logo search
шпоры и всякое такое / 1_semestr / 1 семестр-1 / POLITOLOGIYa_KONSPEKT

У морали и у политики есть серьезные отличия.

  1. Политика конфликтна, мораль же характеризуется повседневностью, индивидуальностью отношений между людьми.

  2. Мораль – это дело гражданского общества. Политика – это противоборство групповых институтов, свободных от нравственных разностей.

  3. Непосредственно институт политики является экономические и другие интересы людей, в первую очередь интересы социальных групп, классов, слоев. Непосредственно институт морали выставляет общечеловеческие и другие коллективные ценности, следование которым не влечет личной выгоды.

  4. Многие принципы морали носят характер идеал. , с которым мед. Согл. Свои действия, но они едва ли достижимы.

  5. В отличии от абстрактно-нормативного характера морали требования политики конкретны, они обычно облачены форму законов, наказаний за несоблюдение законов.

  6. Политика направлена во вне и целесообразие , то есть ориентирована на достижение целей. Мораль же – оценивает субъективность. Поэтому для политики – результаты, для морали – мотивы.

  7. Мораль – индивидуальна, а политика – групповой, коллективный характер.

  8. Политика – ситуативная, ориентирована на успех и призвана учитывать реальную ситуацию. Мораль требует универсальность, не зависит от обстановки.

  9. Политика использует силу, мораль – убеждение, воспитание.

4. Функциональный подход исследует взаимосвязи между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его активностью. Одним из первых – Макиавелли.

5. Бихевиористский – политика исследуется посредством конкретного изучения многообразного поведения, осознанного и не осознанного отдельных личностей и групп. Одним из создателей этого подхода – Дэвид Истна, и в 50 года 20 века именно с этим подходом были связаны основные... Начали критиковать, и получилось положение небихевиористского.

  1. Системный подход (впервые Барксонсом). Политика рассматривается как сложный организм находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой. Среда эта может быть экономическая, социальная, экологическая, так же выделяют этическую..

  2. Институциональный – наибольшее распространение - Франция.

  3. Антропологический подход. Он во многом противоположен социальному методу. Он требует изучения политики из анализа человека как родового существа, то есть анализируется его потребность в пищи, одежде, жилище, безопасности, духовном развитие. Поэтому любое правительство популярно, когда будет обеспечивать эти потребности.

  4. Психологический – он отличается от предыдущего, здесь тоже человека анализирует, но человека обладающего жизненного опыта, принадлежащего какому-то классу.

  5. Социально-психологический. Сторонники этого метода анализируют политику, изучая поведение людей принадлежащим к разным слоям и группам.

  6. Деятельностный подход, сторонники подхода рассматривают политический процесс как цепочку действий.

1. Определение целей деятельности

2. Принятие решений

3. Организация масс.

4. Мобилизация ресурсов на осуществление программы.

5. Регулирование деятельности.

6. Анализ полученных результатов.

12. Критическо-диалектический, ориентирует на критический анализ политики, выявление противоречий как источник движения.

13. Сравнительный, он предполагает сопоставление однотипных политических явлений.

14. Антологический или субстанциональный подход,

15. Исторический подход, анализируется историческое развитие той или иной системы.

Все эти подходы сочетаются по-разному. Это положило начало трем основным школам:

  1. Институционализм (Франция)

  2. Функционализм (Германия)

  3. Социальный подход, рассматривает политику как систему отношений властных групп. (Британия, США)

ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ И ЦУНКИЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ:

ПОЛИТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЩИЕ Ф-ЦИИ:

  1. Формирование ценностных ориентиров социального прогресса.

  2. Удовлетворение властно-значимых интересов всех групп и слоев населения.

  3. Рационализация конфликтов и противоречий, направление их в русло цивилизованного диалога граждан и государства.

  4. Принуждение в интересах отдельных слоев населения или всего общества.

  5. Привлечение граждан к участию в политике

  6. Конструирование отношений, действий субъекта политического процесса.

ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ:

  1. Гносеологическая(теоретико-познавательная функция).

  2. Аксиологическая или оценочная функция.

  3. Функция политической социализации, формировании гражданственности, демократической, политической культуры населения.

Политическая социализация – это процесс своеобразного введения человека в социально-политическую среду, приобщение его к системе функционирующих политических ориентация, традиций, навыков, передачи и усвоении людьми существующих политических отношений, процессов, явлений, в результате чего формируется политическое сознание.

3 модели политической социализации:

  1. Психоаналитическая модель, - проблема политической социализации под углом зрения поиска подсознательных и рациональных механизмов. Это концепции Эриха Фромма, Герберта Маркузе, Вильгельма Райха и др.

  2. Модель интереса(Адам Смит,Спенсер) – главным источником во влечение личности в политический процесс, двигателем является интересы личности.

  3. Модель подчинения(Руссо) – в современных условиях подчинение обусловлено потребностями управления, укрепления стабильности и устранение конфликтов, задачей разделении труда между полит элитой и остальными гражданами.

  1. Усвоение политических знаний гражданами, позволяет политологии выполнять мотивационно- регулятивную функцию.

  2. Функция рационализации политический жизни.

  3. Объяснительная функция.( Как развивалось то или иное явление)

  4. Прогностическая функция(Выработка прогнозов на дальнейшее развитие)

Главная цель политики – не достижение власти, главное – эффективное регулирование и управление социальной деятельностью. Власть – лишь метод реализации политики. В истории политической мысли использованы различные приемы, тому как возникала политическая теория.

4 основные парадигмы политики:

Теологическая.

Натуралистическая.

Рационально-критическая

Социальная.

Теологическая парадигма базируется на сверхъестественном объяснении государственной власти. Видит ее истоки в божественной воли и религиозных кодексах (Святых писаниях, заветы пророка и т.п.) Существовала до сер 1 тыс. до н.э.

Натуралистическая парадигма ориентируют на рассмотрение человека как часть природы и объяснение политики природной средой. Может объясняться географическими факторами, врожденными психологическими свойствами.

Социальная парадигма совпадает с социальным подходом и политику истолковывает через влияние на нее других сфер общества(экономики, социальной структуры, права, культуры, ит.п.)

Рационально-критическая парадигма ориентирует на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов, их взаимодействия на выявление лежащих в основе динамики в политической жизни конфликтов.

Политология в своем развитии прошли 2 этапа, на 3 находится.

1 этап – Религиозно-мифологическая трактовка это второй век до н.э.- ср.первого тыс. до н.э. Здесь господствовали представления о божественном происхождении власти и общественного порядка.

2 этап – с сер 1 тыс. – процесс рационализации политических взглядов, появляются первые категории политической науки, а затем и отдельные концепции которые носят философско-этическую форму. Именно в это время закладывается начало теоретических исследований политики.

3 этап – Этап ревизии эмпирического состояния, т. е. можем судить какие концепции получили, не получили. В чем современно, несовременно политическое общество.

Политическая мысль Древнего Востока. Она представлена законами Ману, политическими идеям Будды, Заратустры(Персия), Конфуция, Шань-Яна, Шень Бу Хая(Китай).

  1. Политическая мысль не выделялась самостоятельную область знаний.

  2. Выражалась у всех в мифологической форме.

  3. Господствовало понимание божественного происхождения власти.

Политические учения Древней Греции, Рима Они представлены именами Гомера, Солона, Пифагора, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и римских деятелей Кара, Цицерона.

  1. Постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы.

  2. Обособление их как относительно-самостоятельной части философии.

  3. Анализ устройства государства, классификация его форм, определение наилучшей идеальной формы правления.

  4. Рассмотрение политики как единственной формы цивилизованного бытия человека, предполагающей нерасчленненость государства, общества, и отдельного индивида.