logo search
краткий конспект лекций

Лекция. Казахстан в системе международных отношений. Внешнеполитические приоритеты Республики Казахстан.

Внешнеполитические приоритеты Республики Казахстан сформировались, в первую очередь, под влиянием таких факторов долгосрочного характера, как географическое расположение нашей страны и ее национальные интересы. Происходящие в мире перемены, связанные с развитием новых технологий и процессом глобализации, появлением угроз планетарного характера, формированием новой экономической архитектуры, углублением и диверсификацией международного сотрудничества на региональном уровне, - все это вынуждает вносить коррективы во внешнеполитический курс нашего государства, требует оперативного и гибкого реагирования, разработки и реализации новых подходов к решению актуальных международных проблем. Однако базовые принципы внешней политики были и остаются неизменными.

Геополитическое расположение на стыке Азии и Европы, экономические и военно-политические интересы, а также имеющийся в наличии экономический потенциал стали предпосылками формирования Казахстана в качестве крупного регионального государства, заинтересованного в создании в своем окружении зоны стабильности и добрососедства на принципах взаимной безопасности, уважения суверенитета, территориальной целостности.

Основные этапы формирования и проведения внешней политики. Следует отметить, что формирование концепции национальной безопасности, разработка внешнеполитической доктрины и поиск союзников осуществлялись практически на ходу, исходя из текущих внутри- и внешнеполитических реалий и интересов. В то же время, в силу вышеуказанных причин, казахстанское руководство было вынуждено принципиально определиться по наиболее чувствительным во внутреннем плане вопросам. Это - в первую очередь сохранение общего экономического и культурно-гуманитарного пространства в рамках СНГ, необходимость которого была вызвана стремлением смягчить психологический шок от внезапного крушения империи, приостановить экономический спад, а также упредить возможное неадекватное деструктивное поведение России на постсоветском пространстве. Параллельно с про-интеграционной риторикой в рамках СНГ казахстанское руководство вполне прагматично стремилось диверсифицировать свои отношения за счет сближения с другими государствами – прежде всего, с США, на отношения с которыми возлагались особые надежды, Турцию, Иран, Китай, государства Европейского Союза, арабского мира и Индийского субматерика. Установление тесных взаимоотношений с государствами с разной политической ориентацией (дипотношения без колебаний были установлены даже с КНДР, Ливией и Кубой) было вызвано в первую очередь стремлением к обеспечению как можно более широкого международного признания страны, а не каким-либо конкретным прагматичным расчетом. Еще одним моментом, по которому казахстанское руководство было вынуждено определиться сразу же, стал отказ от ядерного оружия, доставшегося в наследство от Советского Союза. Это было вызвано как сверхдавлением со стороны США, так и объективной неспособностью самостоятельно контролировать безопасность и сохранность имевшегося в наличии ядерного арсенала. Именно вопросы ядерного нераспространения стали главной точкой внешнеполитического соприкосновения (после вызволения из-под коммунизма) Казахстана и США и других стран Запада, а, возможно, и всего мирового сообщества. Казахстан подписал Договор СНВ–1, Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). 26 мая 1995 года с территории Казахстана был вывезен последний субъект ядерного оружия. Принципиальный отказ Казахстана от обладания ядерным оружием позволил, в свою очередь, создать основу обеспечения его безопасности, альтернативную российскому «зонтику» (Россия по инерции была наиболее активна в регионе, причем кульминацией этой активности стал неоднозначно воспринятый на Западе двусторонний казахстанско-российский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, подписанный 25 мая 1992 года). К членству в ОБСЕ, Совету Североатлантического сотрудничества (с 1997 года – Совет Евроатлантического партнерства) и программе НАТО «Партнерство во имя мира», распространенному на все постсоветские государства, были добавлены гарантии безопасности со стороны ядерных держав (США, Великобритании, России, Франции и Китая). Такие гарантии были получены после присоединения Республики Казахстан к Договору о нераспространении ядерного оружия, а также Хартии о демократическом партнерстве с США, подписанной с США. В то же время, вышеуказанные постсоветские особенности, включая сохранение определенного географического и исторического единства новых независимых государств, вынуждали их самостоятельно искать пути решения проблем безопасности. Если Россия рассматривала коллективное взаимодействие с бывшими союзными республиками как инструмент сохранения и усиления своего влияния, то последние активно стремились наладить договорно-правовую базу для создания новых, цивилизованных рамок отношений. Отношений, принципиально отличных от бывших традиционными отношений «старший брат – младшие братья», в качестве инструментов упреждения необговоренных в них и нежелательных для себя действийсостороныМосквы.Кроме того, объективно вероятность политической и военной дестабилизации на всем постсоветском пространстве в тот период фактически была крайне высока. Подписанный в Ташкенте по инициативе Казахстана и России Договор о коллективной безопасности главами пяти стран СНГ был принят именно в силу и под воздействием этих факторов. Государства–участники этого договора подтвердили обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в отношениях в межгосударственных отношениях и обязались разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами. При этом принципиальное значение имело положение о том, что если «одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора». В декабре 1993 года в Ашхабаде главами государств СНГ был подписан Меморандум о сотрудничестве по охране внешних границ. Следует отметить, что постепенно опасения в чрезмерных амбициях России на постсоветском пространстве ослаблялись. Стало очевидно, что Москва не в состоянии решать даже вопросы, связанные с сохранением собственной государственности (Чечня, проблемы федерализма), не говоря уже об активном продвижении собственных интересов и взглядов на внешней арене. Кроме того, неспособность или нежелание Москвы поддерживать русское население в Казахстане, практически полный уход с казахстанского рынка, а также то, что Москва практически не оспаривала принадлежность северных областей Казахстану, вкупе с отлаженной договорно-правовой инфраструктурой позволили Казахстану сконцентрироваться на более долгосрочной и продуманной стратегии. Именно в этот период утверждается так называемая концепция многовекторности, предусматривающая поддержание и развитие отн-ий со всеми странами с целью избежания зависти от отношений с одним государством илиблоком.Что касается СНГ, то в настоящее время очевидно, что перспективы реального сближения постсоветских государств в рамках этой структуры сузились до минимума. Не случайно, что практически единственными точками их сближения являются общие экономические интересы, а также борьба с терроризмом в рамках более общей задачи обеспечения безопасности. На январском 2000 года саммите лидеров СНГ в Москве нашла поддержку казахстанская инициатива о необходимости разработки программы борьбы с преступностью и создании единого Антитеррористического центра. По итогам апрельского 2000 года саммита глав государств Центральной Азии по вопросам региональной безопасности в Ташкенте был подписан Договор о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности. 30 ноября - 1 декабря 2000 года в Минске состоялся очередной саммит СНГ, на котором было утверждено положение об Антитеррористическом центре – органе, призванном координировать действия силовых структур стран СНГ в борьбе с междунар. терроризмом и экстремизмом. В торгово-экономической сфере существуют определенные перспективы. 10 октября 2000 года в Астане главы Казахстана, Беларуси, России, Кыргызстана, Таджикистана подписали договор о создании на базе Таможенного Союза новой международной экономической организации – Евразийского экономического союза. По мнению главы казахстанского государства, Евразийское экономическое сообщество - это идеальная возможность смягчить тяготы глобализации для всех государств, являющихся его членами. Даже в таком виде, в каком в настоящее время является ЕврАзЭС, оно может принести огромную пользу. «Если в других странах, - считает Президент Н.А.Назарбаев, - увидят, как удачно мы интегрируемся, взаимовыгодно торгуем, открываем друг для друга свои рынки, увидят, как улучшилась жизнь людей внутри сообщества, то многие к нам захотят присоединиться». 31 мая 2001 года в Минске состоялось первое заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС, на котором его председателем был избран Н.А.Назарбаев. Большое значение в этом плане приобрели взаимоотношения с Китаем, который справедливо вызывал опасения с учетом неурегулированности Советским Союзом вопроса о принадлежности ряда пограничных территорий. В октябре 1993 года в Пекине была подписана Совместная декларация об основах дружественных взаимоотношений между Казахстаном и Китаем. В апреле 1994 года в Алматы было подписано Соглашение между РК и КНР о казахстанско-китайской государственной границе, определившей прохождение линии границы между двумя государствами (за исключением двух небольших участков в Талдыкорганской и Семипалатинской областях). Таким образом, казахстанским дипломатам за небольшой отрезок времени удалось решить главнейшую задачу – обеспечить безопасность наших границ, территориальную целостность страны, создать атмосферу доверия и дружбы по периметру всех границ Казахстана. В настоящее время Китай заинтересован в установлении сотрудничества с государствами Центральной Азии, во-первых, для организации совместных действий против экстремизма, терроризма и сепаратизма в СУАР (Пекин больше заботит собственная государственная целостность), во-вторых, исходя из собственных экономических интересов, в-третьих, в целях обеспечения надежного тыла в случае ухудшения ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, как показывает практика, Пекин продолжает рассматривать Центральную Азию больше как сферу «естественного» влияния России и пока явно не намерен портить отношения со своим «великим северным соседом» из-за региона, имеющего для него второстепеннуюважность.В середине 1990-х годов, после временного ажиотажа, связанного с наличием на территории Казахстана ядерного арсенала, вновь возрастает интерес к Казахстану со стороны США. На этот раз он был вызван нефтяным фактором. Казахстан завершил переговорный процесс с западными, в первую очередь американскими нефтяными компаниями, а прогнозные данные относительно гигантских запасов казахстанских месторождений по мере их изучения стали подтверждаться. Воздействие нефтяного фактора на казахстанско-американское сближение усилилось после принятия новой администрации Джорджа Буша-младшего Национальной энергетической стратегии США в текущем году. В позиции США по отношению к Казахстану продолжает также превалировать геополитический фактор: Вашингтон заинтересован в закреплении в Центрально-азиатском регионе, исходя из своих геополитических интересов, для установления стратегического контроля над территорией, находящейся между своим гипотетическим соперником КНР и ее потенциальным партнером Россией, с одной стороны, в целях повышения собственной энергетической безопасности, во вторых. Отношения со странами Европы в целом развиваются в фарватере отношений с США, что проистекает из общего интереса европейских столиц и Вашингтона по отношению к региону. Наибольшая динамика отношений достигнута с Великобританией, Францией и Германией. В 1995 году было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС. В соответствии с этим соглашением между Казахстаном и Европейским Союзом был установлен политический диалог и система консультаций не только по европейским, но и по международным проблемам.  Большое значение для К-на имело установл-е и р-е отношения с государствами исламского мира. При этом руководство Казахстана постоянно подчеркивало, что наша страна строит свои отношения с мусульманскими странами не на идеологической или религ. основе, а исходя из своих государственных интересов и основываясь на общепризнанныхнормахмеждунар.права. В последнее время достаточно активно развиваются отношения стран - членов «шанхайской пятерки». Процесс реализации договоренностей в рамках этой организации принимает все более последовательный характер. Встречи глав государств «шанхайской пятерки» стали постоянной практикой. Причем на этих встречах обсуждался более широкий круг вопросов, выходящих за рамки «Соглашения об укреплении мер доверия в военной области в районе границы» и «Соглашения о сокращении вооруженных сил в районе границы». Поэтому не случайно, решив пограничные проблемы, лидеры страны «шанхайской пятерки», приступили к решению новых задач, стоящих за рамками первоначальных соглашений, и создали Шанхайскую организацию сотрудничества 14-15 июня 2001 года. Выступая на саммите глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества, Президент Н.А.Назарбаев, указал на основные задачи этой организации. К ним относятся: обеспечение стабильности и безопасности в регионе и в странах-участниках ШОС, при этом особое внимание предлагается обратить на противодействие распространению терроризму, экстремизму, наркобизнесу, нелегальной миграции, контрабанде оружия; одной из главных задач должно стать сотрудничество в экономической сфере; взаимодействие в экологической сфере, прежде всего на пограничной территории; рассмотрение и решение региональных социально-экономических проблем, в первую очередь, таких вопросов, как трансграничные реки, миграция, проблемы диаспор; оптимальный формат отношений с такими структурами как АСЕАН, ДКБ, СВМДА. Следует отметить, что со второй половины 1990-х годов внешнюю политику Казахстана обусловливали не только геополитические факторы, но и международные трансформации, связанные с углублением процессов глобализации, а также нарастание непосредственных угроз национальной безопасности страны, исходящих из «южной дуги нестабильности».