logo search
Основы анархизма

Анархизм, его сущность

Разобравшись с тем, что лежит в основе анархизме, определим теперь подробнее что такое анархизм, его руководящие начала и предназначение. Анархизм - философо-политическое учение, состоящее из теорий и взглядов, признающее свободу высшей ценностью, выступающее за ликвидацию любой формы власти человека над человеком, предлагающее вместо власти отношения безвластные. Как можно жить без власти подсказывает нам анархизм. Это учение не только отрицает власть, но и предлагает альтернативу власти - отношения безвластные, то есть отношения, которые основаны на самоуправлении и самоорганизации людей. В этом и заключается сущность анархизма: учить людей жить без власти, жить свободными. Едва ли не главная отличительная особенность анархизма (в отличие от других великолепных теорий и возвышенных учений, тоже сулящих свободу, равенство и братство в далеком будущем) – это неразрывность целей и средств. Для анархистов путь к свободе лежит через свободу (а не через диктатуру), путь к равенству – через равенство (а не через иерархию), путь к братству – через братство (а не через конкуренцию). Для анархистов цель ни в коей мере не оправдывает средства. Напротив, средства уже несут в себе цель. Тот, кто прошел один шаг, прошел весь путь, поскольку «дорога в тысячу ли начинается с первого шага» учил самый древний анархист Лао Цзы.

«Анархизм» и «анархия» – несомненно, наиболее искаженные идеи в истории политических теорий. Часто эти слова используют для обозначения «хаоса» или «беспорядка», считая косвенно, что анархисты желают социального хаоса и возвращения к «законам джунглей». Этот процесс искажения - исторически обоснован. Так, в тех странах, в которых правил один человек (монархия), слова «республика» и «демократия» воспринимались аналогично понятию «анархия» как беспорядок и хаос. Политические силы, заинтересованные в сохранении статус-кво в данных странах будут убеждать людей в том, что альтернатива существующей системе практически не работоспособна, и что новая форма общественного устройства будет только вести к хаосу. Или, как говорил Е. Малатеста: «Люди думали, что правительство необходимо и что без правительства может быть только беспорядок, и естественно, что анархия, означающая отсутствие правительства, должна звучать подобно отсутствию порядка». Анархисты хотят изменить это понимание «здравого смысла» относительно «анархии» так, что бы люди увидели, что правительство и другие иерархические социальные отношения являются и вредными и ненужными: «Убедите людей, что правительство не только не нужно, но и чрезвычайно вредно. Тогда слово анархия не будет восприниматься так нелепо, и отсутствие правительства будет считаться естественным законом человеческого общества».

Руководящими началами анархизма являются его принципы. Мы выделили пять основных принципов. Первый принцип, принцип свободы - возможности делать что хочешь и обязанности нести ответственность за каждый свой поступок. Необходимо учитывать свободу другого человека. Делай то, что хочешь, главное, чтобы это не вредило обществу и не влияло на свободу других людей. Свобода - это и есть возможность самоуправления, самоорганизации. Когда вы не находитесь под чьей либо властью, но и не властвуете ни над кем. Когда вы ни от кого не зависимы и у вас нет никаких обязанностей ни перед кем, кроме как обязанности перед собой - соблюдать свободу других и нести личную ответственность перед другими за каждое своё действие. Анархизм признаёт свободу высшей ценностью и необходимым условием развития человечества. По словам М. Бакунина: «Свобода - это уникальная среда, в пределах которой развивается и увеличивается достоинство и счастье человечества». А Э. Голдман максимально четко подчеркнула ценность свободы: «Только в свободе может человек развить в полной мере свои способности. Только в свободе будет он учиться думать и действовать. Только в свободе будет он понимать истинную силу социальных обязательств, которые связывают людей вместе и которые являются истинными основами нормальной социальной жизни». При этом, умению жить свободным в обществе свободных, человек должен научиться. Государство ограничило мою свободу и свободу других тем, что наложило обязанности: служить в армии, платить налоги, не нарушать законы. В случае несоблюдения этих обязанностей, государство применяет силу. Нам, рожденным и воспитанным в рабском обществе, тяжело осознать по-настоящему, что значит быть свободным и жить в свободном обществе. Родиться свободным и воспитываться свободным в обществе свободных - это величайшее благо, которое мы обязаны дать своим потомкам, ради их счастья и развития человечества.

Переходя от принципа свободы, к принципу равенства, вспомним высказывание итальянского теоретика анархического коммунизма Э. Малатесты: «Свобода каждого - единственное условие равной свободы для всех; и это не значит, что мы уважаем свободу эксплуатировать, угнетать и командовать; то, что является притеснением - конечно не свобода». Принцип равенства - возможности любого человека независимо от пола, расы, возраста, убеждений быть свободным. В равной степени с другими иметь возможность реализовать свои желания и свободы. Как отмечал А. Беркман: «Потребности индивидуальны и вкусы людей отличаются. Равная возможность удовлетворять свои нужды составляет истинное равенство».

Принцип солидарности - соучастности, сопричастности, сотрудничества, братства, взаимопомощи, взаимодействия, коллективности между людьми. Это позволяет людям быстрее и эффективнее реализовать свои желания, потребности и свободы. Жить и развиваться в мире и гармонии с окружающим обществом. Психолог Э. Фромм отметил: «Человек желает вступить в союз с другими и это - одно из самых сильных мотивов человеческого поведения», а Э. Голдман: «Сотрудничество, в противоположность междоусобной борьбе и вражде, всегда работало на выживание человека и развитие его способностей; только взаимная помощь и добровольный союз могут создать основу для свободы индивидуума и жизни общества». То есть анархисты рассматривают взаимопомощь и солидарность, а не конкуренцию, как фактор эволюции.

Принцип договорённости принято считать основным механизмом, способом реализации своих желаний, потребностей, свобод с помощью договора и исключительно на добровольных началах. Договор - это и есть соблюдение свободы другого человека.

По мнению анархистов только делом, а не словом, можно изменить наше общество. Э. Голдман утверждала: «История говорит нам, что каждый угнетенный класс получит истинное освобождение от угнетателей только своими собственными усилиями». Поэтому, следующий принцип имеет особенно важное значение в развитии анархического движения, так как если при монархии иметься лишь один лидер, при демократии – несколько лидеров, то при анархическом обществе лидерами будут являться все. Принцип инициативности - способности человека брать на себя ответственность в решении какого-либо вопроса. Инициативность - это действие, а не стремление действовать, так как стремление не всегда переходит в само действие. Действие и результат - это и есть показатели инициативности в человеке, а не идеи и разговоры. Инициатива – это то, чего не хватает людям, именно из-за их безинициативности они позволяют собой управлять, как утверждал М. Икбал: «Тот, кто не управляет собой, становится объектом управления других».