logo
"Мягкая сила" Турции в Кыргызстане

1. Понятие концепта «мягкой силы» (soft power)

«Мягкая сила» притягательного образа и ценностей всегда является проекцией жесткой силы. Никакой «мягкой силы» в отсутствие жесткой силы в виде мощной армии, высококонкурентоспособной экономики, развитой культуры и истории у субъекта по отношению к объекту быть не может. «Разные субъекты обладают разными возможностями и способностями проецировать и мультиплицировать «мягкую силу».

Сам концепт «мягкой силы» (soft power) имеет разное понимание в тех странах, которые его продуцируют. Понятие того, как используют и что ожидают в результате использования «мягкой силы», в разных странах коренным образом разнится.

Soft power представляет собой разнонаправленные идейно-ценностные структуры, которые произрастают из разных культур, политических практик и являются продуктом той среды, в которой они сформировались, со своим специфическим видением мира и своего места в нем.

Применительно к Кыргызстану, как и ко всякой стране, не обладающей полнотой суверенитета (финансового, экономического, идеологического и т.д.), soft power - это стандартный набор действий со стороны определенных геополитических игроков, направленный на получение тактической или стратегической выгоды. Причем следует четко различать очень похожие понятия: американская политика soft power и тысячелетние отношения между странами (которые так или иначе влияют друг на друга) евразийского континента.

На протяжении столетий народы и государства Евразии взаимодействовали друг с другом. Были и существуют тесные культурные, политические, языковые и экономические контакты. И все это время эти страны так или иначе влияли друг на друга, элита одних народов училась в университетах соседних государств. Через общины, образование, кредиты, информационную политику народы и государственные образования влияли и продолжают влиять на своих ближних и дальних соседей. По инструментарию и при чисто формальном подходе можно, конечно, сказать, что уже тогда и сейчас одни страны с помощью «мягкой силы» влияли на другие государства и народы.

Принято полагать, что «мягкая сила страны зиждется в основном на следующих ресурсах: ее культуре (где эта культура привлекает остальных), ее политических ценностях (когда страна придерживается этих ценностей у себя дома и за рубежом) и ее внешней политике (когда она выглядит легитимной, нравственной и авторитетной)». Такой академический подход к рассмотрению вопроса дает понимание культурного влияния и идеологической привлекательности страны. Но без таких элементов, как создание своего информационного дискурса через подконтрольные СМИ и формирование политической (или квазиполитической, что чаще) группы влияния (по сетевому принципу) внутри страны невозможно постичь роль мягкой силы, которую она играет в принятии важных политических решений.

В рамках этой статьи soft power разных стран относительно Кыргызстана будут сравниваться с позиции того, какой потенциал влияния они имеют (и будут иметь) на принятие политических решений кыргызстанского политического класса относительно внешней и внутренней политики.

Такие элементы «мягкой силы» той или иной цивилизации, как культурная привлекательность, информационное, финансовое, идеологическое влияние являются лишь производными, которые не всегда могут повлиять на принятие политических решений.