М.М. Сперанский: "Руководство к познанию законов"

курсовая работа

Глава 1. Исторические условия формирования мировоззрения М. М. Сперанского

К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Каждый раз раздавались робкие или громкие голоса против существующего порядка с требованиями изменений; следующее царствование начинало робко или решительно проводить их во внутренней преобразовательной деятельности. Но каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги. Тогда начавшееся движение поникало в глубь общества и принимало различные формы. В первой половине XIX века в России усиливается разложение феодального строя, продолжается развитие капиталистических отношений, происходит непрерывное нарастание борьбы крестьян против крепостнического гнета. Под воздействием объективно существовавших в обществе противоречий, связанных с возникновением в недрах феодального строя капиталистического уклада, политика русского самодержавия в этот период часто колебалась от открытого реакционного курса до уступок либерализму. Возникновение в России в первой половине XIX в. либеральных государственно-правовых идей и теорий было обусловлено, прежде всего, развитием капиталистического уклада - постепенным увеличением числа мануфактур, связанных с применением вольнонаемного труда, ростом внутренней и внешней торговли, возрастанием городского и. занятого в разных промыслах населения. Понимание того, что всему этому препятствует крепостное право, усиливалось наблюдением экономических успехов передовых стран Европы. Зарождающаяся буржуазия, еще не сложившаяся в самостоятельный класс, была немногочисленной, экономически и политически слабой, тесно связанной с феодально-абсолютистской системой. Поэтому тогдашний либерализм имел не только весьма умеренный, ограниченный, но и своеобразный, полукрепостнический» характер. Его идеологи отстаивали компромисс и сосуществование буржуазно-либеральных учреждений власти с феодально-крепостническими порядками. Важнейшими представителями идеологии либерализма в России в начале XIX в. были Н.С. Мордвинов и М.М. Сперанский. История России от древнейших времен до начала XX в. /под ред. И.Я.Фроянова М.: ИНФРА-М, 2004 - С.387

Либеральные настроения правительства способствовали распространению политических воззрений, свойственных дворянскому либерализму. В России создается ряд проектов либеральных реформ в области общественных отношений, разрабатываются проекты реорганизации высших органов государства и местного управления.

С воцарением Александра I в стране изменяется политический режим. При царе сложился кружок «молодых друзей» из либерально мыслящих людей, получивший впоследствии название «Негласного комитета». Членов этого комитета за их взгляды и деятельность в высоких кругах иронически называли «якобинской шайкой». Совместно с этим комитетом царь Александр I принял ряд либеральных законов и подготовил преобразования центральных органов управления.

Таким образом, в царствование Александра I сложилась обстановка, которая способствовала появлению реформаторских проектов и конституционных настроений у передовой и образованной части русского общества, побуждая их к составлению радикальных планов государственных преобразований.

Личность одного из крупнейших государственных деятелей России первой трети XIX века M.M. Сперанского, его воззрения и практическая деятельность получили в литературе противоречивую оценку. Одной из ошибок, допускавшихся при рассмотрении его взглядов, в частности советскими исследователями, было, на наш взгляд, стремление придать им исключительно прогрессивный характер, доказать идейное родство Сперанского с Радищевым и декабристами. В подобных работах стиралась «принципиальная разница между дворянскими революционерами и дворянскими либералами», к числу которых следует отнести Сперанского.

Сперанский родился в семье священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - во вновь открывшейся главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенные способности выдвинули его из Среды учеников, и по окончании курса он был оставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. Изучив самостоятельно политическую и философскую литературу на немецком, французском и английском языках, он приобрел весьма широкие знания, познакомился со взглядами Вольтера и французских энциклопедистов. Позднее стал домашним секретарем князя А.Б. Куракина, известного дипломата и государственного деятеля.

В 1797 г. он поступил на службу в канцелярию Куракина, занявшего при вступлении Павла на престол место генерал-прокурора. При воцарении Александра Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 году перешел на службу в Министерство внутренних дел. Здесь он скоро обратил на себя внимание, и в следующем году министр В. Кочубей поручил ему составить план судебных и правительственных мест в империи.

В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром - во время своей болезни Кочубей начал посылать его с докладом к государю, последний оценил выдающейся способности чиновника и приблизил его к себе; он не был похож как на екатерининских вельмож, так и на его молодых друзей. Александр проявил интерес к этому человеку, что само по себе уже было явлением. В 1808 году он включил его в свиту во время своего свидания с Наполеоном. Став основным советником императора, Сперанский получил задание подготовить общий проект государственных преобразований в России.

Сперанский выдвинул проекты переустройства государственной системы, но реализованы они были лишь частично (например, создание Государственного Совета, переход к министерской системе управления). В 1812 г. по различным причинам Сперанский был удалён от двора. После четырёхлетней ссылки был возвращён на государственную службу, занимал должность пензенского губернатора, затем генерал-губернатора Западной Сибири. Был включён Николаем I в состав следственного комитета по делу декабристов, что явилось немалой личной трагедией для Сперанского, разделявшего взгляды ряда декабристов, в том числе и те, что излагались в их конституционных проектах. Под конец жизни был назначен наставником при цесаревиче Александре Николаевиче, для которого и было составлено «Руководство к познанию законов».

Идейные позиции Сперанского сложны и противоречивы. Сторонник сохранения феодальной монархии, он в то же время пытался компромиссно примирить интересы крепостников с задачами буржуазного развития страны.

Разносторонне образованный человек, знакомый с современной ему философией, в том числе и материалистической, Сперанский всю жизнь оставался на позициях идеализма. «Цель философского учения в точном разуме устава академического, -- писал он, -- не в том состоит, чтобы продолжать мрачную систему материализма, но чтоб опровергнуть все сии сословия блуждания ума, призвать его и приуготовить к христианской философии».

Свое отношение к новой философии он выразил в записке «Отрывок о Комиссии Уложения»: «Я должен... заключить, что, научась древней философии, привыкнув размышлять с Аристотелем, Гроцием и Пуффендорфом, вы проникли во все изгибы и новых примечателей, познали всю неосновательность Монтескиев, Блекстонов и прочих сего рода поверхностных умов: что теряли Свое время, трудясь в течение целой жизни над несколькими листами их сочинений, вы постигли и заблуждения их, и нелепость их правил и глубокими размышлениями проложили себе прямой и собственный путь к истине».

В своих проектах и предложениях Сперанский отстаивал необходимость конституционной монархии, ратовал за реформы в рамках этого строя. При этом им полностью исключалась всякая возможность участия народа в управлении страной. «Преобладание дворянства вредно, -- утверждал он, -- преобладание купечества еще вреднее; но преобладание народа есть сущее бедствие» Луковская Д. И. М.М. Сперанский. Исторический портал ХРОНОС www.hronos.ru.

Приведенное высказывание полностью опровергает мнение Б.И. Сыромятникова, который считал, что Сперанский, вышедший из общественных низов, «навсегда сохранил свои симпатии и любовь к этим демократическим низам, как в период своего возвышения, так и после падения».

Переходя к непосредственному анализу правовых воззрений Сперанского, вспомним их оценку, сделанную Н.Г. Чернышевским. Великий русский революционер-демократ писал, что намерения Сперанского изменить русские гражданские и уголовные законы имели большое значение. Однако, отмечал он, «характер гражданских и уголовных законов обусловливается духом государственных учреждений, властию которых издаются эти законы. Не успев создать учреждения, Сперанский, конечно, не успел преобразовать ни гражданского, ни уголовного законодательства, и его мысли об этом предмете имеют лишь тот интерес, что служат к определению его личности».

Вывод по главе 1:

Правовая доктрина М.М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. В записках, проектах законодательных реформ и других произведениях Сперанского проявилось хорошее знание им политико-правовой литературы того времени. Он ссылался на Бентама, Блэкстона, Монтескье, Сэя, но вносил в их идеи свои коррективы, создавая собственную политико-правовую программу и ее теоретическое обоснование.

Делись добром ;)