logo search
Политология гму4о

3.1. Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.)

Томас Гоббс родился в семье сельского священника. В 1608 г. окончил Оксфордский университет, был домашним учителем в знатных семьях. С 1640 по 1651 гг. (период революционных бурь) жил в Париже, преподавал математику и философию наследнику английского престола будущему Карлу II. Кромвель (лорд-протектор) благосклонно отнесся к мыслителю и предложил ему пост статс-секретаря. После реставрации монархии Стюартов Томас Гоббс подвергся травле со стороны роялистов за свои антитеологические позиции и связь с лидерами республики (несмотря на коррективы «Левиафана» с учетом новой политической конъюнктуры).

Основные работы: «О гражданине» (1642 г.), «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.).

Т. Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права. Он отделил политическую науку от теологии и подчеркнул ее практическую, созидательную направленность. Он считал, что постижение закономерностей политической жизни должно служить искоренению насилия и войн, благоденствию всех людей. Он мечтал о таком идеальном варианте, когда практическую политику будут осуществлять на основе науки. Выводы политической науки должны быть такими же достоверными, как и математическая теория. Это будет способствовать обеспечению мира и процветанию человечества. Эти методологические положения Гоббса создали фундамент политической науки Нового времени.

Политическое и правовое учение Гоббса находится в русле теорий естественного права и договорного происхождения политической власти.

Т. Гоббс исходит из того, что «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей». Подобное равенство людей означает, что у них равные возможности вредить друг другу. Естественные страсти (прежде всего властолюбие) влекут людей к соперничеству, недоверию, жажде славы и, как следствие, к зависти, ненависти, вражде и мести. То есть к «войне всех против всех». Таково естественное состояние человеческого рода.

Каждый в естественном состоянии имеет право на все – в этом и состоят его естественное право и естественная свобода.

«Естественное право... есть свобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что является наиболее подходящим для этого средством». Под свободой понимается отсутствие внешних препятствий делать то, что человек желает.

Однако разум и инстинкт самосохранения подсказывают человеку, что его естественное право должно быть ограничено под углом зрения совместной мирной жизни людей. Поэтому естественное право нельзя смешивать с естественным законом.

Естественный закон – это найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни.

Исходный закон гласит: «Должно искать мира и следовать ему». Все другие законы указывают путь к достижению и обеспечению мира. Определяющее значение имеют законы: эквивалента, справедливости, равенства в отношениях между людьми.

Закон эквивалента означает взаимный отказ каждого человека от безусловной естественной свободы и предполагает взаимное признание прав и свобод.

Закон справедливости требует, чтобы люди выполняли заключенные ими соглашения, так как без выполнения договоров невозможны распределительные отношения и отношения собственности, составляющее ядро справедливости.

Начала взаимности в получении прав предполагает равенство людей как субъектов права. Привилегии противоречат принципам гражданского общества и естественным законам.

Остальные естественные законы требуют соблюдения правил благодарности, признательности, скромности, милосердия, прощения и т.д.

Естественные законы неизменны и вечны. Наличие одних естественных законов еще не ведет к миру и безопасности. Чтобы заставить людей выполнять соглашения, нужна государственная власть.

Государство возникает на основе договора. Путем взаимной договоренности между собой (каждый соглашается с каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо.

Тот, кто выступает носителем политической власти, называется сувереном. Он обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Так образуется «политическое тело», творение человеческих рук, созданное по образу и подобно самих людей, своего рода «искусственный человек». Но, в отличие от индивида, государство предстает как всемогущий искусственный субъект – «великий Левиафан», соединяющий силы всего множества составляющих его людей в одно целое.

Здоровое государство обеспечивает право человека на жизнь, мир, безопасность и справедливость, то есть устраняет «войну всех против всех». Поэтому верховная власть, независимо от ее форм, должна быть «так обширна, как только это можно себе представить».

Права суверена: установление законов; наказание нарушителей законов; объявление войны и заключение мира; отправление правосудия; учреждение системы органов; запрещение вредных учений, ведущих к нарушению мира и т.д.

Обязанности суверена: «Обязанности суверена (будь то монарх или собрание) определяются той целью, ради которой он был облечен верховной властью, а именно целью обеспечения безопасности народа, к чему он обязывается естественным законом и за что он отвечает перед богом, творцом этого закона, и ни перед кем другим».

В основу классификации форм государства Т. Гоббсом положен критерий количества властвующих. Формы государства: демократия, аристократия, монархия. Неправильных форм правления нет, так как государство устанавливается в интересах мира и безопасности всех граждан. Смешанная форма правления – наихудшая, так как ведет к разложению государства и к превращению его в состояние чистой анархии.

Наилучшей формой государства является монархия. Ее преимущества: монарху не нужны «известные сроки» и «заранее установленные места» для проявления власти; требуется меньше дополнительных средств для наделения родственников, детей, льстецов и любимцев; реже происходит выдвижение непригодных людей; невиновным гражданам в меньшей степени угрожает наказание, чем при государстве народа; в монархии нет политических партий, наличие которых в иных формах правления ведет к революции; издаваемые законы более устойчивы; свобода граждан при владычестве монарха не меньше, чем при владычестве народа. Главное преимущество монархии – в ее способности удерживать в узде страсти людей.

Государственная власть должна быть неделимой, суверенной, неподсудной, неподконтрольной. Она стоит выше всех законов, так как все они установлены ею.

Монархия полнее других выражает идею абсолютной власти. Она более пригодна для осуществления целей, во имя которых создано государство: водворение мира, обеспечение безопасности народа.

Государства могут возникать не только через добровольное согласие индивидов образовать единое лицо (представляемое одним человеком либо собранием людей) и подчиниться ему в надежде на то, что оно сумеет защитить их против всех. Иной путь – приобретение верховной власти силой. Государства, возникшие в результате добровольного соглашения, называются политическими государствами. Государства, возникающие с помощью физической силы, называются основанными на приобретении.

Функции государства: полицейско-охранительная; «поощрять всякого рода промыслы, как судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки»; силой принуждать к труду физически здоровых людей, отлынивающих от работы; заниматься воспитательно-просветительской деятельностью (внушение подданным мысли о безграничности власти суверена); гарантировать своим подданным свободу в той мере в какой она не отчуждена договором.

Среди неотчужденных (естественных) прав человека Гоббс называет право сопротивления тем, кто посягает на его жизнь и здоровье, кто хочет положить на него оковы или заключить в тюрьму. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон природы – закон самосохранения. Если суверен преступает этот закон, народу открывается право на восстание. Остальные свободы подданных «проистекают из умолчаний закона»: подданный имеет право делать все то, что не запрещено гражданским законом.

«Гражданским законом являются для каждого подданного те правила, которые государство устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей воли предписало ему, с тем, чтобы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным, то есть между тем, что согласуется, и тем, что не согласуется с правилами», – пишет Т. Гоббс. Цель гражданских законов состоит в том, чтобы «ограничить свободу отдельных людей».

Законодателем во всех государствах является лишь суверен. Суверен – это «одно лицо или собрание», не подчиненное гражданским законам.

Только с установлением государства естественные (моральные) законы становятся гражданскими законами, так как верховная власть обязывает людей повиноваться им, следовательно, по Т. Гоббсу, «естественный и гражданский законы совпадают по содержанию и имеют одинаковый объем».

Виды гражданских законов: распределительные, уголовные.

Распределительные законы предназначены всем подданным. Они определяют их права, указывая пути приобретения и сохранения собственности, порядок исков и т.д. Уголовные законы предназначены должностным лицам. Они определяют наказания за нарушение законов.

Кроме того, Т. Гоббс различает законы: основные и не основные.

Основные законы – это законы, обязывающие подданных поддерживать власть суверена, без которой государство погибнет. Это законы о прерогативах верховной власти: право войны и мира, отправление правосудия, назначение должностных лиц и вообще право суверена делать все, что сочтет необходимым в интересах государства.

К неосновным относятся законы, упразднение которых не влечет за собой распад государства. Это законы о тяжбах между подданными.

Божественные законы Т. Гоббс признает лишь в той мере, в какой они не противоречат естественным законам.

Внешнеполитическую арену Гоббс рассматривал как стихию эгоистических суверенов, находящихся в состоянии «войны всех против всех». В этой сфере естественные законы не действуют.

Учение Т. Гоббса противоречиво. Оно было отражением реальных противоречий между свободой и властью, личностью и государством, правом и законом и т. д.

Ориентируясь на ситуацию гражданской войны, он видел в диктатуре (Кромвеля) единственное средство преодолеть хаос анархии. Гоббс был уверен, что мощь Левиафана обуздает вырвавшиеся из-под контроля темные инстинкты людей и расчистит дорогу естественным законам разума. Во имя этого он гипертрофировал начало власти в ущерб свободе.

Теория Гоббса оказала большое воздействие на развитие политико-юридической мысли своего и более поздних периодов.