1.3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
Структура учебного плана по дисциплине «Политические отношения и политический процесс в современной России» предполагает комбинацию лекционных и практических (семинарских) занятий. Логика построения лекционного курса корреспондируется с содержательным и нормативным компонентами тематического плана, представленного в настоящем учебно-методическом комплексе. Фигурирующие в нем параметры являются строго ориентировочными и могут подвергаться корректировки со стороны преподавателя в случае необходимости усиления проблемного акцента в рамках той или иной тематики. Для обучающихся лекционный курс выступает в качестве одного из базовых элементов, необходимых для успешного освоения дисциплины. Он подразумевает интерпретацию лектором совокупности представлений, мнений и точек зрения относительно проблем, являющихся составляющей знаний в области политического процесс в России.
Практические (семинарские) занятия предполагают активную работу студентов. В рамках настоящего курса выделяется четыре формы практических занятий: проблемно-тематическая дискуссия, практикум, «деловая игра» и «круглый стол». Проблемно-тематические дискуссии ориентированы на повышение уровня аналитического мышления учащихся, рождение в процессе коллективного общения различных точек зрения по проблеме дискуссии, содержательное усвоение тем учебного курса. Практикумы, «деловые игры» и «круглые столы» ориентированы на освоение учащимися практических навыков в области политического анализа и прогнозирования. В рамках соответствующих форм практических занятий студенты выполняют задания в соответствии с планом семинара, конкретизированные преподавателем и представляют результаты своей работы. Результаты отдельных практикумов презентуются с использованием средств мультимедиа. Практикумы (в зависимости от конкретного задания) предполагают как групповой, так и индивидуальный характер работы студентов; «деловые игры» и «круглые столы» - коллективный характер работы. Примерная тематика практических занятий в форме дискуссий, практикумов, «деловых игр» и «круглых столов» изложена в соответствующем разделе настоящего учебно-методического комплекса.
Важнейшее значение имеет самостоятельная работа студентов, к которой относится изучение основной и рекомендуемой литературы, а также материалов интернет-сайтов, содержащих документальные и учебные материалы, необходимые для изучения курса. Кроме того, в рамках самостоятельной работы студентов осуществляются действия, необходимые для успешного выполнения практикума.
Степень усвоения курса результируется в прохождении промежуточного1 и итогового видов контроля. Промежуточной формой контроля знаний обучения является зачет. Итоговой формой контроля знаний студентов является экзамен, который проводится по билетам. Вопросы к экзамену по дисциплине изложены в соответствующем разделе настоящего комплекса.
- Введение
- 1.Программа учебной дисциплины
- 1.1.Учебно-тематический план
- 1.2.Содержание дисциплины по темам
- Тема 1. Структура и субъекты политического процесса в современной России
- Советской эпохи
- Федерации
- Тема 12. Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
- Тема 13. Перспективы становления и развития гражданского общества в современной России
- 1.3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- 2. Планы практических занятий
- Тема 1. Структура и субъекты политического процесса в современной России
- Литература
- Тема 2. Политическая власть в России: проблема легитимности
- Тема 3. Современная реформа политической власти в России
- Тема 4. Коммунистическая правящая элита и политические лидеры советской эпохи
- Тема 5. Особенности политического лидерства в современной России
- Тема 6. Современная политико-административная элита России
- Тема 7. Общая характеристика политической системы Российской Федерации
- Тема 8. Политические режимы Советского государства
- Тема 9. Политический режим современной России
- Тема 10. Становление современного российского государства
- Тема 11. Формы правления и территориального устройства в России
- Тема 12. Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
- Тема 13. Перспективы становления и развития гражданского общества в современной России
- Литература
- Тема 14. Партии и партийные системы в российской истории
- Литература
- Тема 15. Эволюция партийно-политической системы Российской Федерации
- Литература
- Тема 16. Избирательный процесс в России
- Литература
- Тема 17. Политическое сознание современного российского общества
- Литература
- Тема 18. Политическая культура России: традиции и современность
- Литература
- Тема 19. Проблемы демократического процесса в Российской Федерации
- Литература
- Тема 20. Становление правового государства в России: история и современность
- Литература
- Тема 21. Права человека и гражданина в России
- Литература
- Тема 22. Политическая модернизация в России: поиск альтернативы
- Литература
- Тема 23. Политика и экономика: условия взаимодействия
- Литература
- Тема 24. Революции в российской политической истории и их последствия
- Литература
- Тема 25. Политические интересы социальных групп. Лоббизм в политической жизни России
- Тема 26. Политические конфликты в современной России
- Тема 27. Терроризм и его проявления в современной России
- Тема 28. Этнополитические процессы в Российской Федерации
- Литература
- Тема 29. Россия в мировом политическом процессе
- Литература
- Тема 30. Национальная безопасность и военная политика России
- Литература
- 3. Методические проблемы завершения курса
- 4. Перечень вопросов для подготовки к экзамену
- 5. Список основной и дополнительной литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- 6.Интернет-ресурсы
- 7. Глоссарий
- Содержание