1.2. Политико-правовые учения Древнего Китая Политико-правовые взгляды Конфуция
Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (Кун-цзы, 551—479 до н. э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юи» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.
Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал, патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием, социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством. Правда, его политический идеал состоял в правлении аристократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых, так что предлагаемая им идеальная конструкция правления отличалась от тогдашних социально-политических реалий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом. Но в целом для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные критические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам.
Вместе с тем присущее конфуцианству требование соблюдения в государственном управлении принципов добродетели выгодно отличает это учение как от типичной для политической истории Китая практики деспотического правления, так и от теоретических концепций, оправдывавших деспотическое насилие против подданных и отвергавших моральные сдержки в политике.
Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей; чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв, прежде всего, обращен к правящим, поскольку соблюдение ими требований добродетели играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении подданных. Отвергая насилие, Конфуций говорил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве, трава наклоняется туда, куда дует ветер».
Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Помимо чисто моральных факторов он обращает внимание и на необходимость преодоления процессов поляризации богатства и бедности среди населения. «Когда богатства распределяются равномерно, – отмечал он, – то не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочислен; когда царит мир (в отношениях между верхами и низами), не будет опасности свержения (правителя)».
Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира. Отрицательно относился Конфуций также и к внешним войнам, к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов («варваров»). Не отвергая в принципе сами гегемонистские претензии китайских правителей, Конфуций советовал им: «людей, живущих далеко и неподчиняющихся необходимо «завоевать с помощью образованности и морали». «Если бы удалось их завоевать, – добавлял он, – среди них воцарился бы мир». Эти культуртрегерские и миротворческие мотивы в дальнейшем нередко использовались китайскими правителями в качестве морального прикрытия своих завоевательных акций и подчинения своей власти других народов.
Регулирование политических отношений посредством норм добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов. «Если, подчеркивал он, – руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится».
В целом добродетель в трактовке Конфуция – это обширный комплекс этических норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т. д.
Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам (фа) обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью (на практике и в теоретических представлениях) с жестокими наказаниями. Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью значение законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль.
Существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку в учении Конфуция несет принцип «исправления имен» (чжэ мин). Цель «исправления имен» – привести «имена» (обозначения социальных и политических статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном, простолюдин – простолюдином, подданный – подданным.
Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство стало влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а во II в. до н. э. было признано официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.
- Рабочая программа дисциплины
- Рабочая программа дисциплины
- Цель освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Структура и содержание дисциплины
- Раздел 1. Объект, предмет и метод политической науки.
- Раздел 2. История политических учений
- Раздел 3. Политическая власть
- Раздел 1. Политическая система общества
- Раздел 2. Политические партии и общественные организации в политической системе общества
- Раздел 3. Политические отношения и процессы
- Раздел 4. Политические конфликты и пути их урегулирования
- Раздел 5. Политические элиты и политическое лидерство
- Раздел 6. Социокультурные аспекты политики: политическое сознание и политическая культура
- Раздел 7. Политическаие идеологии
- Раздел 1. Мировая политика и международные отношения
- Раздел 2. Россия в современном политическом мире
- 4. Формы контроля освоения дисциплины
- 4.1. Рефераты
- 4.2. Курсовые работы по дисциплине не предусмотрены
- 4.3. Вопросы к зачету
- 4.4. Контрольные работы не предусмотрены
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Аннотация рабочей программы
- Технологии и формы преподавания Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
- Образовательные технологии
- Общее количество аудиторных занятий в интерактивной форме 32 часа.
- Виды и содержание учебных занятий Модуль 1. Введение в политологию
- Структура (план)
- 1. Политическая мысль древнего мира
- 1.1. Политические учения Древней Индии Брахманизм
- Буддизм
- 1.2. Политико-правовые учения Древнего Китая Политико-правовые взгляды Конфуция
- Теория политики и права легизма
- 1.3. Политические и правовые учения в Древней Греции
- Платон (427 – 347 гг. До н. Э.)
- Аристотель (384 – 322 гг. До н. Э.)
- 2. Политическа мысль средневековья
- 2.1. Фома Аквинский
- 2. 2. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
- Никколо Макиавелли
- Жан Боден
- Политико-правовые идеи европейского социализма XVI – XVII вв.
- 3. Политическая мысль нового времени
- 3.1. Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.)
- 3.2. Джон Локк
- 3.3. Ж.Ж. Руссо
- 3.4. Ш. Л. Монтескье
- 3.5. И. Кант
- 3.6. Учение г.В.Ф. Гегеля
- 4. Политическая мысль новейшего времени
- 4.1. Современные элитистские теории
- 4.2. Фашизм и нацизм. Б. Муссолини, а. Гитлер, к. Хаусхофер
- 4.3. Политико-правовые доктрины западноевропейской социал-демократии.
- Неолиберализм, неоконсерватизм XX века
- 4.5. Новые течения левой политической мысли
- 2. Политические партии Современной России
- Политический центризм
- «Единая Россия».
- Программы и программное обращение 2011 года
- Партия «Справедливая Россия» Председатель - Миронов с.М.
- Российский национал-радикализм Партия лдпр Председатель партии - Жириновский в.В.
- Левый национал-патриотизм. Партия «кпрф» Председатель партии - Зюганов г.А.
- Экономический рост
- Возрождение российской провинции
- Неотложные меры
- Социал-демократия.
- Неолиберализм, неоконсерватизм XX века
- Геополитический анализ современных международных отношений
- 2. Концепция европейской и всеобщей безопасности.
- 1. Россия в системе современных международных отношений
- 2. Основные принципы и направления внешнеполитического курса России
- Совместными усилиями разрешить финансовый кризис и ограничить его воздействие на мировую экономику;
- Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- 2. Критерии оценивания
- Подготовка и защита реферата