logo search
Политология гму4о

Платон (427 – 347 гг. До н. Э.)

Платон является одним из величайших мыслителей не только античной, но и всей истории философии, политических и правовых учений. Он происходил из очень знатного афинского рода. После казни Сократа Платон вместе с другими его учениками покинул Афины. Он много путешествовал: был в Египте, Южной Италии, Сицилии. В 387 г. до н. э. Платон приобрел рощу в зеленом пригороде Афин, носившем имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которая просуществовала почти целое тысячелетие (до 529 г.) Умер Платон – в 80 лет, погребен на территории Академии.

Анализ проблем государства, права и политики занимает ведущее место во всей философии Платона. Его крупнейшие произведения: «Государство», «Критий», «Политик», «Законы».

Определяюшую роль в философии Платона играет его учение об идеях. Смысл этого учения состоит в том, что «истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи». Реальный мир – это искаженная копия и слабая тень мира идей. Идея выступает в качестве морали и образца организации мира человеческих отношений. Истинное познание – это познание бытия, т. е. мира идей. Оно доступно лишь «редким людям» – философам. Толпа, по Платону, не может быть философом. В соответствии с этими взглядами Платон изображает идеальное государство и справедливые законы как реализацию идей в земной общественно-политической и правовой жизни – в полисе.

Проект идеального государства Платон освещает в работе «Государство». Он исходит из тесной взаимосвязи космоса, государства и индивида. В душе человека есть три начала – разумное, яростное, вожделеющее. Каждому из этих трех начал соответствуют в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, которым соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

Смысл справедливости состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Для обеспечения справедливости в государстве нужно достигнуть иерархического соподчинения различных начал (в человеке и полисе) во имя и в интересах целого. Способности рассуждать (т.е. философам) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) – быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу. Оба этих начала управляют началом вожделеющим.

Надлежащее воспитание имеет целью поддержание и воспроизведение иерархии сословий. Платон отвергает старые мифы и предлагает в целях воспитания новые. Так, согласно Платону, все люди рождены матерью – землей и, следовательно, должны заботиться о стране, в которой живут, защищать ее, а к другим гражданам относиться как к братьям. Бог при рождении примешал к тем, кто способен править – золота, и потому они наиболее ценны, в помощников их – серебра, в земледельцев и разных ремесленников – железа и меди.

Цель данного мифа – обосновать послушание, единомыслие и братство граждан и одновременно их неравенство в структуре идеального государства. Причем, Платон предостерегает, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный страж.

Вся жизнь и быт стражей организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. «Прежде всего, – подчеркивает Платон, – никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий». Необходимые припасы стражи получают от третьего сословия. Живут и питаются они сообща. Им запрещается прикасаться к золоту или серебру.

Женщины и мужчины в «Государстве» Платона имеют равные права и возможности. Место женщины в структуре общественной жизни определяют ее способности.

В качестве закона для стражей Платон предписывает: «Все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок – кто его отец». Сохранению и воспитанию подлежат лишь дети, родившиеся от лучших родителей. Их отрывают от родителей и относят в общие ясли к кормилицам. Воспитание детей первых двух сословий возлагается на государство. Таким путем Платон стремится превратить всех в членов единой правящей семьи, где все родственники.

Регламентации жизни третьего сословия Платон не касается, оставляя решение этого вопроса за властями идеального государства. Члены третьего сословия – свободные граждане. В идеальном государстве отсутствуют рабы. Отсутствие рабов связано с принципиальным отрицанием частной собственности для членов первых двух сословий и возложением всего производительного труда на людей третьего сословия.

Целью государства является благо целого, всех сословий.

Платон восхваляет умеренность и средний достаток, и критикует крайности богатства и бедности, особенно опасные для третьего сословия. Разбогатевшие теряют интерес к дальнейшему совершенствованию в своем ремесле, а бедные не могут приобрести даже необходимых средств для своей деятельности. Богатство ведет к роскоши, лени и опасным для традиционных ценностей новшествам, а бедность – к низости и злодеяниям.

Главное социально-экономическое отличие идеального государства от всех других государств Платон видит в том, что каждое обычное государство «представляет собой множество государств... В них заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств...». Предлагаемые Платоном меры по обеспечению счастья государственного целого снимают проблему этого раскола и ликвидируют источник внутренних войн.

Идеальное государство строится, по Платону, на началах законности, а не усмотрения правителей. Правители же могут уточнять действующие законы и вводить необходимые новые законы в границах идеального проекта.

Идеальное государство, по Платону, это правление лучших и благородных. Такое государственное устройство будет, согласно Платону, либо царской властью (если среди правителей выделится кто-нибудь один), либо аристократией (в случае нескольких правителей). Такая трактовка обусловлена тем, что понятия человека царственного и человека аристократического для Платона тождественны.

Признавая трудности осуществления проекта идеального государства, Платон, тем не менее, уверен в возможности его реализации. Однако и идеальное государство не может быть вечным. В связи с чем, Платон излагает концепцию закономерной смены различных государственных форм. В основе этой концепции лежит идея соответствия между пятью видами государственного устройства и пятью видами душевного склада людей.

Кругооборот внутри цикла из пяти государственных форм обусловлен порчей человеческой натуры. Идеальному государству соответствует аристократическая форма правления. Ей на смену идет четыре ошибочных и порочных вида: тимократия, олигархия, демократия, тирания.

В результате порчи идеального строя возникает частная собственность на землю и дома, происходит превращение свободных в рабов. Устанавливается господство яростного духа. Это тимократия. Критско-спартанский тип государственного устройства. Такое государство будет вечно воевать. Из-за войн и раздоров тимократическое государство постепенно (в результате скопления богатства у частных лиц) трансформируется в олигархию. Этот строй основан на имущественном цензе: у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. Олигархия держится на запугивании и применении вооруженной силы. Ненависть неимущих против богачей приводит к перевороту в государстве и установлению демократии. Демократия, по Платону, – «строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления». В демократии Платон выделяет два вида равенства: «геометрическое» и «арифметическое». «Геометрическое равенство» – это равенство по достоинствам, когда каждому разумно воздается надлежащее. «Арифметическое равенство» – это полное уравнение всех во всем. Оно неправильно. Господство присущих толпе ложных мнений при демократии приводит к потере нравственных ориентиров и переоценке ценностей: наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством. Демократия опьяняется свободой и из нее вырастает ее противоположность – тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тирания – наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение выдающихся людей – потенциальных противников, подозрения в вольных мыслях, постоянное инспирирование нужды в предводителе, многочисленные казни. Тирания – это, по Платону, господство наихудшего, окруженного толпой негодяев.

Таким образом, каждая форма государства, согласно Платону, гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений им. Выход из порочных состояний общества Платон связывал с возвратом к изначальному строю – правлению мудрых.

Дальнейшее развитие политической философии Платона отражены в более поздних диалогах «Критий» и «Политик».

Единственно правильным государством в «Политике» признается то, во главе которого стоит истинно знающий правитель. Существо знания – в понимании сути подражания божественным образцам правления. Там, где установлено идеальное правление, не нужны слишком детальные законоположения. Во всех других формах государства необходимо руководствоваться писаными законами и отечественными обычаями.

В «Политике» Платон выделяет семь форм правления:

Таким образом, принципу законности Платоном придается формообразующее значение.

Платон высоко ценит политическое знание и политическое искусство. Именно владение политическим искусством отличает истинного правителя от всех остальных обладателей власти. Существо политического искусства – в умении разумно организовать и вести общегосударственную жизнь – плести политическую ткань.

Эволюция политико-правовых взглядов позднего Платина отражена в «Законах» – последнем крупном произведении. Здесь Платон рисует «второй по достоинству» государственный строй.

Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. 5040 граждан по жребию получают земельный участок и дом, которым пользуются на правах владения. Надел считается общей собственностью государства. Он переходит по наследству лишь к одному из детей.

Деление граждан по сословиям заменяется градацией по имущественному цензу. Все граждане в зависимости от величины имущества делятся на четыре класса. Разбогатев или обеднев, они переходят в соответствующий класс. Роскошь пресечена. Предусмотрен закон о пределах бедности и богатства. Частным лицам запрещено владеть золотом или серебром. Ростовщичество преследуется.

Только граждане обладают политическими правами. Их основное дело – поддержание и соблюдение общегосударственного устройства. Граждане равноправны.

Земледелием, ремеслом и торговлей занимаются рабы и иностранцы. Они не являются гражданами.

Индивидуальная семья признается, однако все дело воспитания регламентировано законами и находится в руках многочисленных должностных лиц. Женщины равноправны с мужчинами.

Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. А именно – демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству).

Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. На сочетании демократических и монархических принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов (по 90 человек от каждого из 4-х классов). К выборам правителей допускаются только граждане, которые носят оружие или уже принимали участие в войне. Возраст правителей от 50 до 70 лет. Стоять у власти можно не более 20 лет. Полномочия правителей обширны, но они, прежде всего, « стражи законов».

Замыкает иерархию государственных органов Тайное «ночное собрание». Оно состоит из 10 самых мудрых и престарелых стражей. Им принадлежит верховная власть в государстве.

Основой политического правления и государственной жизни, согласно Платону, является принцип законности. Он различает два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители; другой, где и правителям предписаны законы. «Я вижу, – пишет Платон, – близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Второе по совершенству государство относится к тем, где и правителям предписаны законы.

Задача законодателя состоит в познании «естественных» и, следовательно, разумных, справедливых и правовых начал, выражающих божественный разум, и их воплощение в полисных законах, которые именно поэтому и характеризуются как «определения разума».

Платоновское законодательство чрезвычайно детализировано и сурово. Чтобы преодолеть возможное сопротивление населения вводимым законам, Платон предлагает провести предварительное «очищение государства» от неугодных лиц и оставить лишь «хороших людей». Эти чистки предусматривают смерть или изгнание.

Правильны лишь те законы, которые установлены ради общего блага всего государства в целом. Заметная роль в платоновском учении о законах отводится принципу подражания. Этот принцип подразумевает марионеточный, не самостоятельный характер человеческих существ по сравнению с богами. Это положение Платон обосновывает с помощью мифа о людях как куклах и игрушках богов. Внутренние состояния людей, точно нити тянут и влекут их в разные стороны. Люди должны, оказывая сопротивление всем остальным влечениям, следовать лишь одному – требованиям закона.

Этот миф должен был, по замыслу Платона, укрепить людей в мысли о божественном происхождении и безусловном авторитете полиса.

Платон – первый из мыслителей четко формулирует политико-правовой принцип, согласно которому при реализации закона необходимо сочетать убеждение и принуждение. Он также обосновывает необходимость преамбулы к закону.

Платон – безудержный регламентатор. Он рисует картину полной связанности людей законами. Он выступает против всякого рода новшеств, которые, по его мысли, идут от поэтов, произвольных изменений в детских играх, сношений с другими государствами и т. д.

Прочность проектируемого строя и реализацию законов Платон тесно связывал с надлежащей организацией правосудия. Каждый правитель в определенных случаях выступает как судья. К деятельности по отправлению правосудия должны быть причастны и все граждане государства. Суд должен быть активным. Предусматривалась защита по делам.

Существенное значение Платон придавал идеологической обработке населения проектируемого государства путем внушения ему представлений о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и законов, суровых загробных арах за их нарушение и т.д. Комплекс философско-мифологических воззрений, которые должны быть внушены населению, предстает, по существу, в виде общеобязательной государственной религии, нацеленной на достижение единомыслия граждан и упрочение социально-политического строя и законопорядка проектируемого государства.

Политико-правовые взгляды Платона оказали очень значительное воздействие на историю мировой мысли.