logo search
шпоры и всякое такое / 1_semestr / 1 семестр-1 / POLITOLOGIYa_KONSPEKT

Основные принципы Римского права

Общее в античной политической мысли:

  1. Постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы, обособление политической науки от философии.

  2. Морализаторский поучительный характер работ по политической проблематике.

  3. Анализ устройства государства, классификация его форм, определения наилучшей идеальной формы правления.

  4. Рассмотрение политики как единственной формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность государства, общества и индивида.

Цицерон считал справедливо осуществлять в государстве путем создания наилучшей конституции.

Законы - ничто без людей, которые могут заставить эти законы уважать. Вместе с тем у мыслителей Древнего Рима были недостатки. Полит учения Древнего Рима характеризуются следующим (Августин, Падуанский, Алигьери):

  1. В этот период социально-политические мысли в основном осуществлялись усилиями религиозных деятелей, которые были римским престолом названы святыми.

  2. Обоснование теологической теории политической власти.

  3. Роль религии в политике и государстве.

  4. Обоснование необходимости усиления абсолютной власти монархов.

  5. Поиск средств ограничения сильной центральной власти монархов.

Политическая мысль эпохи возрождения:

  1. Гуманистический(антропоцентрический)

  2. Неоплатонический(становление проблемы социальной жизни) сер. 15-первая треть 16веков.

  3. Натуралистический – ср. 16- начало 17 века.

1.Макиавелли первый отбросил схоластику, заменив ее рационализмом и реализмом.

2. Заложил основы политической науки.

3. Выступал против феодальной разобщенности.

4. Сформулировал принцип «Цель оправдывает средства».

Политические учения нового времени (Работы Гоббса, Монтескье)

  1. Формирование либеральной политической идеологии.

  2. Обоснование необходимости разделения властей (Работа о духе законов,Монтескье,1748).

  3. Характерны концепции правого государства и гражданского общества

  4. Анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии.

  5. Формирование концепции прав человека и гражданина. Сыграл роль ПРАКТИЦИЗМ.(Томас Пейн, Франклин, Хемельтон, Джон Адамс, Джефферсон, Мэдисон).

На третьей стадии - осмысление концепции прошлого.

  1. Ценностно-прогностический

  2. Объективно-реалистический.

На каждом этапе в свое время в политических теориях была ведущая идея. В политической мысли Античность - соотношение полиса и человека, Средневековья – власть церкви ,светская власть. Возрождение – политика и мораль, гуманизация отношений. В новое время главной проблемы – личность-народ-государство. В период модерна – государство и гражданское общество, проблема власти, в 20 веке - соотношение свободы и равенства. Именно на этом этапе сформировались школы основные политической мысли.

Власть как важнейший атрибут политики.

  1. Понятие, структура и аспекты власти.

  2. Ресурсы, процессы и виды власти.

  3. Полиит. господство.

КРАТОЛОГИЯ – рассматривается как authority ( право командовать, руководить), и get power – достигать желаемых результатов вопреки насилию.

Глубинным источником власти основой подчинения одного индивида другом – неравенство экономическое, имущественное, статусное, образовательное.

Естественная – физ., интеллект., неравенство.

Французский политолог Морис Дюверже 3 истор. форм власти:

  1. Анонимная власть; распыленная среди членов примитивного общества

  2. Индивидуализированная власть; возникающая с успон. процессов раздела труда и появления новых видов деятельности

  3. Институализированная – опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенную деятельность.

  4. Историческая форма власти.

Система надгосударственной власти (Представлена Европарламент) не на территорию, а на ряд.

Первые две формы (неполит. характер).

Третья форма – гос. – публичная.

Четвертая – надгосударственная полит власти.

Польский социолог подразделил подходы:

- бихевиористские трактовки власти, рассматривают особый тип поведения( один командует, другие- подчиняются)

- индивидуализированный подход. Гарольд Гламусл «Первоначальные импульс дает стремление к обладании. политической власти.»

Борьба за власть – рынок властных отношений.

Сергей Каверин : «Потребность к власти из базовых.»

Стремление к независимости.

Тип личности – НОНКАНОРФИС.

Потребность самоутверждения порождает уверенность власти, преобладание, высокий статус.

Для диктатора – важна власть.

Потребность к саморазвитию, к острым ощущениям – тип самовыражения.

Потребность быть личностью формируют тип личность демократа(власть – народу)

  1. Бихевиористисткими трактовками примыкают.. ситуации.

  2. Териологический( с точки зрения поставленной цели) власть рассматривается как способность достигать конечной цели. Бернард Рассел – Власть человека над природой.- Людвиг Эрхард, Ангела Меркель.

Инструментальное направление – возможность использования определенных средств. Структуроподлинное определение власти(власть, как особого рода «управляющие и управление») – централизм, при котором сам принимает решение, сам как гражданин.

Демократичный централизм – взаимодействие лидера и … Субъект и объект – вместе.

Самоуправление – субъект и объект соединяются( в органе и лице)

Реал… концепция – власть, как отношения между двумя партнерами.

Девид Кортрайт «Теория сопротивления».

«Теория обмена ресурсами» «Теория раздела зон влияния» Девида Рода.

Власть – в виде руководства, управления, орган. и контроля.

Основными сторонами властных отношений – субъект и объект властных отношений.

Субъект воплощает активное начало.

Им может быть отдельный человек, организация, мировое сообщество.

Для возникновения властных отношений субъект характерен:

  1. Желанием властвовать

  2. Готовность брать на себя ответственность

  3. Компетентностью

  4. Умением анализ. Ресурсы

  5. Обл. авторитетом

Субъекты политической власти – сложный, многоуровн. характер, вторичный политический орган, лидеры.

Связь между ними могут нарушаться. Так лидеры могут отрываться от власти.

Власть не является свойством действующего лица.

Власть человека над самим собой.

Власть невозможна без подчиняющегося объекта.

Подчинение естественно, как и руководство.

Подчинение зависит:

- от собственных качеств объектов властвования

- от характера предъявляемых к объекту требований

- от ситуаций и средств воздействия

- на авторитете

Сила власти основанная на страхе прямо пропорциональна вероятности избежать этого наказания.

Эта власть всегда ослабевает. Относительно безболезненно воспринимается власть на привычке повиновения.

До тех пор пока привычка не придет в повиновение.

Наиболее стабильный – власть построенная на интересах.

Благоприятная носив. для власти – авторитет.

Авторитет – научный, деловой, моральный.

ВЛАСТЬ :

- источники власти – авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес.

- субъекты государства, его полит. этичность, лидеры

- объекты – индивид, соц.группы

- функции – господство, руководство, регулирование, контроль, управление, координация, организация, мобилизация

- ресурсы – принуждение, насилие, убеждение, право, страх

- основания – эконом., социальное, юридическое, административное

Виды власти:

  1. Социальная власть – это накопленный поколениями опыт, традиции, нормы, вкусы, моды.

  2. Экономическая власть – осуществляемая собственниками средств производства и капитала, а так же государства.

  3. Информационная власть – приобретает большое значение.

  4. Политическая власть – специфическая форма общественных отношений между большими группами людей, реальная способность определенной социальной группы, класса, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политических и правовых нормах. Центральное место среди политической власть занимает государственная власть, это разновидность политической власти, которая опирается на специальный аппарат, принуждение и распространяется на все население. Именно этим особо привлекательна для партий, союзов. Государственная власть характеризуется рядом отличительных признак:

1) Легальностью использования силы в пределах государства.

2) Верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние в очных корпораций, средств массовой информации и других учреждений или даже ожжет их ликвидировать.

3) Публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает что политическая власть в отличии от личной, приватной власти, которая может быть в небольших группах, имеет право обращаться ко всему народу и от имени всего народа.

4) Моноцентричностью, т.е. наличием единого центра принятия решений. В рыночном обществе все виды власти разделены.

5) Государственная власть характеризуется многообразием ресурсов. Государство использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы. По широте распространения: Мега уровень: ООН, ЕС, НАТО,ЮНЕСКО и др. Макроуровень – центральные органы государства. Мезоуровень – подчиненные центру организации. Микроуровень – власть в первичных организациях и малых группах. Доминирующий принцип механизма функционирования государственной власти есть принцип разделения властей. Основоположниками теории разделения властей считают английского философа Джона Локка и французского просветителя Шарль Ви Де Монтескье, хотя впервые о разделении властей законодательной, исполнительной и судебной говорил философ Полибий. Необходим паритет – равноправие всех ветвей власти по отношении к друг другу. Лок считал, что ведущей ветвей власти является власть законодательная. Монтескье считал, что они все должны быть паритетны. Джеймс Медисон разделил власть президента и конгресса. Носителем законодательной власти является Парламент, исполнительную власть осуществляет Президент правительства, министерства, ведомства, судебную власть – независимые судьи, подчиняющиеся только закону. Впервые такая система власти – в конституции США 1787, конституция Пилипа Орлика – 1710. В рыночном обществе, где все имеет цену, важное место во взаимоотношениях всех видов властей имеет власть собственников. Во взаимоотношениях различных властей имеет место кумулятивный эффект, усиливающий накопление властей. Богатство помогает человеку войти в полит элиту, доступ к СМИ, образованию. Слияние политической, экономической и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них. В экономике- наличие многих конкурентных центров влияние. В политике – разделение властей между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В духовной сфере – это плюрализм СМИ и других источников знаний и информации. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей других является неравномерное распределение ресурсов властей, то есть всех тех средств, которые обеспечивают влияние на объект власти с целями субъектов. Ресурсами власти могут быть либо важные для объекта ценности- деньги, предметы потребление и т.п. Либо средства способные повлиять на внутренний мир человека, т есть ТВ, пресса, интернет, либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, важнейших из которых – жизнь (оружие, карательные органы в целом). Ресурсы, на ряду с субъектом и объектом, выступают в виде основания власти. Ресурсы могут выступать в качестве позитивных, предоставленных благ и негативных – лишение благ. В процессе их мобилизации субъектом они именно трансформируются во власть. Ресурсы власти американский политолог Этциони делит на:

1) Утилитарные – материальные и др. социальные блага, которые связаны с повседневными интересами людей.

2) Принудительные – меры административного воздействия.

3) Нормативные – средство воздействия на внутренний мир ценностной ориентации и нормы поведения человека. Чаще всего все эти ресурсы обычно подразделяют по важнейшим сферам жизнедеятельности : экономические – материальные ценности, деньги, техник, плодородные земли, полезные ископаемые; социальные – способность повышения или понижения социального статуса или ранга, место в социальной стратификации.

4) Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, средство их получения и распространение.

5) Силовые ресурсы – оружие, аппарат физического принуждения. 6) Специфическим ресурсом власти – человек. Демографические ресурсы. Человек - это и субъект, и объект власти.

Господство как институализированная власть может по-разному оцениваться гражданами. Признание правомерности получила название легитимности власти. Сам термин легитимность переводится как законность, но такой перевод с точки зрения политики не точен. Законность может присутствовать и нелегитимной власти.

Легитимная власть

Харизматическая власть – от греческого- харизма - милость, благодать, божий дар, исключительный талант. Власть, основанная на вере сверхъестественную святость, героизм и другие достоинства правителя.

Рационально правовая легитимность (демократическая) – основана на вере в законность существующего порядка на вере в профессионализм властных структур. У легитимности переменчивое состояние, говорят о кризисе легитимности власти Кризис легитимности – это снижение реальной поддержки органов государственной власти или в целом правящего режима, воздействующая на качественные изменения их ролей и функций.

Различают следующие виды легитимности:

  1. Идеологическая легитимность.

  2. Этническая легитимность- встречается в ряде стран, где главную роль играе к какой нации принадлежит тот или иной полит деятель.

  3. Структурная легитимность – присущая стабильным обществам, где действует заведены порядок формирования властных структур.

  4. Персонифицированная легитимность – основанная на доверии к данному руководящем улицу.

  5. Легитимность участия. (люди поддерживают мероприятия, осуществляемые в той или ной стране).

  6. Технократическая легитимность – базирующаяся на высокой эффективности власти, которая осуществляется высококвалифицированными специалистами.

С легитимностью полит власти – проблема ее эффект. Эффект власти – это ее результативность, степень выполнения ее тех ожиданий, которые возлагала на нее большинство населения. И порядок, который интересует влиятельные политические и экономические круги.