Фактор "регионального патриотизма" в избирательных кампаниях по выборам губернатора Красноярского края и Законодательного собрания Красноярского края

дипломная работа

1.1 Сибирское областничество как попытка формирования регионального политического сознания жителей сибирских территорий в дореволюционный период

региональный патриотизм политический избирательный

В 1850-1860-х годах зарождается общественно-политическое течение в среде сибирской интеллигенции, которая выделяет Сибирь как территорию в составе Российского государства с особой спецификой и определённым автономным неколониальным будущим. Данное течение получило название «сибирского областничества», его главными идеологами выступали Григорий Николаевич Потанин (1835-1920) этнограф, географ, путешественник и специалист по восточному эпосу и общественный деятель, а также публицист Николай Михайлович Ядринцев (1842-1894), которые были знакомы ещё со времён студенчества (Петербургский университет).

Помимо теоретического осмысления, эти идеи вылились в общественное движение, которое открыто пропагандировало данные взгляды. Эти взгляды касались концепции самостоятельности территории Сибири во главе с региональным органом власти - Сибирской областной думой, наделявшейся определёнными полномочиями (наподобие компетенций штата в федеральной системе Соединённых Штатов Америки).

Сибирское областничество на протяжении всего своего существования, вплоть до конца Гражданской войны, постоянно эволюционировало, и обновляло программу с учётом вызовов и особенностей социально-политического и экономического развития государства в целом и в Сибири в частности. Шиловский, М.В. Оформление программы сибирских областников в период революции 1905-1907 / Революционное и общественное движение в Сибири в конце XIX - начале ХХ в. - Новосибирск: Наука, 1986. С. 121

Причиной возникновения движения стала политика царского правительства касательно сибирских территорий как политика «государственного феодализма». Это включало в себя следующие элементы:

- государственную монополию на землю и природные богатства, эксплуатация которых считалась исключительным правом власти;

- переселение с европейской части на территории Сибири заключённых и ссыльных (по данным Н.М. Ядринцева в 70-е годы ХIХ века на 4 миллиона местных жителей приходилось полмиллиона каторжан и ссыльнопоселенцев); Лепин, П.В.Стратегия развития региональной системы непрерывного педагогического образования: На материале Западной Сибири: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. - Новосибирск, 2000. С. 165.

- экономика и средства труда развивались крайне слабо, включённость в рыночные отношения страны была низкой. В основном в регионе добывались и вывозились на запад сырьё и пушнина. Даже в начале ХХ века правительство не проводило никаких действий по экономическому развитию территории, кроме увеличения доходности сельского хозяйства и простейшей переработки сырья;

- произвол властных структур, которые формировались из выходцев с Европейской России, не связанных с интересами населения и рассматривающих «сибирскую службу» как способ личного обогащения;

- слабое развитие культуры, науки и образования тормозило как формирование некоего подобия гражданского общества (в реалиях того времени), так и комплексное развитие территории в целом;

- неравенство жителей Сибири в плане гражданских прав по сравнению с жителями центральных губерний: начало реформирования судов в Сибири состоялось в 1897 году, а создание земских учреждений не было исполнено до 1917 года. Шиловский, М.В. Областничество и регионализм: эволюция взглядов сибирского общества на пути инкорпорации Сибири в общероссийское пространство // Административно-государственное и правовое развитие Сибири XVII-XX веков. - Иркутск, 2003. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/12/ - Загл. с экрана.

В процессе анализа работ идеологов областничества стоит отметить значительное влияние на формирование и эволюцию их взглядов истории западноевропейских колоний, политических и экономических теорий того времени. Именно «западные идеи и колониальный опыт в значительной мере стали для будущих областников толчком к осознанию колониального положения Сибири в составе Российской империи».

А.В. Ремнев отмечает, что идеология областников представляла собой «сложный сплав российских социально-мессианских надежд с западными социальными доктринами». Ремнев, А.В. Западные истоки сибирского областничества // Русская эмиграция до 1917 года - лаборатория либеральной и революционной мысли. СПб., 1997. С. 142-156. Однако следует отметить, что движение не было однородным и представители данного явления в общественно-политической жизни Сибири, ощущая и декларируя некую обособленность от России, по-разному высказывали идеи будущего политического обустройства Сибири и восприятия западного и российского исторического опыта. Анисимов, К.В. Соотношение «политического» и «психологического» начал в сибирском областничестве XIX века // Ежегодник Красноярского государственного педагогического института. 2002. Т. 1. С. 72. В начале идеи областников строились на сибирском региональном патриотизме - так называемом «сибирефильстве» (термин употребил Г.Н. Потанин в 1905 году) Потанин, Г.Н. Быть или не быть сибирскому областничеству? // Потанин Г.Н. Избранные произведения в трех томах. Павлодар, 2005. Т. 2. С. 350. - с одной стороны и критике политики центра по отношению к сибирским территориям - с другой.

Областники ставили в вину центральной власти то, что они рассматривают Сибирь как колонию, не учитывая интересы местных жителей. То меньшинство областников, которые не боялись заявлять о сепаратизме, ставило в пример США как образец успешной европеизированной и освободившейся колонии. Так в 1863 году С.С. Попов, С.С. Шашков и Н.М. Ядринцев в рукописных прокламациях «Сибирским патриотам» и «Патриотам Сибири» обращались к жителям Сибири с воззванием к восстанию и образованию «республики сибирских соединенных штатов», Шиловский, М.В. Сибирское областничество… С. 85. за что были высланы в Вологодскую и Архангельскую губернии. Однако дальше призывов никаких действий не последовало - большинство сторонников областников отрицало перспективу развития сепаратизма в регионе.

В 1862 году идеолог областничества Г.Н. Потанин изложил принцип движения: «Мы хотим жить и развиваться самостоятельно, иметь свои нравы и законы, читать и писать, что нам хочется, а не что прикажут из России, воспитывать детей по своему желанию, по-своему собирать налоги и тратить их только на себя же». Но при этом пояснил: «Областничество включает в себя сепаратизм не только в области культуры, но и в области политики, за исключением только самого крайнего акта (покушение на целость государства), который на обычном общепринятом языке называется политическим сепаратизмом; последний недопустим с государственной точки зрения; но областнический сепаратизм не угрожает целости государства, хотя может заходить очень и очень далеко».Письма Г. Н. Потанина. Иркутск, 1987. Т. 1. С. 59. В начале формирования идей движения он высказывался, что «Сепаратизм есть только направление местного патриотизма при известных условиях; другие условия могут привести его к идее совершенно противоположной - об единстве». Дополнительные сведения к донесениям… штаб-офицера корпуса жандармов… от 4 августа 1865 г. // Потанин Г.Н. Избранные произведения в трех томах. Павлодар, 2005. Т. 2. С. 91. Являясь, по сути, противоположными по своему значению терминами, «сепаратизм» и «единство» в данном конкретном историческом случае могут переходить друг в друга - при том, что «сибиряки» имели право обижаться на центр, они не противопоставляли себя «русским». Это помогло в дальнейшем преодолеть крайности сепаратизма и создать предпосылки к положительной межрегиональной интеграции с Россией.

Экономические и политические теории того времени вместе с историей западноевропейских колоний оказали существенное воздействие на развитие взглядов областников. Данная информация легла в основу осознания колониального положения Сибири в составе Российской Империи.Ускова, М.А.Регионализм как принцип интерпретации русской культуры Сибири второй половины XIX - начала XX в.: диссертация ... кандидата культурологии: 24.00.01. Кемерово, 2006. С. 98. Проблемы изучения западноевропейского опыта были попыткой дать научное обоснование так называемых «сибирских вопросов» и прежде всего колониального проблемы. В 80-е годы XIX века областники активно пропагандировали достижения западной колониальной науки на страницах своего печатного органа - газеты «Восточное обозрение».

Будущее сибирских территорий областники связывали с промышленным развитием, что впоследствии должно было увеличить ценность труда и «удельный вес значимости» Сибири в России. Ядринцев, Н.М. Сибирь как колония : К юбилею трехсотлетия: Соврем.положение Сибири. Ее нужды и потребности. Ее прошлое и будущее. Санкт-Петербург: тип. М.М. Стасюлевича, 1882. С. 244. Они не выступали против буржуазии, а считали необходимым привлекать её к выполнению важных задач. «Ее роль, - отмечал Ядринцев, - будет собрать народ, устроить учреждение мануфактуры, а лучшая организация впоследствии зародится уже в этом учреждении как новая потребность». Разгон, В.Н. Сибирское купечество в XVIII - первой половине XIX в.: Региональный аспект предпринимательства традиционного типа : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02. Барнаул, 1999. С. 12. На тот момент было значимым объединить организационные и финансовые возможности буржуазии с народными потребностями.

После создания промышленности в Сибири можно было приступить к ограничению буржуазии и «начать эмансипацию городского рабочего». Но стоит отметить, что областники не стремились перенимать полностью опыт Запада (и, прежде всего, США) и абсолютизировать теоретические положения, так как считали, что любая территория представляет собой «организм» и должна пройти свои естественные стадии развития. Поэтому вопросы, поднимаемые в Сибири, не только представляются областникам вызванными природными и иными территориальными условиями, но приобретают и общеисторический характер. Потанин, Г.Н. Областническая тенденция в Сибири. Томск: Паровая типо-литография Сибирского товарищества печатного дела, 1907. С.8.

Для соединения теоретических изысканий с практикой и социальной действительностью областники занимались изучением разного типа общин в России и на Западе. Потанин считал, что проводить прямые аналогии между США и Сибирью не всегда корректно, так как они, помимо характера отношений с метрополией, отличаются духом. Потанин, Г.Н. Нужды Сибири // Сибирь, её современное состояние и её нужды. СПб, 1908. С. 289. Развитие Сибири он видел в общинном начале и указывал, что при колонизации Северной Америки земля объявлялась собственностью папы/короны/государства. Сибирь заселялась на «доисторический манер» и поэтому здесь существовали все предпосылки для формирования общины, так как земля осталась «свободною, не закрепощенною ни за собственниками, ни за государством».

Областники явились одними из первопроходцев в создании теоретической базы предмета отечественной регионалистики. Исходя из критериев особых суровых природно-климатических условий, образования в Сибири особого историко-этнографического типа русского (старожильческого) населения и геополитического положения региона теоретики движения сибирского областничества выделяли Сибирь в отдельную область (регион).

В 1906 г. исследователь и меценат Александр Сибиряков отмечал: «Хотя Сибирь совершенно не подходит под категорию таких окраин, как Польша, или даже Малороссия, где существуют особые виды славянской народности, и никто из русских жителей, а равно и самих сибиряков не будет причислять сибиряков к какой-нибудь национальности, отличной от русской, но, тем не менее, особые условия Сибири в географическом, этнографическом и даже социальном отношениях настолько уже в настоящее время оспециализировались, что, прибавив к ним внешние отношения Сибири к ее непосредственным соседям, каковы Китай и Япония, то есть то положение, какое занимают они по отношению к Сибири в данный момент, возбуждение вопроса об автономии Сибири представляется теперь более чем кстати». Сибиряков, А.М. К вопросу об автономии Сибири // Сибирская жизнь: Томск, 1906. 19 янв.

Ещё до областников в середине XIX в. сибирский историк и публицист Афанасий Прокопьевич Щапов, обосновывая вывод о формировании «русско-сибирской народности», выдвинул мысль об этнически смешанном типе населения Сибири, которую его последователи развили до постановки вопроса об «особенности» русских сибиряков. «Любой человек с первого взгляда заметит, что славяно-русская раса, представляемая великорусским и малороссийским народом, смешиваясь с разными сибирско-азиатскими племенами, благодаря своей культурно-исторической и национальной окреплости и устойчивости, всегда преобладала и преобладает в передаче своих типичных признаков сибирскому русскому населению». Дроздов, Н.И. Духовно-нравственное становление сибиряков: исторические предпосылки. Ч.1. Красноярск, 2012. С. 71.

В дальнейшем А.П. Щапов создаёт теорию «русско-сибирской народности» и вкладывает в её основу признание русского старожильческого населения Сибири особым «этническим типом», весьма отличным и даже в некоторой степени противоположным по своим характеристикам великороссам - жителям Европейской части России. Он считал, что потомки людей, населявших и основавших Азиатскую Россию в конце XVI-XVIIIв., со временем утратили многие положительные черты русского народа: они «забыли» традиционную культуру, у них огрубела нравственность под влиянием якобы отсталых в культурном отношении азиатских народов, они проживают в условиях сурового климата и продолжительной изоляции края, его удалённости от центров просвещения, в месте уголовной ссылки с дурной администрацией. Данные положения Ядринцев и Потанин положили в основу обоснования физических и психических черт сибиряка по сравнению с жителями Европейской России.

Из русского населения на Востоке должен был сложиться новый этнографический тип - как в физическом строении, так и в нравственных признаках. Ядринцев, Н.М. Указ.соч.С. 50-51.Ссылаясь на материалы этнографических исследований Восточно-Сибирского отдела Географического общества Ядринцев делает умозаключение о трансформации великорусской народности на Востоке во всем её составе и о том, что эти изменения стремятся стать наследственной органической особенностью всех жителей данной территории. Там же. С. 55. Он не без оснований полагал, что люди, рождённые и выросшие в смешанных семьях, отличались от русских европейской части России не только антропологическим типом и особенностями психики, но и образом жизни, а также бытовой культурой. Он находил изменения в хозяйстве, традиционной культуре и языке и у тех сибиряков, которые не имели примеси «инородческой» крови, но долго, порой на протяжении нескольких поколений, жили на территориях сурового сибирского климата. Дроздов, Н.И. Указ.соч. С. 74.

Сухой и континентальный климат Сибири отразился на физической организации сибирского населения, оказывая негативное воздействие на культурное состояние сибирского общества, что усугубляло обособленность жителей территории по отношению к России по мере их продвижения от Урала на Восток. В борьбе с климатом при нахождении в зачастую экстремальных условиях среды у сибиряков изменялось как физическое, так и психическое состояние: славянская склонность к внутреннему нравственному анализу как черта народного характера, приобрела несколько иной оттенок.

Российский человек более развязан в своих суждениях, чем сибиряк. У него умственный кругозор большей частью шире, эмпирические знания разнообразнее, рассудочные способности более культивированы и развиты, рассказы разнообразнее и живее, речь обильнее, витиеватее и выразительнее, с большой примесью слов книжного языка, хотя часто и своеобразнее употребляемых. Сибиряк, наоборот, первобытнее, менее развязан в суждениях. Ум его менее развит и гибок. Логические приёмы его мышления менее развиты, ассоциации идей не так многосложны, как у великоруса - какого-нибудь иногородца или ярославца. Углубленность в себя приобретает черты закрытости и сдержанности. В сибирском народе рассудок более преобладает над чувством. Ядринцев говорит, что холодно-рассудочная, практическая расчётливость сибиряков или преобладающая наклонность к реалистическому и положительному взгляду на вещи подавляет в них почти всякое идеалистическое умонастроение. Ядринцев, Н.М. Указ.соч. С. 59. Сибиряки более утилитаристы и материалисты, нежели мистики и идеалисты. Быкова, А.Г., Рыженко, В.Г. Культура Западной Сибири: История и современность Омск, 2002. С. 10 Сибиряк привык не раскрываться собеседнику, взвешивать каждое слово, по привычке пропускает глаголы, оживляющие мысль. Ядринцев, Н.М. Указ.соч. С. 59.

Н.М. Ядринцев обосновывал существенные отличия в культуре мышления тем, что ум великоросса формируется под влиянием историко-традиционного воспитания, а ум сибиряка - непосредственно-натуральной дрессировки, и ссылался на историка Щапова, который утверждал, что за умонастроением великоросса стоит продолжительный тысячелетний исторический опыт и, отчасти, влияние европейски образованного класса. В умонастроении сибиряка отпечаталось влияние дикой сибирской природы. Там же. С.60. При этом считают они себя русскими, а к коренным русским относятся как к иностранцам.

В самоидентификации граница между «мы» и «они» у сибиряка проходит по «Уральскому камню». Дроздов, Н.И. Указ.соч. С. 80. Г.Н. Потанин отмечал: «В уме русского жителя Сибири живёт неизгладимое сознание, что он живёт не на родине того ядра русского народа, которое создало русское государство, русскую литературу. Чувство обособленности, которое неизбежно должно было явиться на новой территории, должно было вызвать законное и полезное стремление к соревнованию с другими русскими областями». Потанин, Г.Н. Областническая тенденция…С. 38. Находясь в 1860-х годах в Омском остроге, Г.Н. Потанин нашёл среду для наблюдений и провёл «эксперимент». Население острога состояло частично из сибирских крестьян, частично из поселенцев, переселенцев, бродяг и др. Антагонизм, который существовал между двумя группами населения в сибирских деревнях, продолжился и в остроге. Он завёл знакомство и с теми, и с другими и целые часы проводил в беседе с ними. Перед ним ясно вставали две борющиеся фигуры: представитель колонии и представитель метрополии. Обе стороны негативно отзывались друг о друге. Поселенцы и бродяги не любили старожилов - «чалдонов». Из их высказываний Потанин составил портрет чалдона, т.е. потомственного сибирского крестьянина. Старожил слабо ориентируется в мире культурных представлений, легко подвергается обману и издевательству, мало просвещён, но он сторонник порядка и домовитости, отлично ориентируется в тайге, привык к напряжённому труду. Потанин сделал вывод, что «российский крестьянин в опорках в понятиях о нравственности твёрдо уверен в своём превосходстве над чалдоном». Потанин, Г.Н. Областническая тенденция…С. 40. Дроздов, Н.И. Указ.соч. С. 90.

Сибирское население много терпело не только от суровых условий жизни, но и от административного и воеводского произвола. Запуганное общество не могло воспитать в себе человеческого достоинства. По замечанию очевидцев, оно не менее низкопоклонно и раболепно, угодливо перед высшими, чем грубо и дерзко с равными и посторонними. Сибиряк не сентиментален, а, скорее, прагматик, поэтому не покоряется судьбе, но ищет варианты влияния на неё. Проявляя терпение, он знает, что от произвола всегда можно защититься, откупиться, спрятаться, наконец, а если не поможет, можно протестовать и бороться: Сибирь показывала тому много примеров, изгоняя неугодных воевод. Те же, кому перечисленные варианты были не под силу, приучались молча выносить и терпеть. Ядринцев писал, что «… печать сибирского молчания, как и замкнутость населения в себе, точно так же, при подобных условиях, являются весьма понятными - это плод исторического раздумья, житейская опытность». Ядринцев, Н.М. Указ.соч. С. 74.

С другой стороны путешественники и этнографы отмечали в сибиряках склонность к простору, воле и равенству. Так как сибиряки не знали крепостного права, с виду они казались менее забитыми, подавленными, более независимыми. Свобода пользования различными благами укоренила в них известное миросозерцание с присущим ему неотъемлемым правом на жизнь и распоряжение известными благами. Сикорский, И.А. Сборник научно-литературных статей. Кн. 3. Киев, 1900. С. 40.

Подводя итоги адаптации первых русских переселенцев на сибирских территориях можно выделить феномен Русской Сибири - целостной социоэкосистемы как «совокупности признаков обитания» (по выражению Г. Вернадского), которая имела в сибирских условиях иной, чем в Европейской России, набор типологических признаков и факторов:

а) внутрисибирские, адаптивные по отношению к новым переселенцам, материальные природно-географические и социоэкологические факторы (в сочетании природных и этнокультурных факторов русско-сибирского и автохтонного населения);

б) внутрисибирские, адаптивные по отношению к новым переселенцам, субъективные психологические факторы социоприродного самосознания («Мы - сибиряки, вы - российские люди»). Дроздов, Н.И. Указ.соч. С.141.

Теоретическая работа представителей областнического движения сопровождается особыми чувствами сибирского патриотизма. Ядринцев выступал против забвения патриотизма, который на Западе отодвинут стремлением к «эмансипации труда». Он был противником повального увлечения русской молодежи этой «религией передовой Европы» и отмечал, что молодые люди сильно европеизировались и «безусловно слушают каждое слово учителей Запада и повинуются». Письма Н.М. Ядринцева к Г.Н. Потанину. С. 179. Областники считают, что патриотическая и национальная идея для сибирских территорий является более актуальной, чем «борьба с капиталом», потому что она содержит часть идеала человеческого развития - автономию.

Идеологи сибирского областничества старались найти формулу объединения регионального патриотизма с естественным стремлением человека к свободе и справедливости. Но данный конструкт подразумевал, что патриотизм был той почвой, на которую только и можно переносить современные идеалы, ведь областники был противниками унифицирующей централизации как царской бюрократии, так и «космополитов-идеалистов» из революционного и либерального лагерей.

Достаточно непродолжительное время (начло 60-х годовXIX века) областники полагали, что решить вопрос Сибири следует путем формирования сибирской государственности по типу США и в дальнейшем предоставления региону автономии в Российской Империи. Валитов, А.А. Становление гражданского общества Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX вв. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02. Оренбург, 2007. С. 18. Данное станет возможным исключительно за счёт стимулирования свободного переселения, запрещения ссылать в Сибирь по уголовным статьям, развития образования и культуры и т.п.

В 1870-90-е годы XIX века лидеры движения областников, в первую очередь Н.М. Ядринцев, продолжали работу над программой. Они полагали, что на территориях Сибири нет капиталистических отношений даже в зачатке, и были убеждены в том, что с помощью общины и артельного производства (а в начале XX века - при помощи кооперации) можно перейти к более прогрессивному и справедливому общественному строю.

Идеологи областничества планировали приступить к осуществлению своей программы при помощи реформ - таких, как введение земства и гласного суда, а также свободы переселений и просветительской деятельности. Вместе с этим шли процессы обоснования Сибири в географическом, социально-экономическом и этнографическом отношении, что позволило бы выделить её в отдельный регион Российского государства, а, следовательно, обосновать право на самоуправление и автономию. Одним из сильных сторон аргументации движения стало положение о формировании в Сибири особого этнографического типа русского населения - сибиряка. Однако Ядринцев в своих работах отмечал, что в основе движения должен лежать экономический фактор, а не этнографический Потанин, Г.Н. Нужды... 273..

Для пропаганды идей областников в 70-90-е годы XIX века создаются собственные общесибирские периодические издания: «Сибирь», «Сибирская газета», «Восточное обозрение», «Сибирский сборник». Шиловский, М.В. Сибирское областничество…С. 88. К началу XX века главным идеологом и лидером движения становится Г.Н. Потанин (1835-1920). Вокруг его фигуры стали объединяться единомышленники: А.В. Адрианов, В.И. Анучин, П.В. Вологодский, Д.М. и П.М. Головачевы, Н.Н. Козьмин, Вл.М. Крутовский и другие.

С конца XIX века областники стали идеализировать традиционный крестьянский уклад, Потанин утверждал, что «Сибирь - это рай мужиков» Потанин, Г.Н. Нужды… С. 289.. Исходя из воззрений, сторонники движения относились к капитализму как к искусственно насаждаемому явлению. Развивая данное положение, сторонники неонароднического направления продолжали смотреть на капитализм как на явление, искусственно насаждаемое правительством.

Делись добром ;)