Формирование имиджа политического лидера как вид PR-деятельности

курсовая работа

1.2 Политический имидж

Имидж является не только экономической, но и политической категорией. В экономике он помогает продавать товары, в банковской деятельности привлекает клиентов, в политике способствует позитивному отношению к той или иной политической фигуре. Благоприятный имидж страны помогает привлечению в нее туристов, создает климат для инвестиций. Все это по сути своей долговременный процесс.

Политический имидж (от англ. Image -образ, изображение) образ политического лидера, деятеля, партии, который складывается в общественном мнении и сознании, оказывая воздействие на авторитет и влияние его носителя. Может возникать стихийно, либо при помощи особых средств, находящихся в распоряжении специалистов по созданию имиджа - имиджмейкеров.Имидж выступает в роли связующего звена между политиком и его аудиторией. Он служит отражением как интересов аудитории, так и интересов политика и пытается совместить эти интересы, уйти от одностороннего давления сверху, свойственного тоталитарному обществу. Демократическое общество как раз и предполагает более серьезную роль населения в принятии и проведении тех или иных решений на уровне государства. То есть население получает тот информационный и политический продукт, который более всего отвечает его интересам.

Перед нами раскрываются две возможные стратегии: стратегия открытости и стратегия закрытости. По иному их можно назвать стратегией приближения (к электорату) и стратегией дистанцирования. Привычными для реализации являются избирательные технологии в стратегии приближения, показывающие человеческие характеристики кандидата, демонстрируя, что он "свой парень". Но не менее важной, хотя и более редкой, может стать стратегия дистанцирования, на которую также должен реагировать избиратель, который хочет иметь дело не просто с рядовым членом общества, а с чем-то исключительным. Эти две стратегии мы представим в следующем виде:

Стратегия приближения:

Особенности: объект, его коммуникации, контекст его существования сознательно сближаются с электоратом.

Стратегия дистанцирования:

Особенности: объект, его коммуникации, контекст его существования сознательно отдаляются от электората.

Имидж представляет собой обращенное вовне "я" человека, так называемое его публичное "я". Люди как бы покрыты определенным коммуникативным ограждением в виде публичного "я", за которым иногда может скрываться иное "я".

Имидж может быть разделен на два типа: имидж идеальный, тот, к которому следует стремиться, и имидж реальный, существующий на самом деле. Задачей имиджмейкера становится совмещение этих двух позиций. При этом и первый, и второй имиджи могут быть неверными с точки зрения эффективности воздействия, но человек практически не замечает этого, вот почему столь важен взгляд со стороны. Себя мы, как правило, оцениваем неадекватно.

Элери Сэмпсон различает такие типы имиджей, как самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Первый -- связан с нашим прошлым опытом и соответствующими самооценками. Второй -- с оценками других. Поэтому в качестве упражнения она предлагает попросить знакомых написать, что именно им приходит на память, когда они думают о вас. Третий -- в ее интерпретации более связан с ожидаемыми имиджами, рассчитанными на ту или иную профессию. К примеру, она обращает внимание на зависимость имиджа от одежды: "Требования некоторых профессий диктуют имиджи людей, которые в них заняты. Физик-ядерщик нуждается в защитной одежде, полицейскому требуется легко узнаваемая форма, директору похоронного бюро нужен серьезный и уравновешенный имидж". Первые ассоциации связаны именно с внешним видом, поскольку слово image в качестве первых значений в английском языке имеет такие признаки, как изображение, отражение в зеркале.

Имиджи действительно лежат в основе любой профессии и это касается не только одежды. Возьмем имидж злодея, какого-нибудь сказочного разбойника. Он, несомненно, будет иметь устрашающий вид, глаза его должны гневно сверкать, он не любит, когда его не слушают и т.д.

Имидж должен носить личностный характер, за который может "зацепиться" индивидуальное сознание. Очень трудно любить просто "планов громадье", если в нем не будет личностного оттенка. Политика строится на личностном, считают западные имиджмейкеры.

Политика начинает персонализироваться также с помощью присоединения чужих имиджей, ведь для усиления своего имиджа можно воспользоваться присоединением к себе имиджей других.

По этой причине кабинеты правительственных чиновников украшают портреты президентов. В избирательной кампании кандидаты в президенты пытаются окружить себя знаменитостями. А фильмы "украшаются" известными актерами, что делается с помощью достаточно серьезных гонораров, которые еще больше повышают имидж фильма.

К занижению имиджа могут привести ассоциации политика с негативным объектом. Например, для псевдо-поддер-жки А. Лебедя была организована демонстрация геев. В президентских выборах 1999 г. на Украине кандидата от оппозиции также пытались связать с гомосексуалистами.

Спонтанная речь (а это выход на сцену политика вне костылей в виде имиджмейкеров и советников) служит серьезной лакмусовой бумажкой, позволяющей в ряде случаев существенно навредить образу лидера. Вспомним почти бесконечное количество анекдотов на тему ораторских способностей Леонида Брежнева. Попадал впросак и бывший российский премьер Виктор Черномырдин. Справедливости ради следует признать, что на закате своей жизни он реализовал себя публично в гораздо более свободной манере, чем это было в период его первых появлений на экране.

Политики сами по себе также являются своими собственными имиджмейкерами, поскольку чутко впитывают флюиды восхищения или отталкивания, которые идут от их аудитории. О Гитлере говорили как о лидере, потерявшем связь с реальностью. Но он не теряет ее в области символической реальности. Перси Эрнст Шрамм, очень глубоко исследовавший эту проблему, считал, что стратегия Гитлера всегда была "стратегией престижа и пропаганды", а недостаток чувства реальности не позволял ему осознать, что война и пропаганда подчиняются совершенно различным законам и принципам.

Делись добром ;)