29В. Институт государственной власти в рб
Законодат. власть. Высшим законод. и представ. органом гос-ва явл. парламент. Парламент бывает однопалатным (Дания, Швеция, Финляндия и пр.) и двухпалатным (США, Канада, Великобритания, Россия, Беларусь и пр.). Нижняя палата парламента избир. народом и ответственна за реш. всех повседневных вопросов внутр. и внеш. политики. Верхняя палата выступает экспертом работы нижней, рассм. принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. В Республике Беларусь законод. власть, наряду с парламентом, принадл. также избирательному корпусу и Президенту. Глава гос-ва вправе издавать декреты, имеющие силу закона.Для принятия правомочных решений определ. кворум (лат «quorum» — присутствие достаточно). Для эффект. работы парламента необходимы след. условия: высок. ур-нь образованности членов парламента; работа парламентариев должна быть организов. на профес. основе; необходима определ. структура парламента (его палат). Основ. элементом в каждой из палат явл. комиссии и комитеты, разрабатыв. основы закон-ва. Осн. ф-ции парламента: Законотворческая, Представительская, Ф-ция обратной связи, Формир. бюджета, иногда выделяют налоговые полномочия, Формир. гос. органов, Контроль над дея-тью прав-ва, Внешнеполит. ф-ции.Исполнительная власть. К исполнительной власти относятся глава гос-ва ( монарх, президент), прав-во во главе с председателем (премьер-министр, канцлер и т.д.). Правительство — это исполн. власть, кабинет министров, управляющ. повседневными делами страны. Осн. ф-ции главы гос-ва: представительcкие ф-ции; полномочия в области гос. управления; полномочия в законод. сфере; полномочия в военной сфере; в области правосудия.; в сфере личн. статуса; в сфере госбезопасности; чрезвычайные; в эконом. сфере.В РБ Совет Министров формир. президентом. Премьер-министр назнач. президентом и одобряется Палатой представителей. Прав-во включ. в себя премьер-министра и пять его заместителей (один из них первый), ф-ции которых специализир. по определ. сферам дея-ти (промышленность, АПК, экономика и т.д.). Полномочия правительства: формир. гос. аппарата и рук-во его дея-тью; исполн. законов; составл. и исполн. бюджета; прогнозир. соц.-эконом. развития; рук-во отдельными отраслями хоз-ва, духовн. и соц. сферами; участие в законод. дея-ти; принятие нормативных актов, конкретизир. закон-во; ведение международ. переговоров и заключ. соглашений.Судебная власть. Суд — это орган, кот. применяет гос. санкции. Он назнач. наказание за наруш. общеобязательных правил, установл. гос-вом. Система судоустройства и судопроизводства основ. на след. принципах: независимость суда, кот. обеспечивается рядом гарантий, в том числе несменяемостью судей; коллегиальность при рассм. большинства дел; профессионализм судей; право на обжалование решений; гласность при рассм. абсолютного большинства дел; равноправие сторон в суд. процессе и состязательность при рассм. дел.Осн. ф-ции суда: ф-ция наказания (кары) за наруш. гос. предписаний; ф-ция рассм. споров и конфликтов между гос-вом и гражданином; разреш. конфликтов между гос. структурами: между субъектами федерации; местными органами власти, центральными органами власти. В РБ сущ. Конституционный суд, который возбуждает дела по предложению Президента и Парламента, а сам такими полномочиями не обладает. В него входят 12 судей, срок их полномочий 11 лет. Число судей в РБ 1022.30в. Правовое государство и гражданское обществоПравовое государство: понятие и при¬знаки. Теорию правового государства разрабо¬тали Локк, Монтескье, Джефферсон, Кант. Термин «правовое государство» утвердился в трудах немецких юристов Велькера и Молля. Существенный вклад внесли русские ученые Чичерин, Котляровский, Новгородцев, Кистяковский. Значительным шагом к построе-нию правового государства стали конституции США 1787г. и Франции 1791г. Правовое госу¬дарство – тип государства, последовательно воплощающий принципы конституционализма, ограниченное в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем.Признаки правового государства: 1.Приоритет прав лич¬ности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и граждан перед государством. 2.Действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом» (Ш. Монтескье). Верховенство гуманных законов. 3.Сфера отно¬шений между государством, общностью и лич¬ностью регулируется не только законами, но и демократическими нормами самоуправления, свободной инициативой граждан. 4.Разделение властей, общественный контроль за их функ¬ционированием. 5.Социальная основа государ¬ства – зрелое гражданское общество.
Понятие и сущность гражданского обще-ства.Гражданское общество – система само-стоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребно-стей.Характерные признаки гражданского общества: Гуманизм и стабильность социальных отношений. Правовая защищенность каждого гражданина. Высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности лич¬ности. Политический плюрализм (множество мнений), развитая система самоуправления, свободная инициатива граждан. Эффективный социальный контроль над деятельностью инсти¬тутов власти. Гражданское общество нераз¬рывно связано с правовым государством. Ос¬новные принципы жизнедеятельности: Верхо¬венство закона. Реальное обеспечение прав и свобод граждан. Равная ответственность госу¬дарства, общества, личност
- 1.В.Сущность и структура в политической идеологии
- 2.В. Функции политической идеологии её место и роль в жизни общества
- 3.В. Особенности современных идеологических процессов
- 4В. Зарождение и развитие либерализма, его основные принципы и ценности. Неолиберализм.
- 5В Основные принципы и ценности Консерватизма. Неоконсерватизм.
- 6В. Социально – политическая идеология социализма и марксизма.
- 7В. Современная социал– демократическая идеология.
- 8В. Истоки и основные положения белорусской национальной модели
- 9В.Основные этапы формирования белорусской государственности
- 10В. Цели, задачи и приоритеты государственной идеологии идеологической работы.
- 11В. Идеология социально-экономического развития Республики Беларусь:
- 12В. Особенности белорусской экономической модели.
- 13В. Средства массовой информации в идеологических процессах.
- 14В. Молодежь в идеологических процессах и роль идеологии белорусского государства в ее социализации.
- 15В. Государственная молодежная политика в Республике Беларусь.
- 16В. Предмет, функции и методы политологии ее место в системе общественных наук.
- 17В. Политика как общественное явление.
- 18В. Сущность, структура и функции политической власти
- 19В. Политический режим: понятие сущность, критерии
- 20В. Тоталитарный политический режим
- 21В. Авторитарны политический режим
- 22В. Демократический политический режим
- 23В. Сущность, структура и функции политической системы общества
- 24В. Типология политической системы
- 25В. Политическая система рб
- 26В. Сущность, структура и функции государства
- 27В. Формы государственного правления
- 28В. Формы государственного устройства
- 29В. Институт государственной власти в рб
- 31В. Политические партии: сущность, структура, функции, типология.
- 32В. Партийные системы и их типологии
- 33В. Формирование многопартийной системы в рб
- 34В. Общественные объединения, их место и роль в политической жизни общества.
- 35В. Общественные объединения в рб
- 36В. Политическое лидерство: сущность, функции и типология.
- 37В. Политическая элита: сущность, функции, типология пути формирования.
- 38В. Политический процесс: сущность, структура стадии протекания.
- 39В. Политическая деятельность и политическое участие
- 40В. Выборы и избирательные системы
- 41В. Избирательное право и избирательная система в рб
- 42В. Политическая культура, ее сущность. Структура, функции.
- 43В. Политические конфликты: сущность, типы, этапы, пути разрешения.
- 44В. Политический кризис: предпосылки, проявления, этапы, виды, пути выхода.
- 45В. Теория и практика политической модернизации общества.
- 46В. Сущность и основные субъекты международных отношений, современные тенденциии их развития.
- 47В. Внешняя политика государства в системе международных отношений
- 48В. Геополитика и процессы глобализации в современном мире
- 49В Международные организации: сущность, типы, функции.
- 50В. Организация объединённых наций: структура, функции, проблемы реформирования
- 51В. Внешняя политика рб: основные направления и приоритеты
- 52В. Политическая социализации личности