logo search
Геополитика

Геополитика европейских "новых правых"

Одной из немногих европейских геополитических школ, сохранивших непрерывную связь с идеями довоенных немецких геополитиков-континенталистов, являются "новые правые". Это направление возникло во Франции в конце 60-х годов и связано с фигурой лидера этого движения философа и публициста Алена де Бенуа.

"Новые правые" резко отличаются от традиционных французских правых монархистов, католиков, германофобов, шовинистов, антикоммунистов, консерваторов и т.д. практически по всем пунктам. "Новые правые" сторонники "органической демократии", язычники, германофилы, социалисты, модернисты и т.д. Вначале "левый лагерь", традиционно крайне влиятельный во Франции, посчитал это "тактическим маневром" обычных правых, но со временем серьезность эволюции была доказана и признана всеми.

Модуль 2: Геополитические теории и школы Современные геополитические теории и школы. Ж.Тириар и Л.Мишель

Жан Тириар. Европа от Владивостока до Дублина

Несколько отличную версию континенталистской геополитики развил другой европейский "диссидент" бельгиец Жан Тириар (1922-1992). С начала 60-х годов он был вождем общеевропейского радикального движения "Юная Европа".

Тириар считал геополитику главной политологической дисциплиной, без которой невозможно строить рациональную и дальновидную политическую и государственную стратегию. Последователь Хаусхофера и Никиша, он считал себя "европейским национал-большевиком" и строителем "Европейской Империи". Именно его идеи предвосхитили более развитые и изощренные проекты "новых правых".

Основной работой, в которой Тириар предлагает свою концепцию создания европейской империи, является “Европа до Владивостока”.

Последователем Ж.Тириара является Люк Мишель, предложивший концепцию экономического национализма. Изучение данной концепции предлагается при работе с его статьей “Экономический национализм против мировой экономики”.

Модуль 2: Геополитические теории и школы Современные геополитические теории и школы. «Атомная дипломатия» Г. Алперовица

Еще до Второй мировой войны Альберт Эйнштейн высказал предположение, что нацистская Германия попытается произвести бомбу с ядерным зарядом, обладающим огромной разрушительной силой. Перед лицом этой угрозы американское правительство Ф. Рузвельта запустило мощную военную программу “Проект Манхэттен”, в который за период с 1942 по 1945 г. было инвестировано около 2 млрд долл. и для его осуществления были привлечены лучшие западные ученые [Soppelsa, 1994].

Испытание первой атомной бомбы США произошло 16 июля 1945 г., т.е. перед началом Потсдамской конференции (17 июля -2 августа 1945 г.), на которой главы правительств главных держав — победительниц во Второй мировой войне принимали решения о демилитаризации и денацификации Германии, уничтожением германских монополий, о репарациях, западной границе Польши и др. Интересно заметить, что президент США Г. Трумэн, отдавший несколько дней позже приказ об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, ни словом не обмолвился об испытании в Аламагордо (штат Нью-Мексико) И. Сталину, который возглав­лял советскую делегацию в Потсдаме.

Атомная бомба давала США огромную геополитическую власть и означала мировой контроль. В связи с этим американский политолог Гар Алперовиц в 1965 г. ввел термин “атомная дипломатия” [Alperoviz, 1965]. СССР испытал атомную бомбу в 1949 г. в Семипалатинске, а затем постепенно сформировался “Атомный клуб” (табл. 1).

Таблица 1. Формирование “Атомного клуба”

СтраныВремя испытания атомной бомбыВремя испытания водородной бомбыСШАИюнь 1945ноябрь 1952СССРАвгуст 1949Август 1953ВеликобританияОктябрь 1952май 1957ФранцияФевраль 1960Август 1968КитайОктябрь 1964Июль 1967ИндияМай 1974

В то же время многими политиками и исследователями считается, что ядерное оружие (политика ядерного сдерживания) воспитало политическую психологию, исключающую достижение политических целей противоборствующих идеологий военным путем.

В связи с испытанием США атомной бомбы имеется другой немало важный аспект, связанный с развитием процесса “холодной войны” отношением правящих кругов США к перевооружению побежденной Гер мании. У США в лице Рузвельта было глубокое беспокойство по поводу возможного возрождения германского военного потенциала. Рузвельт вы ступал за укрепление американо-советского сотрудничества в контроле над побежденной Германией. После овладения столь мощным оружием аргументом, как атомная бомба, США в конце 1945-го и весной 1946 г. стали отходить от рузвельтовской стратегии контроля над Германией. Политика США эволюционировала от индустриального разоружения к восстановлению германской экономической мощи. “Американские лидеры понимали, что даже восстановление значительного германского экономического потенциала будет рассматриваться как угроза Советскому Союзу... Как только Германия была перевооружена, “подавление” Восточной Европы стало не только неизбежным, но и необратимым” [Алперовиц, 1994].

Гонка вооружений происходила по линии военных технологий, связанных с повышением эффективности ядерного оружия (табл. 2).

Таблица 2. Гонка военных технологий во время “холодной войны”

Вид изобретения США СССР Межконтинентальные бомбардировщики 1945 1949 Термоядерная боеголовка 1954 1955 Подводная лодка на ядерном топливе 1954 1958 Первое испытание межконтинентальной баллистической ракеты (МБР)1958 1957 Действующая МБР 1960 1959 Первое испытание МБР, запускаемой с подводных лодок (БРПЛ)1960 1957 МБР на твердом топливе 1962 1968 Первое испытание ракет с разделяющимися боеголовками без индивидуального наведения1968 1973 Первое испытание ракет с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения1970 1974 Первое испытание стратегической крылатой ракеты (“земля— земля”, “ воздух — воздух” )1976 1979 МБР высокой точности наведения 1980 1975 Противоспутниковое вооружение 1984 1984

Два противостоящих полюса не раз стояли на грани применения ядерного оружия (главным образом тактического) в условиях реального или потенциального кризиса. Пересечение ядерной черты было возможно:

Система взглядов на ядерное оружие и возможность его при­менения изменялась по мере его совершенствования и накопле­ния.

США, Россия, Великобритания, Франция и Китай входят в “Атомный клуб”. ЮАР отказалась от обладания ядерным оружием и демонтировала созданные ядерные устройства. Все Южное полушарие объявлено безъядерной зоной планеты. После поражения в войне в Персидском заливе Ирак был принужден Советом Безопасности ООН к демонтажу промышленного потенциала для создания оружия массового уничтожения.

Вслед за безъядерными зонами в Латинской Америке и в южной части Тихого океана появились безъядерные зоны в Африке и в Юго-Восточной Азии. Более 100 стран стали участниками безъядерных зон [Давыдов, 1997]. Главное внимание ядерных держав до недавнего времени было направлено на поиски путей отказа от ядерного оружия главных претендентов в “Атомный клуб” — Индии, Пакистана и Израиля.

Индия и Пакистан в мае 1998 г. провели ядерные испытания (Индия — 5 испытаний на полигоне Покхаран, а Пакистан — примерно столько же испытаний на полигоне в горах Чагай). Израиль вообще негативно относится к проблеме международного контроля над его ядерной программой, хотя в настоящее время никакой ядерной угрозы для Израиля практически не существует. Союзнические отношения с США и фактические гарантии основ его безопасности лишают дальнейшие работы над воем ной ядерной программой убедительной мотивировки.

Огромную угрозу миру составляет так называемое ядерное подполье. Как отмечает французский географ Жак Соппельса, от 25 до 30 государств мира обладают возможностями для создания ядерного оружия [Soppelsa, 1994]. Угроза ядерного запугивания может также исходить от терро­ристических организаций.

Американский политолог Г. Алперовиц высказывал свое мнение относительно возможных сценариев развития геополитических событий после окончания Второй мировой войны: