Участники сделки
Упрощенно в проведении факторинговых операций участвуют три действующих лица: Клиент, Фактор, Дебитор. Схема их сотрудничества выглядит следующим образом:
1. Клиент и Фактор заключают договор факторинга.
2. Фактор оценивает поставщика и дебиторов клиента, задолженность которых планируется к передаче от Клиента - Фактору. Результатом оценки является лимит, установленный на дебиторов и/или клиента.
3. Клиент, Дебитор, Фактор подписывают Уведомление о переуступке прав денежного требования.
4. Клиент отгружает продукцию Дебиторам, одобренным Фактором.
5. Клиент передает комплект отгрузочных документов (счет-фактура, накладная) Фактору.
6. Фактор переводит до 100% от суммы переданной поставки Клиенту на расчетный счет.
7. По истечении отсрочки платежа, при непосредственном участии Фактора в управлении дебиторской задолженностью Клиента, Дебитор расплачивается с Фактором.
8. Фактор переводит оставшиеся денежные средства Клиенту за минусом суммы финансирования
9. В зависимости от Фактора, комиссия за оказанные услуги может вычитаться из оставшихся денежных средств или выставляться отдельным счетом.
10. В случае если Дебитор не оплачивает поставку, Фактор ведет работу с Дебитором по взысканию долга.
Преимущества факторинга
возможность привлекать новых клиентов, увеличивать объемы отгрузки, расширять географию поставок и увеличивать ассортиментный ряд.
возможность заниматься продажами и не тратить время на финансовые вопросы, покрывать кассовые разрывы, контролировать финансовые потоки, улучшать платежную дисциплину покупателей и упорядочивать документооборот внутри компании.
Чем факторинг отличается от кредита и овердрафта
при факторинге не нужен залог. Нет привязки к оборотам по расчетному счету;
выше лимит финансирования и ограничен только объемом отгрузок.
при факторинге часто можно обслуживаться в удобном банке и нет необходимости переводить средства на расчетный счет в конкретном банке;
можно пользоваться одновременно и факторингом, и кредитными продуктами банков;
риск-менеджмент лежит на факторинговой компании.
факторинг позволяет показывать увеличение выручки и прибыли, не уменьшает чистую стоимость компании. Кредит или овердрафт отражается в пассивах и уменьшает чистую стоимость компании;
комиссия за факторинговое обслуживание полностью относится на себестоимость, тем самым уменьшается налогооблагаемая база.