3.5. И. Кант
Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724 – 1804) был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма – идейной платформы класса буржуа, выделившихся из конгломерата третьего сословия, осознавших свое место в обществе и стремившихся утвердить в стране экономическую и политическую свободу. И. Кант задался целью истолковать эту платформу в качестве единственной разумной, попытался подвести под нее специальный философско-этический фундамент и таким образом оправдать ее.
Кантовское учение о государстве и праве – итог решения мыслителем указанной задачи. Политико-юридические взгляды Канта содержатся преимущественно в трудах – «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), «К вечному миру» (1795), «Метафизические начала учения о праве» (1797).
Навеян духом Просвещения и перекликается с индивидуализмом школы естественного права краеугольный принцип социальных воззрений И. Канта: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага. Человек – субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, – в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен. Кант называет его «категорическим императивом», стремясь тем самым сильнее подчеркнуть абстрактно-обязательный и формалистический характер данного предписания.
«Категорический императив» лишен у Канта связи с конкретными предметами, с реальными эмпирическими событиями. Он гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Или, иными словами: поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели, и никогда только как к средству. Соблюдение требований «категорического императива» возможно тогда, когда индивиды в состоянии свободно следовать голосу «практического разума». «Практическим разумом» охватывались как область этики, так и сфера права.
Суть проблемы заключается, однако, в том, что фактически далеко не всякий использует индивидуальную свободу только для реализации «категорического императива», сплошь и рядом она перерастает в произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. Из такого понимания права явствует, что оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Субъективные мотивы, строй мыслей и переживания его совсем не интересуют: ими занимается мораль. В данной связи Кант подчеркивает, в частности, следующее: «Я могу быть принужден другими совершать те или иные поступки, направленные как средства к достижению определенной цели, но не могу быть принужден другими к тому, чтобы иметь ту или иную цель». Иначе говоря, никто не вправе предписывать человеку, ради чего он должен жить, в чем ему надо видеть свое личное благо и счастье. Тем более нельзя добиваться от него угрозами, силой выполнения этих предписаний.
Истинное призвание права – надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида. В этом суть кантовской идеи о моральной подоплеке, моральной основы права.
Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным. Но каким образом достигается эта всеобщая обязательность права? Через наделение его принудительной силой, иначе нельзя заставить людей соблюдать правовые нормы нельзя воспрепятствовать их нарушению и восстанавливать нарушенное. Если право не снабдить принудительной силой, оно окажется не в состоянии выполнить уготованную ему в обществе роль. Но это значит также, что и категорический императив в качестве всеобщего закона права лишится своей безусловности. Вот почему всякое право должно выступать как право принудительное. Сообщить праву столь нужное ему свойство способно лишь государство – исконный и первичный носитель принуждения. По Канту, оказывается, что государственность вызывают к жизни и ее бытие оправдывают, в конце концов, требования категорического императива. Так в кантовском учении перебрасывается один из главных мостов от этики и права к государству.
Необходимость государства (объединения «множества людей, подчиненных правовым законам») Кант связывает отнюдь не с практическими, чувственно осязаемыми индивидуальными групповыми и общими потребностями членов общества, а с категориями, которые всецело принадлежат рассудочному, умопостигаемому миру. Отсюда ясно, почему на государстве нет бремени забот о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворении их социальных и культурных нужд, об их труде, здоровье, просвещении и т. д. Благо государства составляет, по Канту вовсе не решение названных и других аналогичных им задач. Под этим благом «не следует понимать благо граждан и их счастье, ибо счастье может быть (как это утверждает Руссо) скорее и лучше достигнуто в естественном состоянии или при деспотическом правительстве. Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум при помощи категорического императива. Выдвижение и защита Кантом тезиса о том, что благо и назначение государства – в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права, дали основание считать Канта одним из главных создателей концепции «правового государства».
Кант многократно подчеркивал насущную необходимость для государства опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать с ним свои акции. Отступление от этого положения может стоить государству чрезвычайно дорого. Государство, которое уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение своих граждан. Его мероприятия могут перестать находить в них внутренний отклик и поддержку. Люди будут сознательно занимать позицию отчужденности от такого государства.
Вопрос о происхождении государства Кант трактует почти по Руссо, замечая при этом, что его изыскания рациональны, априорны и что он имеет в виду не какое-либо определенное государство, а государство идеальное, каким оно должно быть согласно чистым принципам права. Отправной пункт кантовского анализа – гипотеза естественного состояния, лишенного всякой гарантии законности. Нравственный долг, чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить это первоначальное состояние и перейти к жизни в гражданском обществе. Переход к последнему не носит характера случайности. Акт, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, есть договор.
Кантовское толкование природы этого договора тесно сопряжено с идеями об автономии воли, об индивидах как моральных субъектах и т.п. Первое же главное условие заключаемого договора – обязательство любой создаваемой организации внешнего принуждения (монархической ли государственности, политически объединившегося ли народа) признавать в каждом индивиде лицо, которое без всякого принуждения осознает долг «не делать другого средством для достижения своих целей» и способно данный долг исполнить.
«Общественный договор», по Канту, заключают между собой морально развитые люди. Поэтому государственной власти запрещается обращаться с ними как с существами, которые не ведают морального закона и не могут сами (якобы по причине нравственной неразвитости) выбрать правильную линию поведения. Кант резко возражает против малейшего уподобления власти государства родительской опеке над детьми. «Правление отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно полезно или вредно... такое правление есть величайший деспотизм...».
Общепринятой классификации государственных форм (форм правления, властвования) с точки зрения их устройства Кант не придавал особого значения, различая (по числу законодательствующих лиц) три их вида: автократию (или абсолютизм), аристократию и демократию. Он полагал, что центр тяжести проблемы устройства государства лежит непосредственно в способах; методах управления народом. С этой позиции он разграничивает республиканскую и деспотическую формы управления. Первая основана на отделении исполнительной власти от законодательной, вторая – на их слиянии.
Для Канта республика не есть синоним демократии, и абсолютизм сам по себе как форма вовсе не есть синоним деспотии. Он возражает тем, кто отождествляет эти понятия. Более того, Кант верит, что самодержавная форма власти вполне может быть республиканской (коль скоро в ней произведено обособление исполнительной власти от законодательной), а демократия (ввиду участия в ней всех в осуществлении власти и крайней трудности при этом отделить законодательствование от исполнительной деятельности) чрезвычайно подвержена трансформации в деспотизм и совместима с ним. По-видимому, Кант считал наиболее приемлемым, реально достижимым строем государства конституционную монархию.
У Канта имелись свои основания поддерживать веру в незыблемость авторитета верховной власти и закона. Скорее всего, он помышлял о необходимости обеспечить максимальную устойчивость главных опор гражданского состояния, покончившего со стихией дикости и произвола в жизни людей.
В кантовском понимании государь, правитель, «регент» по отношению к подданным получает только права, но отнюдь не обязанности. Кант оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свой долг перед страной.
Мыслителем категорически осуждается право восстания и допускается только легальное и в некотором роде пассивное сопротивление существующей власти. Кант считал, что индивид может не чувствовать себя внутренне связанным с государственной властью, не ощущать своего долга перед нею, но внешним образом, формально он всегда обязан выполнять ее законы и предписания. Таким образом, Кант оправдывает политическое неповиновение особого рода. Явно и публично оно не дискредитирует государство, ни в коей мере не ориентировано на ниспровержение существующего государственного строя. Подобного рода неповиновение выступает, если следовать ходу мыслей Канта, формой борьбы за право – в отличие от прямых революционных действий которые по сути своей являются открытой борьбой за власть.
Кант, разумеется, понимал, что по мере исторического развития наступает необходимость изменять политико-юридические учреждения. Но производить такие изменения надо исключительно путем неторопливых, плавных реформ сверху и ни в коем случае не методами открытой вооруженной борьбы, ввергающей страну, народ в хаос анархии и преступлений.
Кант по праву может быть охарактеризован как один из самых ранних и типичных идеологов социального реформизма.
С передовых, прогрессивных позиций анализировал Кант стержневые проблемы внешней политики. Он клеймит захватническую, грабительскую войну, резко осуждает подготовку к ней: «Самые большие бедствия, потрясающие цивилизованные народы, – последствия войны, и именно последствия не столько какой-нибудь настоящей или прошедшей войны, сколько постоянной и все растущей подготовки к будущей войне». Автор труда «К вечному миру» ратовал за соблюдение международных договоров, невмешательство во внутренние дела государств, за развитие между ними торговых и культурных связей.
Кант выдвигает проект установления «вечного мира». Его можно достичь, правда, в отдаленнейшем будущем, созданием всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому типу. По убеждению Канта, образование такого космополитического союза, в конце концов, неминуемо. Залогом тому должны были явиться просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителей, а также экономические, коммерческие потребности наци.
- Рабочая программа дисциплины
- Рабочая программа дисциплины
- Цель освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Структура и содержание дисциплины
- Раздел 1. Объект, предмет и метод политической науки.
- Раздел 2. История политических учений
- Раздел 3. Политическая власть
- Раздел 1. Политическая система общества
- Раздел 2. Политические партии и общественные организации в политической системе общества
- Раздел 3. Политические отношения и процессы
- Раздел 4. Политические конфликты и пути их урегулирования
- Раздел 5. Политические элиты и политическое лидерство
- Раздел 6. Социокультурные аспекты политики: политическое сознание и политическая культура
- Раздел 7. Политическаие идеологии
- Раздел 1. Мировая политика и международные отношения
- Раздел 2. Россия в современном политическом мире
- 4. Формы контроля освоения дисциплины
- 4.1. Рефераты
- 4.2. Курсовые работы по дисциплине не предусмотрены
- 4.3. Вопросы к зачету
- 4.4. Контрольные работы не предусмотрены
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Аннотация рабочей программы
- Технологии и формы преподавания Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
- Образовательные технологии
- Общее количество аудиторных занятий в интерактивной форме 32 часа.
- Виды и содержание учебных занятий Модуль 1. Введение в политологию
- Структура (план)
- 1. Политическая мысль древнего мира
- 1.1. Политические учения Древней Индии Брахманизм
- Буддизм
- 1.2. Политико-правовые учения Древнего Китая Политико-правовые взгляды Конфуция
- Теория политики и права легизма
- 1.3. Политические и правовые учения в Древней Греции
- Платон (427 – 347 гг. До н. Э.)
- Аристотель (384 – 322 гг. До н. Э.)
- 2. Политическа мысль средневековья
- 2.1. Фома Аквинский
- 2. 2. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
- Никколо Макиавелли
- Жан Боден
- Политико-правовые идеи европейского социализма XVI – XVII вв.
- 3. Политическая мысль нового времени
- 3.1. Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.)
- 3.2. Джон Локк
- 3.3. Ж.Ж. Руссо
- 3.4. Ш. Л. Монтескье
- 3.5. И. Кант
- 3.6. Учение г.В.Ф. Гегеля
- 4. Политическая мысль новейшего времени
- 4.1. Современные элитистские теории
- 4.2. Фашизм и нацизм. Б. Муссолини, а. Гитлер, к. Хаусхофер
- 4.3. Политико-правовые доктрины западноевропейской социал-демократии.
- Неолиберализм, неоконсерватизм XX века
- 4.5. Новые течения левой политической мысли
- 2. Политические партии Современной России
- Политический центризм
- «Единая Россия».
- Программы и программное обращение 2011 года
- Партия «Справедливая Россия» Председатель - Миронов с.М.
- Российский национал-радикализм Партия лдпр Председатель партии - Жириновский в.В.
- Левый национал-патриотизм. Партия «кпрф» Председатель партии - Зюганов г.А.
- Экономический рост
- Возрождение российской провинции
- Неотложные меры
- Социал-демократия.
- Неолиберализм, неоконсерватизм XX века
- Геополитический анализ современных международных отношений
- 2. Концепция европейской и всеобщей безопасности.
- 1. Россия в системе современных международных отношений
- 2. Основные принципы и направления внешнеполитического курса России
- Совместными усилиями разрешить финансовый кризис и ограничить его воздействие на мировую экономику;
- Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- 2. Критерии оценивания
- Подготовка и защита реферата