Факторинговые операции
Факторинг — переуступка фактору неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика.
В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:
наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований
ведение бухгалтерского учета пост3авщика, прежде всего, учета реализации
инкассирование его задолженности
страхование поставщика от кредитного риска
Вместе с тем в ряде стран к факторингу относят и учет счетов-фактур — операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков.
Факторинг согласно ГК РФ является финансированием под уступку дебиторской задолженности.
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.
Вместе с тем не всякое предприятие, может воспользоваться услугами факторинговой компании. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:
предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой
предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции
строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками
предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки
предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).
Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятия.
Помимо этого, поставщик должен производить товары или оказывать услуги высокого качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли (только в этом случае предприятию будет выгодно оплачивать достаточно высокую стоимость услуг факторинговой компании) и сугубо временные причины нехватки денежных средств — из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и трудностей, связанных с производственным процессом.
Виды факторинговых операций
Факторинговые операции банков классифицируются как:
внутренние, если поставщик и его клиент, т.е. стороны по договору купли-продажи, а также банк находятся в одной и той же стране;
международные;
открытые, если должник уведомлен об участии в сделке фактора. Уведомление должника при открытом факторинге осуществляется путем соответствующей записи на счете-фактуре, подтверждающий, что правопреемником по возникающему долгу является банк и что платеж должен осуществляться в его пользу;
закрытые (конфиденциальные).
с правом регресса, — обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму;
без права регресса. Данные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, т.е. кредитными рисками. Если долговое обязательство признано недействительным (например, если поставщик отгрузил клиенту не заказанный им товар и переуступил выставленный за него счет компании), банк в любом случае имеет право регресса к поставщику;
по наличию денежного требования на момент подписания договора о факторинге- реальный (требование уже возникло) и консенсуальный (требование возникнет в будущем).
по порядку уплаты комиссии – обычный (комиссию оплачивает Поставщик) , реверсивный (комиссию оплачивает Дебитор).