Типы политических режимов

курсовая работа

2. Соотношение понятий «политический режим» и «государственный режим»

Сущность социальной власти заключается в ее способности придавать взаимодействию индивидов целесообразность, упорядоченность, предсказуемость, разновидность. Политическая власть, как разновидность социальной власти, призвана согласовывать взаимодействие классов, социальных групп, политических партий, движений по поводу наиболее значимых интересов, реализация которых не может быть осуществлена без вмешательства государства. Государство осуществляет упорядочивание социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, интереса, страха и т.д.

Политическая власть многообразна по способам своего воздействия на общество, поведение людей, классов, партий. Это обстоятельство и стало основанием для неоднозначного понимания термина «политический режим», использования в юридической науке наряду с ним понятий «государственный режим», «политико-правовой режим», «государственно-правовой режим»1.

В англо-американской юридической науке понятие «политический режим» интерпретируется широко и отождествляется с понятием «политическая система». Понятие «политический режим» включает в себя все способы взаимодействия между государством и негосударственными организациями по поводу желательного для них распределения ресурсов, ценностей, материальных и социальных благ.

В евроконтинентальной юридической науке понятие «политический режим» трактуется функционально, выражает характер взаимосвязи государства и индивида и складывается из политического курса, который выбирает держатель верховной власти и политической деятельности для его осуществления, включая в первую очередь средства и методы реализации власти.

В российских политологической и юридической науках при схожести в функциональной интерпретации содержания политического режима происходит отождествление понятий «политический режим» и «государственный режим». Известная сложность в разграничении указанных понятий привела к введению в научный оборот таких понятий, как

«государственно-правовой», «политико-правовой», «государственно-политический режим».

Например, одни рассматривают государственно-правовой режим как совокупность средств и методов реализации власти, закрепленных в нормативно-правовых актах государства. Однако заметим, что государство использует не только правовые методы. Другие отождествляют политический режим с формой правления. В этом случае классификация политических режимов осуществляется на основе соотношения законодательной и исполнительной функций государства1. Исходя из этого выделяют режим слияния власти (абсолютная монархия), режим разделения власти (президентская республика) и режим сотрудничества (парламентская республика и парламентская монархия). Однако подобное толкование политического режима является узким и не учитывает влияния таких политических институтов, как партийная система, группы давления и т.д. С этой точки зрения форму правления было бы точнее рассматривать как один из компонентов политического режима (см. Приложение 2).

Политический и государственный режимы - явления не тождественные, как и связанные с ними понятия «политика» и «государство». Понятие «политический режим» шире по своему объему, чем государственный, поскольку включает в себя средства и методы как государственного принуждения, так и негосударственного воздействия на общество. Если следовать мнению французского политолога М. Дюверже, то политический режим представляет собой определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного или нескольких типов решений, одной или нескольких групп давления. В качестве элементов политического режима западноевропейские ученые рассматривают:

партийную систему, которая определяет сущность режима;

избирательную систему;

структуру институтов верховной власти;

принцип легитимности органов государственной власти;

способы принятия политических решений;

заинтересованные группы (лобби, группы давления, профсоюзы и иные организации, созданные по профессиональному, этическому, религиозному интересам).

В отличие от политического государственный режим представляет собой совокупность форм, методов и приемов реализации публичной власти посредством государственного механизма. Среди них можно выделить как правовые методы (экономическую поддержку предпринимательства, выбор избирательной системы, обеспечивающей преимущество правящему классу, идеологическую поддержку проводимого политического курса), так и неправовые (насилие, политический террор против оппозиции, расстрел массовых манифестаций трудящихся). Их выбор зависит от соотношения политических сил в стране. Если государственная власть попеременно находится у различных политических сил, то режим будет постоянно изменяться. Причем изменение государственного режима существенно отражается на форме правления и форме государственного устройства.

Понятие «государственный режим» выражает характер существующей власти, ее содержание. Обычно в понятии «государственный режим» заключено соотношение диктатуры и демократии как принципов организации общественной жизни. Однако понятие «государственный режим» не исчерпывает всех средств осуществления политической власти. Кроме государства, в любом обществе есть политические силы, которые прямо не связаны с государственной властью, однако оказывают на нее очень существенное влияние, например, промышленно-финансовые группы, военно-промышленный комплекс, профсоюзы, политические партии, творческие союзы, средства массовой информации, Церковь.

Исторически понятие «государственный режим» невозможно корректно использовать для характеристики способа правления до XVIII в., то есть до времени появления политических партий. Тогда государство было единственным субъектом политической власти, ее обладателем. После появления партий, движений, общественных организаций монополия государства на власть исчезает. Эти организации тоже становятся участниками политической жизни, борются за власть, влияют на нее.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «государственный режим» уже, чем понятие «политический режим».

Делись добром ;)