руководство, достигая или устанавливая его». Лидер обладает особыми качествами. «Искатель истины может сформулировать возвышенные общие идеи, но вождь, чувствующий ограниченность и страсти народного мышления, должен свести идеал к особой программе и обеспечить ей безусловную верность боевой партии». «Сочетание теоретика, организатора и вождя в одном лице — редчайшая вещь на Земле. Это сочетание делает человека великим». Идеи вождизма получили в нацизме очень яркое выражение. Культ фюрера — важнейший компонент нацистской веры. «Мы, нацисты, — говорил Геринг, — верим, что в политических делах Гитлер непогрешим, так же, как католики верят, что в религиозных вопросах непогрешим папа. Его воля — закон для меня». Обожествление фюрера сочетается с презрением к простому народу и с беззастенчивым манипулированием им с помощью всего карательного и пропагандистского аппарата тоталитарного государства. «Из-за примитивной простоты их (т. е. народных масс. — О. М.) сознания, — откровенничает Гитлер, раскрывая секреты своего политического искусства в худших традициях макиавеллизма, — они легче становятся жертвой большой, чем малой лжи, так как сами они врут по незначительным вопросам и устыдились бы слишком большого обмана. В таких случаях опровержения никогда не достигают полностью своей цели, и какая-то часть самой наглой лжи всегда остается и пристает. Факт, известный всем великим лжецам и широко ими используемый». Пропаганда, разъясняет Гитлер, должна быть рассчитана на народ и приспособлена к восприятию наименее интеллектуальными лицами из тех, к кому она обращена. Поэтому ради эффективности ее следует свести к нескольким пунктам. Одна из важнейших задач политика состоит в том, чтобы сделать свои предложения понятными «стаду глупых баранов» и заручиться их поддержкой. Это достигалось не только доходчивостью лозунгов и аргументов, но и тоталитарным контролем над средствами массовой информации. «Я намерен играть на печати, как на фортепиано», — говорил Геббельс. В плане экономической политики нацизм напоминает итальянский фашизм, сочетавший филиппики в адрес капитализма с охраной основ этого строя. Гитлер говорил о соединении национализма с чувством социальной справедливости. Нельзя, утверждал он, гордиться нацией, половина которой живет в бедности. Но клеймя и проклиная богачей и спекулянтов, он не посягал на их могущество, ограничиваясь государственным контролем. Дальше ликвидации еврейского капитала (по мотивам расовым, а отнюдь не социальным) дело не пошло. Основные черты политической идеологии фашизма, выводимые в качестве общего знаменателя из двух его наиболее развитых форм, — итальянского фашизма и германского национал-социализма, сводятся к следующему: культ нации на расистской основе (Германия) или национального государства (Италия); прямые призывы к насилию и войне ради завоевания и удержания власти, а также для обеспечения империалистических притязаний; презрение к демократии, свободе, равенству, правам человека, законности, гуманизму; концентрация власти в руках фашистской партии и вождя; тоталитарное государство; искоренение инакомыслия и плюрализма; сохранение существующего социально-экономического строя при введении сильного государственного контроля и регулирования. Политическая платформа фашизма — оправдание открытой и террористической диктатуры.
- Рабочая программа дисциплины
- Рабочая программа дисциплины
- Цель освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Структура и содержание дисциплины
- Раздел 1. Объект, предмет и метод политической науки.
- Раздел 2. История политических учений
- Раздел 3. Политическая власть
- Раздел 1. Политическая система общества
- Раздел 2. Политические партии и общественные организации в политической системе общества
- Раздел 3. Политические отношения и процессы
- Раздел 4. Политические конфликты и пути их урегулирования
- Раздел 5. Политические элиты и политическое лидерство
- Раздел 6. Социокультурные аспекты политики: политическое сознание и политическая культура
- Раздел 7. Политическаие идеологии
- Раздел 1. Мировая политика и международные отношения
- Раздел 2. Россия в современном политическом мире
- 4. Формы контроля освоения дисциплины
- 4.1. Рефераты
- 4.2. Курсовые работы по дисциплине не предусмотрены
- 4.3. Вопросы к зачету
- 4.4. Контрольные работы не предусмотрены
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Аннотация рабочей программы
- Технологии и формы преподавания Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
- Образовательные технологии
- Общее количество аудиторных занятий в интерактивной форме 32 часа.
- Виды и содержание учебных занятий Модуль 1. Введение в политологию
- Структура (план)
- 1. Политическая мысль древнего мира
- 1.1. Политические учения Древней Индии Брахманизм
- Буддизм
- 1.2. Политико-правовые учения Древнего Китая Политико-правовые взгляды Конфуция
- Теория политики и права легизма
- 1.3. Политические и правовые учения в Древней Греции
- Платон (427 – 347 гг. До н. Э.)
- Аристотель (384 – 322 гг. До н. Э.)
- 2. Политическа мысль средневековья
- 2.1. Фома Аквинский
- 2. 2. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
- Никколо Макиавелли
- Жан Боден
- Политико-правовые идеи европейского социализма XVI – XVII вв.
- 3. Политическая мысль нового времени
- 3.1. Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.)
- 3.2. Джон Локк
- 3.3. Ж.Ж. Руссо
- 3.4. Ш. Л. Монтескье
- 3.5. И. Кант
- 3.6. Учение г.В.Ф. Гегеля
- 4. Политическая мысль новейшего времени
- 4.1. Современные элитистские теории
- 4.2. Фашизм и нацизм. Б. Муссолини, а. Гитлер, к. Хаусхофер
- 4.3. Политико-правовые доктрины западноевропейской социал-демократии.
- Неолиберализм, неоконсерватизм XX века
- 4.5. Новые течения левой политической мысли
- 2. Политические партии Современной России
- Политический центризм
- «Единая Россия».
- Программы и программное обращение 2011 года
- Партия «Справедливая Россия» Председатель - Миронов с.М.
- Российский национал-радикализм Партия лдпр Председатель партии - Жириновский в.В.
- Левый национал-патриотизм. Партия «кпрф» Председатель партии - Зюганов г.А.
- Экономический рост
- Возрождение российской провинции
- Неотложные меры
- Социал-демократия.
- Неолиберализм, неоконсерватизм XX века
- Геополитический анализ современных международных отношений
- 2. Концепция европейской и всеобщей безопасности.
- 1. Россия в системе современных международных отношений
- 2. Основные принципы и направления внешнеполитического курса России
- Совместными усилиями разрешить финансовый кризис и ограничить его воздействие на мировую экономику;
- Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- 2. Критерии оценивания
- Подготовка и защита реферата