Электронное правительство как элемент средств массовой информации

дипломная работа

2.1 Опыт создания ЭП в зарубежных странах

Так называемой «структурной единицей» электронного правительства в зарубежном понимании является электронный административный регламент.

Под электронным административным регламентом понимается электронная форма административного регламента (форма реализации административных регламентов с помощью информационно-коммуникационных технологий), используемая для выполнения, анализа и контроля управленческих действий и процедур, обеспечивающих принятие исполнительным органом государственной власти управленческого решения и/или оказание государственной услуги в электронной форме.

Электронная форма реализации административных регламентов создает возможности долгосрочного качественного улучшения исполнения функций и государственных услуг, снижает операционные издержки, сокращает время принятия решений, обеспечивает их большую информационную обоснованность. Реализация концепции электронного административного регламента позволит производить поэтапную последовательную автоматизацию процессов оказания государственных услуг, включая полное исключение участия представителей государственной власти в отдельных простейших процессах.

Реализацию электронных административных регламентов необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с предоставлением государственных услуг (П.1) (гражданам, хозяйствующим субъектам и другим ведомствам) в электронной форме. Административные регламенты являются основой для создания как показателей результативности деятельности органов власти, так и для разработки стандартов предоставляемых государством публичных услуг.

Достижение целевых параметров (показателей) становится задачей органов власти, подразделений и должностных лиц. Эти целевые показатели обеспечиваются в результате исполнения административно-управленческих процессов, обеспеченных необходимыми ресурсами. Регламенты связывают воедино цели, функции, процессы с ресурсами (кадровыми, финансовыми, информационными), детально определяют порядок исполнения функций и предоставления государственных услуг, а также порядок целеполагания, контроля исполнения, устанавливают режим открытости информации. Регламенты задают «шкалу» качества исполнения функций. Это крайне важно для государственных органов, у которых нет объективных рыночных измерителей результативности.

Электронная форма наделяет административные регламенты возможностью получения оперативных данных обо всех предусмотренных действиях, процедурах и стадиях их выполнения, сроках, вариантах возможных решений, форм представления результата с указанием должностных лиц - исполнителей. Реализация регламентов в электронной форме станет условием обеспечения совместимости содержания и форматов отчетности, средств поддержки стратегического и оперативного управления, методов бюджетирования, управления персоналом, финансами, логистикой.

Электронные административные регламенты :

обеспечивают прозрачность правил и процедур и тем самым расширяют горизонт «административного видения», возможности планирования, контроля и оценки деятельности для руководителя ведомства и исполнительной власти в целом;

фиксируют и позволяют анализировать деятельность государственных органов и их подразделений;

персонифицируют ответственность в системе исполнения решений;

минимизируют расходы на поиск информации и позволяют оперативно генерировать необходимую информацию.

При реализации электронных административных регламентов органа исполнительной власти должны учитываться следующие аспекты:

последовательность действий и решений, необходимых для осуществления публичной функции и оказания государственной услуги;

перечень структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за совершение действия или принятие решения;

разрешенные варианты действий и решений и формализованные критерии выбора одного из вариантов;

сроки совершения действий и принятия решений, максимальное время осуществления публичной функции и оказания услуги;

нормативы использования ресурсов, необходимых для совершения действия или принятия решения;

формы и порядок контроля за совершением действий и принятием решений в ходе осуществления публичной функции;

исчерпывающий перечень и шаблоны документов, необходимых для осуществления публичной функции и создаваемых в процессе осуществления публичной функции или оказания услуги, порядок их регистрации (учета);

способ получения заинтересованными лицами информации о ходе осуществления публичной функции и оказания государственной услуги.

Создание стандартов государственных услуг (нормативных требований к их качеству и порядку предоставления) является условием формирования административных регламентов и их реализации в электронной форме. Инвентаризация и стандартизация государственных услуг, сведение их в единый реестр, позволит оптимизировать государственные функции и услуги по объему и качеству.

Работа по стандартам и регламентам должна быть увязана с развитием методов результативного управления, разработкой систем показателей деятельности органов исполнительной власти.

Руководящие принципы реализации электронных административных регламентов

Подходы к архитектуре систем, реализующих административные регламенты, и выбранные технологические решения должны быть открытыми и гибкими, чтобы обеспечить их многократное использование и интеграцию с различными ведомствами.

Ниже приведены несколько базовых принципов (моделей), которыми следует руководствоваться во всех решениях, касающихся технологий реализации ЭАР. Практическая реализация этих принципов раскрывается в дальнейшем.

Федеративная или централизованно-децентрализованная модель

Одним из центральных принципов реализации ЭАР должна быть федеративная или централизованно-децентрализованная модель.

Модель предполагает децентрализованную реализацию ЭАР различными государственными министерствами, агентствами и ведомствами при централизованной разработке методик описания, анализа и оптимизации административных регламентов и процессов и при централизованном создании базовых технологических компонент и систем, обеспечивающих общие, повторяющиеся для большинства ведомств функции исполнения административных регламентов.

Различные государственные ведомства будут продолжать отвечать за реализацию своих административных процессов и работу с соответствующими данными. Процессы реализации регламентов и услуг будут контролироваться, отслеживаться и управляться непосредственно ведомствами. Т.е. непосредственно ведомства будут владельцами информации и процессов (П.1) и будут ответственными за актуальность и точность информации.

Интеграция и повторное использование технологий и решений будет достигаться через идентификацию и реализацию общих принципов проектирования административных регламентов и процессов и создание ограниченного набора общих для большого количества ведомств базовых технологических компонент, использование которых уменьшит дублирование в создании систем и обеспечит их многократное использование.

В настоящее время с технической точки зрения федеральные ведомства имеют достаточную технологическую основу и ИТ-инфраструктуру для реализации электронных административных регламентов (сети, компьютеры и т.д.). Необходимо более четко определиться по прикладным системам поддержки административных регламентов и услуг. При этом потребуется два типа таких систем на федеральном уровне:

системы, обеспечивающие базовые компоненты (например, общий сервер электронных форм документов, общие сервисы безопасности, каталоги с информацией о государственных служащих, платформа для оплаты государственных услуг и т.д.);

прикладные системы, специфические для реализации конкретных административных регламентов и услуг.

Прикладные системы большей частью состоят из компонент, настроенных под реализацию конкретного процесса и услуги и, таким образом, должны, как правило, быть реализованы на уровне отдельного ведомства. В противоположность этому базовые компоненты могут быть использованы аналогичными или похожими способами для реализации большого количества процессов и услуг. Они покрывают специфическую функциональность в общей форме и поэтому обеспечивают широкую область реализации своих полезных свойств.

Доступ пользователей к услугам в результате реализации административных регламентов

Государственные услуги будут предоставляться через различные каналы доступа, включая личное посещение государственного ведомства, центры телефонного обслуживания, «электронные киоски», сети общего пользования, в зависимости от предпочтений и возможностей конечных потребителей. Одна из основных задач - поддержка формата «единого окна» государственных услуг на технологическом уровне. Поэтому многоуровневая архитектура систем реализации административных регламентов должна обеспечивать отделение уровня презентации информации от уровня реализации бизнес-логики и уровня хранения данных.

Технологии должны быть масштабируемыми и гибкими, чтобы обеспечить новые каналы доступа в будущем.

Использование существующих технологических решений

Существующие промышленно разработанные, проверенные государственные прикладные системы, общефедеральные и ведомственные, должны максимально использоваться при реализации электронных административных регламентов.

В случае инвестиций в новые технологии и системы одним из определяющих факторов при принятии решения должна являться возможность их интеграции с другими системами, обеспечивающими реализацию административных процессов и предоставление государственных услуг.

Для достижения интеграции систем реализации электронных административных регламентов на федеральном уровне и на различных уровнях государственного управления, систем предоставления государственных услуг в условиях, когда за реализацию регламентов и государственных услуг отвечают соответствующие ведомства, средством координации могут быть только:

хорошо определенная техническая архитектура;

общие методики;

общие форматы и схемы данных.

Двумя «крайними точками» этой архитектуры являются интерфейсы предоставления государственных услуг через множественные каналы доступа, с одной стороны, и обеспечивающие эти услуги регламенты и процессы, с другой.

Основные задачи, связанные с реализацией электронных административных регламентов

Таким образом, ключевыми аспектами, которые должны быть рассмотрены в связи с ЭАР, являются:

моделирование административных процессов;

моделирование данных, используемых при реализации процессов и регламентов;

разработка базовых технологических компонентов.

Под моделированием процессов понимается методическое описание административных процессов в целом или определенных этапов этих процессов с целью:

создания различными ведомствами аналогичных или сравнимых по своей архитектуре и проектировочным принципам прикладных систем, реализующим ЭАР, даже в условиях их независимой разработки;

обеспечения возможностей по повторному использованию процессов и систем.

Под моделированием данных понимается методическое, стандартизованное описание данных, которые используются в рамках государственных административных процессов и прикладных систем с целью:

обеспечения совместимости систем, включая те системы, которые будут создаваться в будущем;

обеспечения возможностей по повторному использованию процессов и систем.

Общие, базовые технологические компоненты, которые должны создаваться и использоваться централизованно, должны отбираться на основе анализа типовых моделей административных процессов и регламентов и на основе такого критерия, как частота их использования.

Организационные аспекты описания, оптимизации и реализации административных процессов и регламентов.

Создание систем, обеспечивающих реализацию электронных административных регламентов, должно основываться на целостном подходе к описанию деятельности государственного ведомства. Это подразумевает учет двух фундаментальных элементов: организационных структур и моделей самих прикладных систем. Кроме этого, требования к системам, соответствующие ограничения, выполняемые действия и правила обработки данных должны быть основаны на таком целостном взгляде на деятельность государственного ведомства. Это включает определение процедур, их правил, а также акторов (основных действующих лиц) и их ролей в административных процессах.

Все государственные услуги и электронные административные регламенты должны быть описаны в форме технических моделей процессов. Это означает, что должны быть рассмотрены все шаги процесса от начала и до конца, например от момента получения запроса от пользователя (гражданина, хозяйствующего субъекта или другого ведомства) и до момента, например, оплаты предоставления услуги.

На начальных этапах разработки эти модели процессов могут носить достаточно общую, абстрактную форму.

Любые новые предложения, связанные с определением новых процессов и регламентов, должны рассматриваться с учетом:

возможностей повторного использования;

простоты;

возможности описания на основе других, ранее описанных процессов.

Оптимизация процессов

Успешная реализация ЭАР предполагает определенные действия по изменению и оптимизации самих административных процессов. Существующие правила, процессы и структуры должны быть адаптированы и улучшены. В противном случае, электронная форма реализации регламентов будет обладать теми же фундаментальными проблемами, которые характерны для традиционных процессов выполнения работ, не основанных на интенсивном применении информационных технологий и систем.

Следующие меры должны быть предприняты еще до создания информационных систем обеспечения ЭАР:

упрощение процессов и процедур;

дерегулирование;

уменьшение длительности цепочек рабочих шагов процессов;

уменьшение точек контактов между различными пользователями процессов;

максимальное исключение итераций;

уменьшение цикла реализации и «времени ожидания» выполнения очередных шагов.

Категоризация и типы административных регламентов и процессов

Классификация и категоризация государственных услуг, процессов и регламентов обеспечивают возможность расстановки приоритетов в практической реализации проектов создания ЭАР и оценки уровня достигнутого.

Схема классификации определяется выбранными критериями. Критерии определяют те существенные характеристики регламентов и процедур, которые определяют их попадание в ту или иную категорию. Классификация позволяет осуществить:

получение общей основы и языка, позволяющих уменьшить вероятность различных трактовок и непонимания между различными участниками проектов в области электронного правительства;

расстановку приоритетов реализации и дальнейший выбор конкретных государственных процедур и регламентов внутри каждого класса для практической реализации в режиме он-лайн;

определение ценности (а значит, возможности сравнения) различных услуг, регламентов и процедур;

диалог между политическим, функциональным руководством государственного ведомства и специалистами по ИКТ;

определение типа технологий, которые потребуются для обеспечения государственных процессов со стороны ИТ.

На федеральном уровне при выработке плана реализации всей инициативы создания электронных административных регламентов и «электронного правительства» в целом целесообразно иметь схему категоризации услуг и функций, которая бы обеспечивала помощь в группировании аналогичных процессов и услуг, оценке бюджетных затрат, оценке затрат усилий на реализацию, выработке конкретных планов.

Различные страны используют для этого разные схемы категоризации. Например, Справочная Модель Описания Бизнеса федерального правительства, которая является частью Федеральной Архитектуры США, является такой схемой категоризации.

В качестве примера в Приложении 2 описана схема категоризации административных регламентов и процессов по содержанию, принятая в Германии.

Категоризация административных регламентов и процессов с точки зрения степени формализуемости.

Далеко не все административные регламенты и процессы являются хорошо структурированными и формализуемыми. Это важно, поскольку типы регламентов определяют различные категории технологий, которые потребуются на ведомственном и межведомственном уровне для их реализации.

С точки зрения степени формализуемости государственные процессы и регламенты могут быть классифицированы на следующие 4 категории:

Рутинные и хорошо структурированные стандартные процессы. Этот тип государственных процессов и регламентов очень похож на бизнес-процессы, характерные для коммерческих организаций: они характеризуются высокой степенью повторяемости и формализованности (например, выдача паспорта). Некоторые из них могут быть полностью автоматизированы и участие человека сведено к минимуму;

Индивидуализированные процессы. Они соответствуют ситуациям, для которых характерна определенная исключительность. Например, заключение брака ранее официально разрешенного возраста. Такие процессы требуют гораздо большего интерактивного взаимодействия с пользователями (гражданами) и большего внимания со стороны ответственных государственных служащих;

Переговорные процессы. Эти процессы характеризуются высокой степенью информационного обмена между вовлеченными сторонами (гражданами, государственными служащими, ведомствами), позиции которых на вопрос, проблему могут различаться. Для этих процессов характерен сложный, глубокий анализ обстоятельств и интерпретация результатов. Примерами являются процессы предоставления гражданства или выдача разрешения на строительство здания;

Слабо структурированные процессы. Примерами таких процессов является процесс выработки законов и другие демократические процедуры.

Категоризация на четыре базовых типа государственных процессов демонстрирует, что далеко не всегда можно разработать полные модели процессов и потоков работ (workflow) (особенно это касается последних трех типов процессов).

Для слабо структурированных процессов в большей степени важны такие технологии, как технологии коллективной работы, технологии управления знаниями, технологии поиска информации и т.д.

Обобщенный административный регламент

Анализ типового, обобщенного административного процесса позволяет выявить общие для многих регламентов и процессов характеристики и на этой основе идентифицировать те общие, базовые компоненты и сервисы, которые целесообразно реализовать централизованно. Любой административный регламент и процесс может быть разбит (декомпозирован) на отдельные подпроцессы, операции и микрооперации:

Процесс разбивается на подпроцессы. Подпроцесс - это процесс, для которого могут быть четко обозначены границы, а также элементы (информация), которые имеют место на входе и выходе;

Делись добром ;)