logo
Политический менеджмент: теоретико-методологические подходы и перспективы развития

1.2 Методологические основы политического менеджмента

Методология исследования политического менеджмента подразумевает под собой исследование методов управления, а в свою очередь метод управления

-- это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Эффективность и качество управления определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т. е. подходов, принципов, методов. В настоящее время известно четыре важнейших подхода, внесших существенный вклад в развитие теории и практики управления30:

1. Процессный подход рассматривает политическое управление как непрерывную серию взаимосвязанных политико-управленческих функций. Функциональный и компетентный фактор в процессе реализации деятельности политиков, политических лидеров, партий и групп интересов являются доминирующими факторами их эффективности.

2. В системном подходе подчеркивается то, что политики должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

3. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, нет единого, «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в определенной ситуации является тот, который наиболее соответствует данной ситуации.

Второе связано со стремлением выявить причины неудач реализации решений или курса. Особое внимание при этом уделяется контролю, критериям оценки, взаимоотношениям управленцев с общественностью, а также отношениям между вышестоящими и нижестоящими органами управления. Политический менеджмент протекает в плоскости государственного управления.

В третьем, институциональном направлении, которое является междисциплинарным, особенно интенсивно используется социологическая теория организаций. Представители этого направления изучают, как осуществляется координация между различными уровнями и единицами управленческих организаций, какова степень оптимальной централизации и децентрализации управления, каковы организационные условия эффективного управления.

Четвертое направление - политико-экономическое. Сюда входят марксистская теория, теории политического развития, зависимости, корпоративизма, распределения ресурсов и др. Все они исследуют курсы политики, публичное управление в той или иной общественной области. исходя из определенного понимания взаимодействия государства (собственно политической сферы), общества и экономики. При этом используются такие показатели, как характер господствующей в обществе политической идеологии, ценности правящих политических партий, результаты выборов, особенности формы правления, деятельности государственных органов, распределение доходов, структура национального бюджета и т.д.

Пятое направление основано на изучении бюрократии и политики бюрократов. Представители этого направления исследуют не только как и почему бюрократы принимают решения, в том числе с использованием концепции рационального выбора. Они также изучают взаимоотношения бюрократов и политиков (т.е. выборных должностных лиц); более того. они выявляют место бюрократов во всей сети политических сил и интересов, степень независимости бюрократов от политиков и политического контроля и даже их политическую роль.

Рациональное построение системы политического менеджмента посредством выделение всего многообразия теоретических подходов к нему

-- одна из самых серьезных проблем политической организации общества. Действительно, можно согласиться с доводами известного французского ученого М. Дюверже, который, сравнивая общество со сложным, постоянно меняющимся социально-биологическим организмом, представляет управление в виде медикаментозного воздействия на живую ткань человека, когда от умений и опыта врача зависит не только дальнейшее самочувствие пациента, но и его жизнь31. Следовательно, возникает потребность в создании продуманной системы накопления и передачи опыта осуществления управления обществом и государством, гарантирующей устойчивое развитие. Категории политического менеджмента представляют собой специфическую субстанцию сложного порядка, направленную на организацию функционирования различных систем.

На современном этапе требуются новые парадигмальные основания политического менеджмента, расширяющие поле управляемых объектов, освоение сложных саморегулирующихся систем. На наш взгляд, целесообразно использовать все многообразие практики управления различными объектами, который позволяет установить необходимость применения к политическому менеджменту 13 научных подходов.

Административный

При административном подходе регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативных актах

Воспроизводственный

Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление факторов социальной среды для удовлетворения потребностей общества

Динамический

При динамическом подходе объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности

Интеграционный

При интеграционном подходе устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления

Количественный

Сущность количественного подхода заключается в использовании Количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетов и т. д.

Комплексный

При комплексном подходе учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты политического менеджмента

Маркетинговый

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на индивида, группу, общество.

Нормативный

При нормативном подходе устанавливаются нормативы в управлении

Поведенческий

Поведенческий подход заключается в том, чтобы помочь политическим акторам осознать собственные возможности

Процессный

При процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций

Системный

При системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов

Ситуационный

Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией

Функциональный

Сущность функционального подхода состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения

В 1981 г. американский профессор У. Оучи предпринял попытку создания единого подхода к управлению. Он пришел к выводу, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению32. Исходным пунктом его концепции является положение о том, что человек является основой любой организации, и от него в первую очередь зависит успех ее функционирования. Им были сформированы основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые, можно добиться эффективного управления. Так, например, идеи теории «Z» сводятся к следующему:

-- долгосрочный наем кадров;

-- групповое принятие решений;

-- индивидуальная ответственность;

-- медленная оценка кадров и их умеренное продвижение;

-- всесторонняя забота о работниках.

Для формирования, функционирования и развития системы политического менеджмента необходимо соблюдать следующие принципы:

-- сочетание специализации и универсализации в управлении (при выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией);

-- устойчивость к внешней среде (при изменении отдельных элементов микро- и макросреды система политического управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);

-- экономичность управления (при выборе способов и средств для осуществления политических решений необходимо ограничивать затраты: трудовые; материальные; временные; финансовые; моральные);

-- эффективность управления; сочетание централизации и децентрализации в менеджменте (в каждой конкретной системе управления должен быть оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих функций).

Приведенные принципы политического менеджмента характерны для любой ее подсистемы, но вместе с тем каждая подсистема системы должна формироваться и функционировать на основе еще и специфических принципов. Характеризуя методы политического менеджмента, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Направленность методов политического менеджмента ориентирована на систему (объект) управления (организации, решения, группы и т. д.).

Содержание -- это специфика приемов и способов воздействия.

Политико-организационная форма -- воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию, которое может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике политического менеджмента одновременно применяют различные методы и их сочетания, но в то же время научная литература не оперирует единым толкованием содержания, объекта воздействия и классификации методов управления.

Методы политического менеджмента -- это система способов воздействия субъекта политики на объект для достижения определенного результата.

Впервые типологию управленческих методов и стилей исследовал еще в 30-х годах К. Левин, введя в научный оборот понятия «авторитарное»,

«анархическое», «демократическое» управление33. Под авторитарным типом понимают управление с помощью волевых, твердых и даже жестоких средств, когда один субъект, используя всю полноту власти, руководит всем, пренебрегая мыслью других. Под анархическим типом понимают ситуацию, когда все пытаются управлять всем, выходя за пределы своих полномочий. Нередко этот тип называется либеральным, пассивным, мягким. Демократический тип предусматривает взаимодействие всех субъектов управления на основе рационального разграничения функций и сфер регуляции. Некоторые политологи называют этот тип гибким, универсальным, что совмещает черты авторитарного и либерального методов.

Социологические исследования убедительно свидетельствуют о губительных последствиях для общества как авторитарно командного, так и анархического типов политического менеджмента. Они дискредитировали себя и в морально-политическом плане, и в материальном, поскольку все области общественной жизни требуют гибких методов руководства и постоянной демократизации управления. О наибольшей эффективности демократического типа политического руководства и постоянной демократии свидетельствуют исследования К. Бирта, Ф. Генова, А. Хараша, Х. Рихтера, В.И. Терещенко.

Имеются в литературе и другие классификации типов управления. Различают эффективный и неэффективный, позитивный и негативный типы управления. Отделяют также директивный и товарищеский (авторитетный), прагматичный и морализаторский, парадный и деловой типы.

Основными элементами процессе политического менеджмента является сбор информации и ее оценка, вынесение решения, организация его выполнения, осуществления контроля, координация и регуляция действий, проверка выполнения и оценка результатов. Ядром управленческой деятельности является вынесение решений. Именно поэтому управления не редко характеризуют как целеустремленную деятельность относительно выработки и воплощения в жизни политических решений.

Существует несколько подходов к классификации методов политического менеджмента. В числе которых можно выделить классификацию по содержанию воздействия:

-- административно-командные;

-- экономические;

-- организационные;

-- социально-психологические.

В политических организациях эти методы служат средством прямого воздействия на процесс политического управления, что создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект политики. Однако, выделение данных методов управления является достаточно условным, так как все их многообразие охватить практически невозможно. Поэтому нами были выделены лишь основные, необходимые для понимания сущности политического менеджмента.

Концептуальной предпосылкой исследования служит представление о понятии «политический менеджмент» как новом способе управления общественными делами, реализуемого посредством налаживания сети кооперативных отношений для обеспечения удовлетворения общественных интересов и решения общественных проблем, а не простого администрирования. При таком способе управления взаимосвязь между политическими акторами становится менее властной и более кооперативной, центр внимания переносится на эффективное использование ресурсов для решения общественно значимых вопросов.

Категории «политического менеджмента» применительно к анализу политических практик различных участников процесса принятия и реализации политических решений представляется допустимым рассматривать в широком, универсальном смысле, отождествляя его с любым типом организационно гибкого, мотивационного управления, осуществляемого исключительно на профессиональной основе, управлением, в котором ведущую роль играет достижение максимальной эффективности деятельности и достаточно полной реализации политических, экономических и социальных потребностей политических акторов.

Таким образом, сложность и противоречивость политических процессов, неравновесность форм и способов публичной политики, неорганичность поддержания политического дискурса актуализируют проблемы концептуального осмысления менеджерального подхода в политическом измерении. Проблема сущностного определения власти и основных аспектов самого понятия «политически менеджмент» в настоящее время является одной из наиболее дискуссионных. Поликонцептуальность современных политологии, социальной философии и политической социологии находит свое непосредственное отражение и в определении власти как неотъемлемой части социальных и политических отношений. Многоликость форм существования и проявления властной воли обусловливает множество теоретико-методологических подходов и концептуальных моделей, объясняющих сущность и природу власти.

В условиях политического развития современной России, преследующей глобальную цель -- переход от административно-командных к методам социально-политического управления, создание действенной организационной структуры системы управления является объективной необходимостью, в свою очередь требующей решения целого комплекса задач политического (модернизация политической системы), экономического (создание эффективной экономики), правового (совершенствование нормативно-правовой базы), социального (удовлетворение потребностей населения соизмеримо с потребностями социально-экономического развития общества) характера. Так, в современном обществе пересечение политики и административного управления формируют устойчивую систему отношений соответствующих институтов и структур - то есть политико- административную систему. Произошло смешение вектора общественно- политической трансформации, сущность которого заключалась в демократизации, кардинальных перестройках государственного устройства и управления, движению к рыночным механизмам преобразований. В результате вновь образованные политические институциональные структуры оказались недееспособными, что послужило смещению направлений развития в контекст модернизации функционирования данных институтов.