Гражданское общество и государство
Рассмотрим один из важнейших вопросов, вопрос о взаимодействии государства о гражданского общества. Он возник вместе с появлением гражданского общества. Его ставили крупнейшие ученые разных времен. Кто должен первенствовать? Кто над кем возвышается: государство над гражданским обществом или гражданское общество над государством ? Эти вопросы и в настоящее время остаются дискуссионными. Что же касается реальной, сложившейся в демократических странах ситуации, то она очевидна: первенствует тот, у кого в руках политическая власть. Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что гражданское общество есть крупнейшая общественная сила, с которой государство не может не считаться.
Практически во всех современных демократических странах в системе властных структур организованы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества. Направления и формы их деятельности чрезвычайно многообразны: регистрация данных организаций, оказание им помощи (консультация, финансирование), создание благоприятных условий для их финансирования. Например, в Великобритании действуют уже многие годы специальный государственный орган - Комиссия по благотворительности. Она регистрирует благотворительные организации и фонды (в данной стране они достаточно многочисленны), деятельность которых направлена на помощь бедным, на поддержку церкви, развитие образования, предотвращение дискриминации по расовому признаку, на защиту здоровья граждан, обеспечения равных возможностей для граждан Великобритании. Важной функцией Комиссии является оказание помощи (прежде всего материальной) общественным организациям.
Среди других форм взаимодействия гражданского общества и государства следует отметить существующую во многих странах службу парламентского уполномоченного, контролирующую соблюдение прав и свобод граждан. Возглавляет эту службу независимое должностное лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный получает жалобы от граждан, недовольных действиями должностных лиц или предпринимателей, и действует в соответствии с предоставленными ему возможностями изучать полученные материалы и докладывать парламенту результаты расследования с соответствующими рекомендациями. Рекомендации уполномоченных редко игнорируются, что говорит об их высоком авторитете. В Великобритании уполномоченный по гражданским правам назначается королевой по рекомендации премьер-министра. Положение уполномоченного по гражданским правам является столь высоким и ответственным, что его сравнивают со статусом генерального аудитора-контролера парламента, на которого возложены обязанности финансового контроля за расходованием правительством государственных средств.
Рассмотрение вопроса о взаимодействии гражданского общества с государством позволяет сделать ряд важных выводов.
1. Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе «сдержек» и «противовесов» стремлению политической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него немало средств: активное участие в избирательных компаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения (в частности, с помощью независимых телевизионных каналов), возможности в организации компаний сопротивления проведению тех или иных государственных реформ.
2. Само гражданское общество (очень многие из его организаций и объединений) нуждается в государственной поддержке. Поэтому представители организаций активно участвуют в работе ряда государственных органов. Существуя независимо от государства, будучи самообразующимися и саморегулирующимися, организации гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством.
3. В свою очередь, государство в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским общество. Объясняется это рядом причин:
именно гражданское общество есть источник легитимности политической силы, стоящей у власти;
контакты с организациями гражданского общества являются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти;
в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающее государство;
среди организаций гражданского общества немало нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства, однако есть и такие, которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы и др.).
4. Специфика гражданского общества, автономный характер и независимость составляющих его организаций не исключает непредсказуемость их действий. Поэтому логичными являются усилия государства, направленные на создание различных форм контроля за его развитием. К таким формам относятся рассмотренные выше представительства организаций гражданского общества в различного рода властных структурах, создание совместных органов, включающих представителей государства и общественных организаций.
В целом же демократический режим предполагает тесное взаимодействие государства и гражданского общества как основы политической и экономической стабильности.
Противостояние гражданского общества и государства хотя и возможно, но крайне недолговечно. Прогноз такого состояния не является оптимистичным.
- «Политология»
- Введение
- Что такое политология
- Политология одна из наук о политике
- Политология – точная наука
- Политология – весь комплекс знаний о политике
- Основные вопросы политологии
- Науки о самой политике
- Политическая философия
- Учение о политических институтах
- Теория международной политики
- Политическая история
- Пограничные политологические дисциплины
- Политическая социология
- Политическая психология
- Политическая антропология
- Политическая география
- Политическая астрология
- Властвующая элита Происхождение понятия «политическая элита»
- Ученые о политической элите Теория элит Моски
- Концепции Парето и Михельса
- Макиавеллистская школа
- Ценностные теории
- Теории демократического элитизма
- Концепции плюрализма элит
- Леволиберальные концепции
- Общее определение и причины существования элиты
- Типология элит
- Результативность и интеграция элиты
- Социальная представительность элиты
- Системы рекрутирования элит
- Номенклатурная система и ее социальные последствия
- Лидерство Понятие лидерства Идеи лидерства в истории
- Определения лидерства
- Объективная и субъективная стороны лидерства
- Природа политического лидерства Теория черт
- Ситуационная концепция
- Теория конституентов
- Классификация, функции и тенденции развития лидерства Типы лидерства
- Функции лидера
- Культ личности
- Государство (признаки, формы государтсвенного правления) Сущность государства Широкое и узкое значение термина «государство»
- Общие признаки государства
- Причины возникновения государства
- Исторические рубежи в развитии государства
- Конституция
- Правовое социальное государство Понятие правового государства
- Гражданское общество
- Отличительные черты правового государства
- Социальное государство
- Соотношение социального и правового принципов
- Тенденции развития государства
- Устройство современного государства Формы правления
- Монархия
- Парламентская республика
- Президентская республика
- Полупрезидентская республика
- Референдум
- Территориальное устройство. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- Гражданское общество «Гражданское общество» как категория политологии
- Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- Структура гражданского общества и основные направления его активности
- Гражданское общество и государство
- Партии Группы интересов Понятие групп интересов
- Функции групп интересов
- Типология групп интересов
- Политические партии Происхождение и сущность партий
- Функции политических партий
- Типы партий и партийных систем Типология партий
- Разновидности партийных систем
- Избирательная система Роль выборов в демократической политической системе Понятие выборов и их место в демократическом государстве
- Функции выборов в условиях демократии
- Основные принципы свободных демократических выборов Принципы избирательного права
- Общие принципы демократической организации выборов
- Основные стадии избирательного процесса Нормативные основы выборов. Мажоритарная избирательная система
- Пропорциональная система
- Смешанная и консенсусная системы
- Выдвижение кандидатов
- Агитационная кампания
- Голосование и подведение итогов выборов
- Политическая психология Сущность и особенности политической психологии
- Противоречивость политической психологии
- Рациональное и иррациональное в политической психологии
- Феномен толпы
- Полиструктурный характер политической психологии Структура политической психологии
- Устойчивые элементы политической психологии
- Политические настроения
- Функции политической психологии Познавательная и адаптивная функции
- Мотивационная функция
- Основные типы политического поведения
- Литература: