logo
Политическая социализация

Политическая социализация молодежи в России

Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация - процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни. Волков, Ю.Г. Социология молодежи [текст]: учеб. пособие/ под ред. проф. Ю. Г. Волкова/ Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. - Ростов - н/Д.:Фенникс, 2001. - 576с. С 97

Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Политическая социализация граждан существует во всех современных обществах. Под политической социализацией понимается совокупность тех форм деятельности, в результате которых индивид или группа усваивают политическую культуру, становясь политическим субъектом.

Проще говоря, политическая социализация - это процесс вхождения человека в политическую жизнь общества, предполагающий овладение определенными политическими ценностями, нормами, образцами поведения и способами политической деятельности и поведения, а также творчески активное отношение к ним.

Политически социализироваться - это означает учиться политике, становиться активным участником политической жизни, формировать в себе политическое сознание и самосознание, овладевать политическим мышлением и соответствующими, выработанными человеческой цивилизацией навыками политической деятельности и поведения. В современном обществе процесс политической социализации - это, прежде всего овладение демократическими ценностями, нормами и культурными образцами. Волков, Ю.Г. Социология молодежи [текст]: учеб. пособие/ под ред. проф. Ю. Г. Волкова/ Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. - Ростов - н/Д.:Фенникс, 2001. - 576с. С 117

В процессе политической социализации формируется социально-политическая активность личности. Политически социализированный человек отражает объективно существующие в обществе политические и социальные процессы, интересуется политикой, участвует в ней. При этом его участие является активным, социально-значимым, т.е. социально-активная личность, участвуя в политике, руководствуется не только своими личными интересами, но и интересами общества, осознает свою ответственность перед обществом, государством.

Особенно актуален вопрос о политической социализации для молодежи, т.к. ее общественное сознание довольно аморфно, подвержено влиянию со стороны в большей мере, чем у более старших возрастных групп. Но в системе образования нередко встречается негативное отношение к политике, отстранение от нее. К примеру, есть вузовские преподаватели, школьные учителя, которые считают, что школа, вуз должны быть вне политики, т.к. в законе РФ "Об образовании" утверждается, что в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается. Но при этом почему-то упускается из виду, что этот же закон в числе основных принципов государственной политики в сфере образования определяет гуманистический характер образования, воспитание гражданственности и любви к Родине, приоритет общечеловеческих ценностей. Один из Указов Президента РФ предписывает обязательное изучение Конституции РФ в школах страны. Волков, Ю.Г. Социология молодежи [текст]: учеб. пособие/ под ред. проф. Ю. Г. Волкова/ Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. - Ростов - н/Д.:Фенникс, 2001. - 576с. С 112 Это отнюдь не свидетельствует о запрещении социальной политизации в учебных заведениях, а, напротив, говорит о необходимости социально-политического образования и воспитания молодежи, формирования у нее политического сознания и политической активности.

В молодежном сознании существуют противоположные тенденции социализации. Первая (пока преобладающая) несет в себе все те позитивные жизненные ориентации, которые так важны для любого общества и которых оно ждет от молодой смены. Среди этих ориентаций стремление продуктивно и честно трудиться, интерес к знаниям, ценность бескорыстной дружбы. Но набирает силу другая тенденция, связанная с потребительством и развлечениями, где для достижения цели годятся любые методы. Там же с 113

Отстранение молодого человека от политики, отсутствие у него необходимых политических знаний может привести к тому, что такой человек станет объектом манипуляций тех или иных политических сил.

Особенно ярко это проявляется в ходе политических акций, например, выборных кампаний. Анализ участия молодежи в выборных кампаниях показывает социально-политическую пассивность молодежи, возможность воздействия на политическое сознание молодежи, манипуляции им. Поэтому изучение общественного мнения молодежи, ее позиции в период предвыборных кампаний представляет несомненный интерес для социологов и политологов.

Между человеком как субъектом социальных отношений и обществом складываются противоречивые отношения, которые могут вылиться в конфликт человека с обществом. Это происходит тогда, когда личность, социально ориентированная на высокие ценности, идеалы, сталкивается с такой политикой, которая противоречит его нравственным ориентациям и убеждениям. Например, когда человек не имеет объективной информации о деятельности политических и властных структур, политических деятелей, или когда его намеренно дезинформируют об этом. В ходе выборных кампаний в целях дезинформации используются различного вида компроматы и другие политические технологии серого и черного пиара.

Для того, чтобы избежать подобного воздействия, и необходима политическая социализация. Молодой человек должен иметь свое собственное представление о политике, власти, политических и государственных деятелях. В том, чтобы это представление было ориентировано на высокие нравственные, гуманистические ценности, большая роль принадлежит тем, кто должен направлять процесс политической социализации молодежи - учителям школ, преподавателям вузов, руководителям образовательных структур.

Политическая социализация тесно связана с моралью общества, правами человека. «Правда, - пишет А. Ренд, - это моральная концепция, которая обеспечивает логический переход от принципов, управляющих его отношениями с другими; концепция, которая сохраняет и защищает индивидуальную мораль в социальном контексте, - это связь между моральным кодексом общества, между этикой и политикой. Индивидуальные права являются средством, подчиняющим общество законам морали».

Связь правовой концепции с социальными нравственными ценностями также с неизбежностью ставит вопрос о том, что политическая социализация должна ориентироваться на высокий культурный, интеллектуальный уровень человека, на индивидуальность личности.

Уже более десяти лет в России осуществляется трансформация политической системы. За это время сменились режим, институты власти, элиты, система официальных политических ценностей, среди которых центральное место заняли демократические идеалы.

Этот процесс идет весьма противоречиво, наблюдается разрыв между поколениями. Новое поколение молодых людей, у которых знакомство с политикой строится на идеалах, отличных от идеалов родителей, не приемлет старые политические ценности. Однако при всей тяжести социально-экономического положения юношества нельзя не видеть и общие позитивные результаты воздействия «перестройки» и Реформ» на молодое поколение. Главное достижение постсоветского периода - обретение молодежью свободы как необходимого условия плодотворной деятельности.

Для современного российского общества важно становление молодой личности в ее гражданском статусе. Волков, Ю.Г. Социология молодежи [текст]: учеб. пособие/ под ред. проф. Ю. Г. Волкова/ Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. - Ростов - н/Д.:Фенникс, 2001. - 576с. С 121 Этот процесс происходит под влиянием политической среды, социальных институтов, факторов и агентов социализации (семья, группы сверстников, работа, церковь, искусство, культура, СМИ).

Становление гражданского статуса молодежи немыслимо без формирования связи «личность-государство». Эта связь предстает в двух срезах: а) ощущение себя гражданином России и б) признание новой России, ее состоявшейся государственности.

На вопрос: «Считаете ли вы себя гражданином России?» отвечают: да - 62%, нет - 14%, затрудняются ответить 22%. «Считаете ли вы российскую государственность состоявшейся?» отвечают: да - 10%, нет - 58%, не знаю - 32%.

Такие ответы - отражение реалий жизни молодежи и их критическая оценка, которую часто склонны недооценивать. В молодежном сознании (как и в общественном мнении в целом) все ниже оценивается авторитет всех органов власти. Разрыв между обществом и властью растет, бессилие политической власти как фактор, представляющий опасность для России, ставиться молодежью на одно из первых мест. Удручают молодежь всеобщие коррумпированность, воровство.

Государство является гарантом прав и свобод личности, его совершенствование зависит от гражданской активности. Но государство и общество ничего не делают для молодежи.

Оценивая роль и значение молодежи в новых условиях, следует отметить, что молодежь - не только фактор перемен, но и возможной социальной нестабильности. В этом плане интересно проанализировать ориентации молодежи на те или иные формы борьбы за свои политические и экономические права.

Политическая социализация современной молодежи проходит в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Неблагоприятная социально-экономическая и политическая среда снижает активность молодежи, формируют неуверенность в настоящем и будущем. Современная молодежь расколота и дезориентирована. Отсюда биполярная крайность. Во-первых, растерянность и пессимизм, которые приводят к апатии и недоверию со стороны молодого поколения к властям, что в свою очередь проявляется в очень низкой гражданской и политической активности. И, во-вторых, растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность, стремление решить возникающие конфликты силовыми методами. Этим недовольством беззастенчиво манипулируют, используя его в своих корыстных целях. Этим объясняется деятельность социально агрессивных, бросающих вызов всему обществу, ультранационалистических объединений и движений.

Отмечается склонность молодых людей к радикализму, который в российских условиях чреват опасностями, поскольку зачастую ведут к экстремизму. Одна часть молодежи пытается объединиться и решить свои проблемы путем активного протеста. Другая - идет в политику, пытается представить свои интересы в законодательных и исполнительных органах власти, баллотируясь на выборах, и т.д. Третья - сплачивается вокруг неофашистов, национал-патриотов. Экстремизм вообще довольно привлекателен для определенной части молодежи.

Молодые люди отнюдь не считают себя свободными и защищенными от бесправия, произвола коррумпированных чиновников, разгула преступности. Не ждет молодежь защиты и от общественных организаций, и от политических партий, и от хозяйственных руководителей. Бедственное материальное положение и кризис власти в стране не осмыслены в полной мере молодым поколением и не завершились пока формированием молодежной идеологии.

Молодежь не представляет собой единой политической силы. В отличие от отцов и дедов молодые лишь понаслышке могут судить о реальностях прошлого своей страны, однако зачастую уже имеют опыт рыночных отношений в современной жизни. Значительная часть из них сумела приспособиться к новым условиям, образовалась, хотя численно и небольшая, но быстро растущая экономически продвинутая группа, ставшая референтной для большинства молодых людей. Поэтому бесперспективны всякие попытки дискредитации «новых русских» в глазах молодежи.

Таким образом, ситуация с политической социализацией молодежи в России крайне сложна и противоречива. Основные тенденции ее еще, правда, не определились, и это дает шанс развитию здоровых элементов, гуманистических политико-культурных ценностей.