Аристотель как политический мыслитель

контрольная работа

1. Биография Аристотеля

политический аристотель правовой

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был уроженцем города Стагиры и происходил из семьи придворного врача македонского царя. Начиная с семнадцатилетнего возраста, последующие двадцать лет своей жизни он был слушателем и преподавателем платоновской «Академии» в Афинах - вплоть до смерти ее основателя. Но как в философии в целом, так и в области политического умозрения Аристотель избрал путь, отличный от того, который предлагал его учитель. Стагирит, будучи воспитателем Александра (полуварвара, с точки зрения классического грека), не пытался внушить ему мысль о том, что править должны философы. В пятьдесят лет он вновь обосновывается в Афинах, открыв здесь философскую школу, Ликей (по названию пригорода Афин, в котором располагалась школа; ее учеников называли «перипатетиками», прогуливающимися: на территории Ликея находился сад с крытыми галереями для прогулок).

Период руководства школой в жизни Аристотеля совпадает со временем победоносных походов его воспитанника. Завоевания Александра были направлены на создание единого государства в западной части полосы древних цивилизаций и закрепили порядок единовластного правления покоренной частью мира. Начало такому правлению было положено победой Филиппа II при Хиронее (388 г. до н.э.), когда было разгромлено объединенное ополчение греческих полисов. С этого момента полис, оставаясь основой античного мира, перерастает быть автономной единицей политической жизни Эллады; возникает эллинистический мир.

Однако предметом политического исследования Аристотеля остается классический полис и строй его жизни, хотя он и возвещает возможность образования мирового эллинского государства на полисной основе. Он говорит: «Племена, обитающие в странах с холодным климатом, притом а Европе, преисполнены мужества, но недостаточно наделены умом и способностями к ремеслам. Поэтому они дольше сохраняют свою свободу, но не способны к государственной жизни и не могут господствовать над своими соседями. Населяющие же Азию в духовном отношении обладают умом и отличаются способностью к ремеслам, но им не хватает мужества; поэтому они живут в подчинении и рабском состоянии. Эллинский же род, занимая как бы срединное место, объединяет в себе те и другие свойства: он обладает и мужественным характером, и умственными способностями; поэтому он сохраняет свою свободу, пользуется наилучшим государственным устройством и способен властвовать над всеми, если бы он только был объединен одним государственным строем». Идею универсальной власти Аристотель, очевидно, с успехом привил своему воспитаннику, пошедшему по пути объединения гораздо дальше, чем полагал необходимым его учитель (Александр сводил, по словам Плутарха, воедино различные племена, смешивая их под своим предводительством).

Политическое учение Аристотеля изложено в трактате «Политика», примыкающем к «Никомаховой этике»; кроме того, у него есть очерк развития государственного строя Афин, который называется «Афинская полития». «Политика» охватывает пять связанных между собою исследований: тема первого (кн. I) - экономика; второго (кн. II) - вопрос о наилучшем образе правления; третьего (кн. III) - общая теория полиса; четвертого (кн. IV, V, VI) - конкретные формы правления, причины их деградации и возможности улучшения; пятого (VII, VIII) - идеальное государство. Этот труд вобрал в себя опыт наблюдения за существующими формами государственного устройства и законодательства, результаты наблюдения за практикой управления государством (и македонского царского двора, и своего собственного: мыслитель, опираясь на македонскую помощь, восстановил в 341 г. до н.э. разрушенную прежде Филлипом II Стагиру и дал ей законы), философскую концепцию высшего блага, к которому стремится всякое частное благо.

Делись добром ;)