Трансформация политических элит

реферат

2. Теории элит

К политической элите относятся господствующие либо доминирующие слои, группы общества, определяющие и осуществляющие экономическую, социальную, культурную и государственную политику.

Становление и развитие политических элит тесно связано с:

-- насущными потребностями конкретной фазы исторического развития;

-- динамикой господствующих общественных настроений;

-- формами и методами борьбы элит и контрэлит в обществе.

Концепции элиты своим происхождением обязаны итальянским социологам В. Парето (1848--1923) и Г. Моска (1858--1941). Парето рассматривает элиту как группу прирожденных руководителей нации, как людей, наделенных особыми качествами, выделяющими их на общем фоне Он считал, что во всякую эпоху существуют две подобного рода группы -- элита и контрэлита, которые ведут между собой борьбу за власть с помощью мобилизации масс.

Суть позиции данных социологов в том, что в любом обществе существует меньшинство, которому тот или иной социальный слой, возможно, общество в целом доверили совершение политических действий с тем, чтобы обеспечить оптимальные условия для реализации интересов, устремлений своего социального слоя.

Парето ввел термин "правящая элита", обозначающий лиц, играющих значительную роль в правительстве. Он исследовал явление циркуляции элит. В своем труде "Подъем и падение элит" (1899) он писал, что "история человечества -- это история постоянной смены элит: одни возвышаются, другие приходят в упадок". По выражению Парето, происходит "классовая циркуляция элиты" или просто революция. В этом случае контрэлита с помощью масс заменяет старую элиту, утверждает свою власть. В целом же паретовский подход к анализу элит получил название психологического.

Итальянский политолог Г. Дорса рассматривает элиту как социальный слой, как класс, ту же буржуазию, которая выделяет из своих рядов правящую элиту -- "политический класс" как технологический инструмент правящего класса. Сам же "политический класс" он подразделяет на "внешний", т.е. "управляющий политический класс", и внутренний, "оппозиционный политический класс".

Возвращаясь к творчеству В. Парето, следует сказать, что первоначально теорию элит он представил в статье "Приложение социологических теорий" (1900). Введение к книге "Социологические системы" обычно рассматривается как набросок окончательного изложения теории элит, данной полностью в труде "Трактат общей социологии" (1916). В этой работе Парето анализирует социальную систему в ее целостности и пытается найти решение следующих проблем: что заставляет людей действовать, каковы глубинные мотивы политических действий, как зарождается и умирает политическая власть.

Анализ реальной политики Парето ведет исходя из предложенной им концепции социального равновесия. Он рассматривает общество как систему, или "бесконечное разнообразие молекул", которые образуют экономический фактор, или "интересы", интеллектуальный фактор, или "идеологию", социальный фактор, или "социальное обращение". Изучению сил, влияющих на социальное равновесие, посвящена теория "циркуляции элит". Существенным элементом социальной системы является, по Парето, социальная гетерогенность, которая предопределяется изначальным психологическим неравенством индивидов.

Особенность той или иной социальной группы зависит от природных способностей и талантов ее членов, а это, в свою очередь, определяет общественное положение группы на той или иной ступени общественной лестницы. Парето пишет: "Элита -- избранная часть общества, остальная ее часть лишь приспосабливается к полученным от нее стимулам". В свою очередь, элита подразделяется на две части: одна прямо или косвенно принимает участие в управлении обществом ("правящая элита", или "правящий класс"), а другая не участвует в управлении (не правящий класс).

Элита и неэлита (массы) образуют, соответственно, высший и низший слои общества. Наиболее одаренные из низов "поднимаются наверх", пополняя ряды правящей элиты, члены которой, деградируя, "опускаются вниз". Происходит "циркуляция, или круговорот, элит" -- процесс взаимодействия между членами гетерогенного общества, которое Парето представляется в виде пирамиды с элитой на вершине.

Элиту, по сравнению с массами, характеризует "продуктивность, высокая степень деятельности", и это оправдывает разделение общества на две части. Те, в ком преобладает знание, управляют и руководят теми, в ком преобладают чувства. Так что, в конце концов, действия оказываются энергичными и мудро управляемыми.

Парето указывает на два главных качества управляющих: умение убеждать, манипулируя человеческими эмоциями, и умение применять силу там, где это неизбежно. Согласие и сила являются инструментами управления на всем протяжении истории. Ученый развивает идеи об управлении массами посредством манипулирования их чувствами с помощью идей, подчиняющих массы интересам правящих классов. Политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции. Искусное применение этого принципа всегда приводит к политическому успеху. Но в ходе политической истории обнаруживается, что одних методов убеждения недостаточно. Чтобы правящий класс мог сохранить власть, он должен вовремя уметь применить силу. Будучи неспособной применить силу, правящая элита деградирует и уступает свое место другой, обладающей решительностью и способной прибегнуть к насилию.

Механизмом, посредством которого происходит обновление правящей элиты, служит социальная мобильность. Чем более "открыт" правящий класс, тем более он способен сохранить свое господство. Чем более он замкнут, тем сильнее тенденция к упадку. Правящий класс обновляется не только численно, но и, что гораздо важнее, качественно, путем пополнения своих рядов из низших классов. Они приносят с собою энергию для удержания власти. Правящий класс восстанавливается и теряет своих наиболее разложившихся членов.

Моска положил начало так называемому организационному подходу к функционированию элит. Он считал: если в обществе происходят изменения в соотношении политических сил, то и в управлении государством должны утвердиться силы, отличные от прежних. Именно так он трактовал теорию "циркуляции элит". Осуществлять это необходимо путем мирным, постепенно, широко применяя убеждение.

Моска полагал, что власть в государстве может и должна находиться только в руках меньшинства. Элита -- это господствующий класс. Политический процесс состоит в переходе власти от одной правящей элиты к другой. Вся история государства представляет собой чередование элит. Власть не попадает в руки большинства. Моска выделяет две тенденции в исторических государствах: аристократическую и демократическую. В первом случае власть находится у замкнутых элит, во втором случае -- у элит, исходящих из массы. При этом элиты постоянно обновляются посредством выборов.

Первой работой Моски в области политических наук была "Теория правления и парламентское правление" (1884), в которой 26-летний специалист по конституционному праву изложил свой концепцию "политического класса" -- первый набросок элитизма. Затем эта концепция была развернута в "Основах политической науки", а итог был подведен в "Истории политических доктрин" (1933), последний параграф этой работы так и назывался "Политический класс".

Моска утверждает: везде возникают два класса -- класс правящий и класс управляемых. Первый всегда малочисленный, он выполняет все политические функции, монополизирует власть и извлекает выгоду из своей власти. Второй, более многочисленный - управляется и контролируется первым классом, при этом таким способом, который является более или менее легальным или же более или менее произвольным и насильственным и обеспечивает первому классу материальные возможности для существования, а также жизненно необходимые средства для функционирования политического организма.

Моска выделяет четыре типа политической организации: город-государство, федеральное государство, бюрократическое государство и современное представительное государство.

Немецкий политолог Р. Михельс (1876--1936), ставший исследователем элитизма, внес большой вклад в социологию политических партий. Придерживаясь элитистской теории, он считал массы разрозненными, неорганизованными и неспособными к коллективному действию без активного меньшинства, утверждал, что они не просто апатичны, но склонны благоговеть перед сильным лидером. Массы, по его мнению, не могут управлять современными масштабными политическими действиями, большинство просто равнодушно к общественным делам. Он построил пирамиду политических сил: наверху партийные чиновники, затем широкий слой посещающих партийные собрания; внизу значительный слой просто зарегистрированных членов партии, голосующих за нее.

Р. Михельс предсказал крах бюрократически сконструированной государственной партийной элиты. Связывал он его непосредственно с элитой, которая, не имея достаточно лидерских и профессиональных качеств, вкусив преимущества своего привилегированного положения, неминуемо превращается в группировку бюрократов и политических демагогов.

Изучение деятельности социал-демократических партий в Германии, Италии и ряде других стран приводит Михельса к выводу, что в демократических организациях неизбежно развиваются олигархические тенденции. В работе "Социологии политических партий в условиях демократии" (1911) он проанализировал конкретный механизм, ведущий к возникновению олигархической структуры власти, названный им "железным законом олигархии". Это исследование представляет собой один из вариантов теории элит.

Неэффективное функционирование демократических институтов, всевластие олигархии в обществе и массовых организациях Михельс объясняет образованием в них "механизма бюрократии", развивающегося по собственным законам. Рядовая партийная масса не способна, по его мнению, к управлению и выдвигает своих руководителей. Однако даже самые демократические вожди со временем "депролетаризируются" и "антидемократизируются". В процессе функционирования партии, ее аппарат отрывается от рядовых членов, приобретает самодовлеющее значение, превращается в "партийную элиту".

Вывод Михельса можно обобщить следующим образом -- тенденции, препятствующие осуществлению демократии, с большим трудом поддаются систематизации, т. е. они коренятся в сущности человеческой природы; в сущности политической борьбы; в сущности организаций.

Михельс убежден, что политическая элита во все времена сталкивалась, и будет сталкиваться с необходимостью организации масс, и среди групп, претендующих на власть, наиболее эффективными всегда будут те, которые способны обеспечить поддержку своих программ, целей и действий со стороны масс. Поэтому возникновение олигархической структуры власти связано с процессом взаимодействия психических свойств политической организации; психических свойств организованных масс; психических характеристик политических лидеров, а признание организации -- это всегда выражение тенденции к олигархии. Организация завершает окончательное разделение на руководящее меньшинство и руководимое большинство.

В современной элитарной теории идеи В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса и других представителей макиавеллистской школы занимают заметное место. Напомним их:

-- элитарное самосознание, восприятие себя особым слоем, призванным руководить обществом;

-- признание элитарности любого общества, наличия привилегированного властвующего меньшинства и пассивного, нетворческого большинства;

-- формирование и смена элит в ходе борьбы за власть.

Ценностные теории стараются приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных государств. Основные идеи их таковы:

-- элита -- это объединение людей, заботящихся прежде всего об общем благе, а не реализующих свои эгоистические групповые интересы. Элита рекрутируется отныне не по крови или владению собственностью, а на основе деловой квалификации;

-- ведущая роль элиты уподобляется руководству компетентных менее опытными. Она отвечает интересам всех граждан;

-- общество должно вести поиск рациональной, наиболее результативной элиты во всех социальных слоях. Элитарность вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии. Для демократического государства важно обеспечить равенство жизненных шансов.

Некоторые сторонники ценностной теории элит утверждают, что лишь индустриальное и постиндустриальное общество становится подлинно элитарным, поскольку "покоившееся на владении частной собственностью классовое господство сменилось в нем господством групп, которые рекрутируются отныне не по крови или владению собственностью, а на основе деловой квалификации". Ценностные предоставления о роли элиты в обществе преобладают у современных неоконсерваторов, считающих, что элитарность необходима для демократии.

Сторонники теории демократического элитизма (Р. Даль, С. Лигсет, О. Зиглер и др.) считают, что социальная ценность демократии зависит от качества элиты. По их мнению, руководящий слой не только обладает необходимыми для управления свойствами, но и служит защитником демократических ценностей и способен сдержать часто присущий массам политический иррационализм и радикализм.

Концепции плюрализма элит (О. Штаммер, Д. Рисман, С. Келлер и др.) являются наиболее распространенными в сегодняшней элитарной мысли. Согласно им существует множество элит. Плюрализм элит определяется общественным разделением труда, многообразием социальной структур" (профессиональные, религиозные, региональные, демографические элиты). Конкуренция элит отражает экономическую и социальную конкуренцию в современном обществе. В основе плюралистической концепции элит важнейшее качество, определяющее принадлежность к элите, -- квалификационная подготовленность к выполнению функций управления конкретными общественными процессами. С помощью демократических механизмов -- выборов, референдумов, опросов прессы и т. д. -- можно ограничить или предотвратить сформулированный Михельсом "закон олигархических тенденций" и держать элиты под влиянием масс.

С помощью денег, знаний, отработанного механизма манипулирования сознанием властвующая элита управляет массами фактически бесконтрольно. Первейшая функция властвующей элиты в обществе -- обеспечение своего собственного господства.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита), открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Возрастает роль средней элиты (субэлиты) -- высших служащих, ученых, инженеров и интеллектуалов -- в подготовке политических решений. К политической элите примыкает элита административная, предназначенная для исполнительной деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.

Наличие элиты -- непременное качество политики, потому что функция политики -- быть медиатором в движении противоположных тенденций -- не осуществляется сама по себе. Инфраструктура не создает единого целостного общества, необходима еще общая воля. Единая система транспорта, нефте- и газопроводов, электроэнергии, единая валюта, язык межнационального общения, -- все это не спасло СССР от распада, как только распалась огромная советская политическая элита.

Социально-историческая миссия элиты состоит в том, что только она, с точки зрения основателей теории элит, способна организовать и упорядочить систему общественного взаимодействия. Деятельность элиты выстраивает основу социальной интеграции. Элита противопоставляет слепому разрушительному произволу или апатии масс свою волю и рациональность.

Делись добром ;)