Политические лидеры и местные органы власти: механизм их взаимодействия в разрешении региональных конфликтов

магистерская работа

1.3 Определение политического лидерства, местного самоуправления и регионального конфликта

В рамках теоретической главы магистерской диссертации необходимо раскрыть значение таких понятий как: лидер, политическое лидерство, местное самоуправление, региональный конфликт.

Впервые понятие лидера, лидерства было введено в Словарь русского языка С.И. Ожегова (первое издание словаря вышло в свет в 1949 г.) и в Словарь иностранных слов, первое издание которого вышло примерно в то же время. В словаре Ожегова дается следующая интерпретация лидера: "Глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе". В других словарях русского языка указывается, что лидер - "тот, кто способен вести за собой других, вожак", упоминается и такой признак лидерства, как "первенство, главенствующее положение в чем-либо". Приведенные определения дают правильное понимание природы лидерства. Лидер (англ. - ведущий) - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Лидерство представляет собой исторически сложившуюся потребность людей в организации своей деятельности. Оно - один из механизмов объединения групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. организует, направляет работу всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия [40, С. 21].

В обществе существует объективная потребность в политическом лидерстве, и она не может не реализоваться. Лидерство политическое отражает политические отношения между субъектом и объектом политики, суть которых в сознательном и добровольном подчинении всех, за ними идущих. Политический лидер оплачивает объект, обеспечивая солидарные действия. Таким образом, лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования, феномен политической и общественной жизни, связанный с осуществлением властных функций. Политическое лидерство - это власть, потому что оно состоит в способности одного лица (или нескольких лиц), находящегося "на вершине", заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы или в конечном счете могли бы не делать вообще. Представляется, что лидерство способно, по самой своей природе, сплачивать граждан в совместных усилиях, причем в течение длительного времени, постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.

Понятие политического лидерства имеет два аспекта: формально-должностной статус, связанный с формальным занятием должности, и "реальное" лидерство, не связанное с занятием формальной позиции в группе. Данное различие имеет наибольшее значение для политической сферы, поскольку помогает провести разграничительную линию между положением и поведением. Некоторые лидеры вовсе не занимают позиций "на вершине", а некоторые из тех, кто занимает высшие должности, не являются лидерами. Например, в Великобритании королева не является политическим лидером, равно как и президент ФРГ. В СССР Генеральный секретарь ЦК КПСС был политическим лидером не только в партии, но и в стране в силу того, что начиная со Сталина, он постепенно признавался как главное лицо, принимающее решения. Формальное положение и "реальное" лидерство - эти два понятия частично перекрывают друг друга, но не совпадают полностью, часто, а практически почти всегда оказывают влияние друг на друга, поскольку лидером становятся, достигнув определенного положения. В этом случае лидерство есть частично продукт занимаемый должности. Это означает, что нельзя игнорировать должность и сосредоточиваться исключительно на "реальном" лидерстве. Этот вывод особенно значим для политического лидерства. Лидерство есть указание направления, которое, в конечном счете, нацелено на действие. Но оно будет эффективным и реальным только в том случае, если указание имеет смысл применительно к данной ситуации, к тому, что, так сказать, требует момент. В этой связи можно выделить три элемента политического лидерства, определяющих цели и результаты лидерства: "диагноз", определение направления действий и мобилизация тех, кто будет вовлечен в конкретную реализацию действий. "Диагноз" - это та фаза, в которой лидер изучает ситуацию и оценивает, что, по его мнению, в ней неправильно и потому должно быть изменено. Затем лидер разрабатывает меры, отвечающие разрешению проблем, т.е. какой ход событий был бы наиболее желательным. Мобилизацию следует рассматривать и как мобилизацию лиц, находящихся в подчинении, и как мобилизацию всего населения. Лидерство - это всегда нечто большее, чем анализ ситуации и принятие решений, оно состоит также в воздействии на умы и энергию тех людей, которым предстоит сыграть свою роль в реализации этих мер [34].

Определение понятий относительно вопросов местного самоуправления в Республике Казахстан представлено в Законе РК "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан".

Согласно, указанного закона, местное государственное управление - деятельность, осуществляемая местными представительными и исполнительными органами в целях проведения государственной политики на соответствующей территории, ее развития в пределах компетенции, определенной законодательными актами Республики Казахстан, а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей территории.

Местное самоуправление - деятельность, осуществляемая населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления, направленная на самостоятельное решение вопросов местного значения под свою ответственность [11, С. 136].

Местное самоуправление осуществляется отдельно в пределах области, района, города, района в городе, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа.

Планы развития территорий, принимаемые маслихатами и акиматами, должны соответствовать стратегическим планам развития Республики Казахстан.

На современном этапе в Казахстане сформирована современная и конкурентоспособная политическая система, основанная на демократических принципах, соответствующая балансу общественных и государственных интересов. Прежде всего резко изменилась роль партий - основных выразителей политических интересов общества. Важную составляющую гражданского общества, как местное самоуправление, представляют маслихаты. Укреплена роль высшего представительного и законодательного органа власти страны - Парламента как важнейшего механизма защиты интересов народа. Усилены взаимосвязи Парламента с институтами гражданского общества. Общественные объединения, профсоюзы и простые люди имеют возможность влиять на принятие законодательных решений на всех этапах: от идеи разработки концепции до принятия законов [41].

В этой связи ведущее место отводится изучению механизмов взаимодействия политической элиты и местных органов власти в решении вопросов различного характера: экономических, социальных, политических, региональных.

В рамках темы необходимо раскрыть значение таких понятий как регион, региональная политика, региональная конфликтология.

В политическом словаре термин "регион" появился относительно недавно, ему предшествовало понятие "провинция" - собирательное имя для территориальных сообществ. Для описания структуры территории или пространства в региональной конфликтологии используются многочисленные понятия: ареал, регион, район, область, провинция, зона, пояс, край, страна и др.

Многообразие понятий, сходных с понятием "регион", сбивает с толку, а также порождает соблазн провести границы между ними.

Регион - это "безразмерное" понятие. Оно часто используется для обозначения любого участка земной поверхности, обладающего набором специфических свойств. Регион - это целостность и одновременно часть целого.

Американские профессоры П. Джеймс и Дж. Мартин в исследовании "Все возможные миры" под регионом понимают "целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границам. На профессиональном языке географов слова "регион" и "район" применяются по отношению к территориям самой разной площади, которые характеризуются определенной однородностью, являющейся специфической и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории [45].

Наиболее строгое и целостное определение понятия "регион" можно найти в словаре Э. Алаева. Согласно этому определению, "регион - это территория, по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории".

"Хартия регионализма", принятая Европейским парламентом в 1988 году, определяет регион как гомогенное пространство, при этом гомогенность устанавливается на основе таких критериев, как:

- физико-географическая общность;

- этническая, языковая, конфессиональная или культурная общность населения;

- общее прошлое;

- общность хозяйственных структур (хозяйственного профиля) [49, С. 101].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что регион - это определенный комплекс явлений, которые характеризуются единством и целостностью. Понятие "регион" - удобное и содержательное понятие, с помощью которого можно обозначать территорию, выделенную по определенным признакам и отделенную по этим признакам от другой территории, то есть другого региона.

Безразмерность понятия "регион", его применимость для территорий совершенно любого размера и масштаба нуждается, тем не менее, в оговорках, важных для региональной конфликтологии. Понятие "регион", например, активно используется в геополитике, в международных отношениях, где им обозначают крупный территориальный блок (например, Азиатско-Тихоокеанский регион).

В геополитике регион рассматривается как часть общемирового политического пространства, то есть под регионом часто понимаются различные объединения стран в блоки, союзы по экономическим или политическим причинам. Однако изучение конфликтов между такими регионами не является предметом региональной конфликтологии. Изучение данных конфликтов является предметом другой научной дисциплины, а именно - вышеупомянутой геополитики. Эти конфликты не подпадают под предмет региональной конфликтологии в силу своего масштаба.

Понятие "регион" можно рассматривать в узком и широком смысле этого слова.

В узком смысле "регион" - это одна из единиц территориальной структуры национального государства, то есть субнационального уровня, ячейка сетки административно-территориального деления, где действуют региональные властные институты с определенными компетенциями и соответствующими финансовыми ресурсами для их реализации. Это главная формальная, т. е. официально определенная в законодательстве, ячейка государственного пространства.

В широком смысле "регион" - это часть государственной территории, которая характеризуется определенными, специфичными для нее качествами и характеристиками. В этом случае единый регион могут составлять различные части разных субъектов, объединенные сходными характеристиками [37, С. 71].

Таким образом, регион может быть формальным, т.е. существовать де-юре, являясь, например, административной единицей, и регион может быть неформальным, т.е. его существование определяется самими учеными на основании специальных исследований территориальной структуры государства.

Также необходимо отметить, что при проведении различия между понятиями "регион" и "район", последний является уже частью "региона". То есть "регион" - понятие родовое, а район - понятие видовое. В казахстанской практике, в частности, понятие район имеет свой формальный смысл, связанный с административным делением. Понятие "региона" в Республике Казахстан совпадает с понятием области.

Таким образом, через понимание того, что есть регион, можно выйти на объект и предмет региональной конфликтологии.

Объект региональной конфликтологии - региональный конфликт как особая форма региональной политики.

Под региональными конфликтами понимаются такие конфликты, которые возникают на основе противоречий, складывающихся между отдельными государствами, коалициями государств или отдельными региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства, и охватывают большие географические и социальные пространства.

Под региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства мы будем понимать отдельные административно-территориальные образования со своими экономическими, политическими, духовными и иными интересами и ценностями [29, С. 19].

1. Региональные конфликты непосредственно связаны с глобальными. С одной стороны, они выступают как одна из форм назревающих глобальных конфликтов, а с другой - могут ускорять процесс созревания таких конфликтов. Например, локальные войны как региональные конфликты несут угрозу возникновения мировой ракетно-ядерной войны, которая по своим масштабам явится глобальной катастрофой. Кроме того, локальные войны существенно обостряют экологическую ситуацию в районах боевых действий, они создают угрозу аварий и катастроф на химических предприятиях, атомных электростанциях и других объектах повышенной опасности.

2. В основе региональных конфликтов лежат противоречия в сфере экономики, политики, религии и идеологии, и они, как правило, протекают в русле национально-этнических и религиозных столкновений. Такие конфликты носят затяжной характер и оказывают непосредственное воздействие на систему международных отношений.

3. Региональные конфликты отличаются составом субъектов, в качестве которых выступают административно-территориальные образования или этнические группы внутри государства, а также государства или коалиции государств. При этом важно иметь в виду, что основную роль среди субъектов региональных конфликтов выполняют политические, экономические и национально-этнические элиты.

Делись добром ;)