Эволюция системы представительства интересов в современной России

дипломная работа

1.1.2 Политические партии как институт представительства интересов в современной российской политике

Неотъемлемым элементом жизни России стал политический плюрализм, существование групп интересов и объединений, выражающих различные взгляды, как на текущую политику, так и на экономическую и социальную, что, по мнению Л. Шевцовой, является «одной из важнейших предпосылок движения общества к нормальному и цивилизованному состоянию» Россия политическая. / Под общ. ред. Л. Шевцовой; Моск. Центр Карнеги. - М., 1998. С. 321.. Также следует отметить, что в условиях политического многообразия и постоянного движения интересов расширяются возможности выживания малых групп, и увеличивается относительная свобода действий индивидов Там же. С. 321-322..

Переход от тоталитаризма к демократии, развитие рыночных отношений, трансформируя социальную структуру общества, усиливая процессы социальной дифференциации, создает основу для воплощения в жизнь ценностей и принципов политического плюрализма. Данный процесс, по мнению. К. Гаджиева, «находит отражение в возникновении широкого спектра самых разнообразных новых общественно-политических движений, организаций и объединений» См.: Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. - М., 1999. С. 123.. Данный процесс после 1989 г. стал постепенно доминировать в политической жизни России.

В России многие трудности пост тоталитарного периода порождены как раз отсутствием более или менее институционализированных дееспособных партий. К настоящему времени многие из них уже исчезли с политической арены, на смену им пришло множество новых партий, объединений, союзов, которым, по мнению К. Гаджиева «еще предстоит доказать свою легитимность, получив поддержку у избирателей, подтвердить, что они действительно являются реальными политическими партиями, за которыми стоят реальные социальные силы» См.: Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. - М., 1999. С. 123..

В России ни предприниматели, ни профсоюзы не смогли создать свои партии. "Гражданский союз" А.Вольского и А.Владиславлева, опиравшийся на Российский союз промышленников и предпринимателей, не набрал на выборах 1993 года даже 2% голосов, а на следующих выборах та же участь постигла и объединение "Профсоюзы и промышленники России - Союз труда". Это лишний раз свидетельствует о качестве этих организаций, об их реальном влиянии, особенно в политической сфере. Не намного лучше на выборах выступили другие партии и блоки, представлявшие корпоративные интересы. Определенного успеха на выборах в 1993 году смогли добиться лишь аграрии (8%), использовавшие клиентельную зависимость жителей деревни Афанасьев М.Н. Клиентелизм: историко-социологический очерк. // Полис. -1996. -№ 6. С. 99-101. (при том, что сельское население России составляет 27%). Партия "зеленых" "Кедр", выступавшая как "экологическая", несмотря на то, что ее кадры в основном состояли из представителей санэпиднадзора, получила в 1995 году только 1,4% голосов, а в 1999 году вообще не была допущена к выборам Кулик А. Партийная демократия и политические партии в формировании открытого общества на Западе и в России. - М., 2000. С. 45..

14 июля 2001 г. опубликован и вступил в силу Федеральный закон "О политических партиях". Правовое положение политических партий определяется Законом РФ "О политических партиях" № 95-ФЗ от 11.07.2001 г. Этот Закон принят в развитие Конституции России, согласно которой политические партии являются одной из форм осуществления гражданами права на объединение Макаренко Б.И. Парламентские выборы 2003 г. как проявление кризиса партийной системы// Полис. - 2004. - №1. С.56..

Федеральный закон «О политических партиях» четко определил в статье 3 пункте 4 основные функции политической партии. Это:

формирование общественного мнения;

политическое образование и воспитание граждан;

выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

выдвижение кандидатов на выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе Федеральный закон «О политических партиях», принят Государственной думой 21.06.01, одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01., ст.3 // Российская газета. - 2001. - 14 июля..

К декабрю 2002 г. в стране можно было насчитать около 40 политических партий, зарегистрированных в Минюсте, и свыше 60 общественно-политических движений, претендующих на получение статуса “политическая партия” Макаренко Б.И. Парламентские выборы 2003 г. как проявление кризиса партийной системы// Полис. - 2004. - №1. С.52.. Таким образом, в России в полной мере сформировалась многопартийная система.

Таким образом, в России только начинает создаваться инфраструктура гражданского общества, которое одно и способно обеспечить условия для формирования и институционализации, реально заинтересованных групп и соответственно организаций, клубов, объединений, партий, способных представлять их интересы в структурах власти. Весь мировой опыт показывает, что уровень развития демократии самым непосредственным образом зависит от того, насколько институционализировался политический плюрализм, который проявляется и выражается, прежде всего, в политических партиях. Но эффективность политического плюрализма, включая партийную систему, по мнению К. Гаджиева, «определяется тем, в какой степени в обществе сформировались, институционализировались и заявили о себе разнообразные центры и источники власти и влияния» См.: Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. - М., 1999. С. 123.. Таким образом, для развития российских институтов представительства интересов огромное значение имеет соответствующая инфраструктура, призванная обеспечить условия для кристаллизации групповых интересов и оформления соответствующих негосударственных организаций, объединений, союзов.

Сравнение результатов выборов 1993, 1995 1999 и 2003 гг. показывает, что Государственная Дума становится более организованной и структурированной См.: Астафичев П. А. Народное представительство и парламентаризм: конституционные проблемы. - Орел: Орл. гос. ун-т, 2004. С.115.. Если в 1993 г. ее состав был весьма плюралистичным, то уже в 1995 г. четче проявляется биполярность. Вместе с тем выборы 1999 г. показали и новых фаворитов парламентской гонки. В российском парламентс появилась новая сила -- Межрегиональное движение “Единство”. Победа "Единой России", поражение коммунистов, незапланированный триумф "Родины" и провал правых партий - таков окончательный итог выборов декабря 2003 года.

В современной российской политике появилось много различных политических партий - российские партии участвуют в политической борьбе, объединяются для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в институты власти.

Партии, таким образом, не способны реализовывать свои функции представительства интересов многочисленных групп в российской политической системе, а снижение роли партий в политической жизни России, когда политические партии могут быть приравнены с такими институтами, как профсоюзы, очевидно, снизит их влияние как представителей интересов широких слоев общества.

Делись добром ;)