Украина в мировой политике

курсовая работа

1. Международные отношения: основные концепции

Другая идея - «космополиса», приведшая к идее «мирового правительства», «универсальной мировой организации», возникла в IV в. до н. э. в рамках философской школы стоиков. Она получила развитие у Цицерона.

В эпоху Возрождения особый интерес по нашей теме представляют взгляды Н. Макиавелли. В своих работах «Государь» и «К последней декаде Тита Ливия» он возрождает идею превосходства силы, это особенно касается межгосударственных отношений («ранний политический реализм»). Это направление нашло продолжение в работах Т. Гоббса («война всех против всех»), Ж. Бодена (теория государственного суверенитета), Э. де Ваттеля (принцип «баланса сил», теория политического равновесия, которой также придерживались Б. Спиноза и Д. Юм).

Параллельно раннему «политическому реализму» возникло и развивалось другое направление. Его связывают с именами испанского теолога Ф. де Витториа, голландского юриста Гуго Гроция, немецкого философа И. Канта. Во взглядах этих мыслителей приоритет отношений человека с государством принадлежит человеку. Естественные права человека ставятся превыше интересов государства. Представители данного направления обращались не столько к существующему положению, сколько к перспективному, поэтому за их взглядами утвердилось название идеализма.

В середине XIX века возникает еще одна парадигма, которая не укладывается в рамки реализма и идеализма - марксизм. Согласно К. Марксу, всемирная история развивается только с возникновением капитализма. Международные отношения в политическом плане становятся отношениями господства и подчинения, отношениями классовой борьбы и революций. Международные отношения понимались как отношения между государствами.

Сегодня существуют различные теоретические направления в исследовании международных отношений. Не прибегая к их классификации, следует остановиться на наиболее известных.

Идеализм в современной науке получил дальнейшее развитие. Его основное положение состоит в том, что необходимо покончить с мировыми войнами и конфликтами между государствами путем правового регулирования. Среди наиболее значимых идей данного направления - идея создания системы коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и отказа от войны как инструмента международной политики. В международной практике идеализм нашел воплощение в создании после окончания первой мировой войны Лиги Наций, программа которой разрабатывалась президентом США Вудро Вильсоном. Однако утопичность этой программы, неготовность государств к разрешению международных вопросов политическим путем была очевидна. Лига Наций не смогла справиться с задачей сохранения мира и предотвращения войн. Вторая мировая война продемонстрировала нежизнеспособность этой идеи. Однако, идеалистическая традиция нашла свое воплощение в деятельности таких американских политиков, как политолог Збигнев Бжезинский, президенты Джимми Картер и Джордж Буш, а также в ряде научных работ (М. Макилроя, Ф. Фукуямы, Д. Лумсдэйна и др.).

Одной из теорий, активно критикующей идеализм, стал политический реализм. Его наиболее известные представители - Дж. Кеннан, Дж. Шварценбергер, К. Томпсон, Г. Киссинджер, Э. Карр и др.

Классической работой данного направления стала работа Ганса Моргентау «Политические отношения между нациями: борьба за власть и мир», первое издание которой вышло в 1948 году. С точки зрения Г. Моргентау, в основе международной деятельности лежит стремление государств к увеличению своей силы и ослаблению других. Результат удовлетворения интересов всех государств приводит к установлению на мировой арене баланса сил - некоего равновесия, которое и поддерживает состояние мира между государствами. Он считает, что есть два пути установления такого равновесия - военный и дипломатический. Единственный путь избежать катастрофы - развивать дипломатию. В своей работе Г. Моргентау сформулировал принципы политического реализма, один из которых - принцип рациональной политики. Выход на практические рекомендации и сближение теории с практикой послужили толчком к становлению международных отношений в качестве самостоятельной науки.

Согласно многим западным исследователям, именно с данной работы Г. Моргентау происходит институциализация международных отношений в качестве самостоятельной дисциплины.

Идеализм и реализм - не единственные направления в исследовании международных отношений. В ответ на построение рядом авторов своих теорий в рамках этих направлений, ширилась и критика их недостатков.

Большинство западных исследователей останавливаются на трех подходах (кроме уже рассмотренных политического реализма и идеализма), которые получили наибольшее распространение среди исследователей международных отношений: бихевиористском, структуралистском и эволюционистском.

Бихевиористский подход базируется на гипотезе, что ни одно событие не может быть очевидным. Идеи могут только пролить некий свет на понимание конкретного события. Поэтому и термин «наука», который применял Моргентау к своей теории, не может использоваться. Теория - только метод физических и естественных наук, который максимально позволяет анализировать поведение государств и людей (Дж. Розенау).

Структуралистский подход предлагает по аналогии со структурой атома структурировать и международные отношения.

Международные системы - одна из таких структур. Редко кто будет отрицать, что группы государств в мировой политике обладают характеристиками большими, чем сумма их частей. При анализе структуралисты предлагают идти «сверху вниз», от общего к частному.

Эволюционный подход комбинирует элементы структуралистского и бихевиористского подходов, однако отличается от них. Два предыдущих направления рассматривают международные отношения в статике. Эволюционисты, подобно биологам, рассматривают общество в развитии. Они, например, предполагают, что войны, политические и экономические кризисы повторяются с цикличностью в несколько сотен лет (Р. Джилпин и др.)

Довольно распространенным является неомарксистский подход,, подчеркивающий экономическое неравенство в современном мире и расслоение населения по экономическому параметру, которое происходит сегодня не по линиям границ национальных государств, а, главным образом, по оси «Север-Юг». В рамках неомарксизма в научный оборот введены понятия «страны третьего мира» (развивающиеся) и «страны второго мира» (социалистические). Представителями этой теории являются И. Валлерстайн, А. Гундер Франк, Р. У. Кокс.

Мир-системная теория - один из наиболее известных вариантов неомарксизма. Исходит она из следующих положений:

1. Мир делится не только на государства, но и на более важные структурные единицы - классы. Появление же государств было необходимым для перехода к мировой экономической системе (мир-экономике) и ее победы над мир-империями прошлого.

2. В настоящее время существует только одна мир-экономика - капиталистическая. Развитие капитализма прошло ряд циклов экспансии и стагнации, которые начинаются с его зарождения в Европе. В результате развития капитализма произошло расслоение стран в зависимости от экономических показателей на три части: центр (ядро), периферию, полупериферию. Оказавшиеся в центре страны имеют значительно более высокий жизненный уровень и доминируют над остальными.

Представители мир-системной теории исходят из того, что развитие ядра осуществляется за счет остальных стран. Это ведет, по их мнению, к конфликтам. При этом периферия и полупериферия пытаются сопротивляться, поднимая различного рода восстания. Мир-системная теория предупреждает о поляризации, проходящей сегодня по линии «богатый Север - бедный Юг», что ведет к потенциальным конфликтам.

Теория зависимости является несколько иным вариантом неомарксизма. Представители этого теоретического подхода (в частности, А. Франк) отмечают бурное развитие экономики в мире во второй половине XX столетия. Экономически менее развитые страны, согласно их точке зрения, находятся в зависимости от более развитых. Последователи теории зависимости подчеркивают, что экономическая развитость или отсталость не являются естественными этапами развития, которые присущи всем государствам, а возникли в результате неравноправных межгосударственных отношений.

Сегодня развитые страны продолжают эксплуатировать развивающиеся, но используют не силовое, а экономическое принуждение, что является по сути лишь новой формой колониализма - неоколониализмом. Происходит неравномерное развитие экономики развивающихся стран: одни отрасли в них становятся суперсовременными, с открытыми границами, процветающими и конкурентоспособными, в то время как другие остаются традиционными, с отсталым способом производства. Все это влечет за собой социальную и политическую нестабильность в развивающихся странах.

Постмодернистский подход возник в теории международных отношений в 1980-е годы: с одной стороны, как реакция на классические теории (неолиберализм и неореализм), с другой - под влиянием неомарксизма в поисках иной теоретической альтернативы. Французский философ Ф. Лиотар ввел в научный оборот термин «постмодернизм».

На развитие постмодернизма существенное влияние оказали произошедшие в мире процессы, которые сложно было объяснить с традиционных теоретических позиций неореализма и неолиберализма: нефтяной кризис 1970-х годов и деятельность стран-экспортеров нефти, валютные потрясения, расширение пропасти между богатым «Севером» и бедным «Югом». В повестке дня появились и так называемые «конфликты малой интенсивности», которые с трудом вписывались в противостояние двух сверхдержав.

Постмодернисты критикуют реалистов, заявляя, что невозможно неким объективным образом выявить государственные интересы. Более того, не существует универсальных интересов. Вообще, они склонны к тому, что государство является, скорее, «фикцией». Это некое понятие, используемое исследователями для обозначения группы людей, что порой и приводит к заблуждениям. Так, в реалистической концепции, подчеркивают постмодернисты, Советский Союз рассматривался в качестве целостного участника международных отношений. На самом деле это не так. Именно поэтому реалисты и были так озадачены распадом СССР.

В целом можно сказать, что существует много различных подходов к изучению международных отношений. Пока еще не выработана единая теория, синтезирующая все достоинства различных направлений. Кроме того, сложно провести классификацию существующих теорий из-за их многочисленности и полемичности.

Делись добром ;)