13В. Средства массовой информации в идеологических процессах.
СМИ в идеологических процессах
Идеология в большей мере, чем другие теории, науки, нуждается в особых средствах информационного обеспечения. Наиболее оперативно идеологический материал подаётся через СМИ, которые пропагандируют идеологические концепции, способствуют ориентации человека в идеологическом пространстве.
СМИ – сложный и многогранный институт, предназначенный для реализации многообразной деятельности по сбору, обработке, анализу информации о происходящих событиях и явлениях в жизни человечества и доведению её с помощью специальной техники до различных общностей людей и индивидов.
К СМИ относятся
-печатные органы (пресса, массовые справочники)
-электронные средства (радио, телевидение, кино, звукозапись, Internet)
В структуре СМИ выделяют:
-правительственные
-оппозиционные
-независимые
Монополия СМИ со стороны государства запрещена.
Функции СМИ:
-информирование
-образование
-социализация
-научно-культурное просветительство
-контроль над социальной сферой
-корреляция общественных отношений
-распространение господствующих в обществе приоритетов и ценностей
-мобилизация
-реклама
-развлечение
Выполнение функций позволяет СМИ оказывать влияние на все сферы и институты общества и государства. По своим возможностям СМИ – орудие всемирного, повсеместного и непрерывного воздействия на человека, общество и государство. СМИ – четвёртая власть.
Современная действительность характеризуется всё более растущим проникновением СМИ в идеологическую сферу, превращаясь в важный инструмент идеологического процесса. Обладание способностью прямо обращаться к обществу, задают тон в публичных дискуссиях и спорах. Являясь важным инструментом пропаганды, оказывают воздействие на общество.
СМИ проявляет себя как инструмент для объективного и оперативного информирования граждан, так и для манипулирования общественным мнением в интересах тех или иных групп людей, как следствие идеологизация самих СМИ. Вместо содействия в решении реальных политических, социально-культурных проблем, СМИ осуществляет корректировку общественного сознания путём замалчивания этих проблем. Наряду с умолчанием, СМИ используют перестановку, подтасовку фактов, распространение лжи, подбор цитат, монтаж.
СМИ породили социальный идиотизм.
Сегодня СМИ рекламируют не высоко нравственные ценности, духовное богатство, а массовый культ и псевдоценности. В РБ стоит задача в создании нормативно-правовой базы деятельности СМИ в сфере информации.
Вопрос о месте, структуре, статусе и функции СМИ остаётся открытым; вопрос о власти, контроле СМИ, об экономической самостоятельности, свободе слова, повышении профессиональной деятельности СМИ.
- 1.В.Сущность и структура в политической идеологии
- 2.В. Функции политической идеологии её место и роль в жизни общества
- 3.В. Особенности современных идеологических процессов
- 4В. Зарождение и развитие либерализма, его основные принципы и ценности. Неолиберализм.
- 5В Основные принципы и ценности Консерватизма. Неоконсерватизм.
- 6В. Социально – политическая идеология социализма и марксизма.
- 7В. Современная социал– демократическая идеология.
- 8В. Истоки и основные положения белорусской национальной модели
- 9В.Основные этапы формирования белорусской государственности
- 10В. Цели, задачи и приоритеты государственной идеологии идеологической работы.
- 11В. Идеология социально-экономического развития Республики Беларусь:
- 12В. Особенности белорусской экономической модели.
- 13В. Средства массовой информации в идеологических процессах.
- 14В. Молодежь в идеологических процессах и роль идеологии белорусского государства в ее социализации.
- 15В. Государственная молодежная политика в Республике Беларусь.
- 16В. Предмет, функции и методы политологии ее место в системе общественных наук.
- 17В. Политика как общественное явление.
- 18В. Сущность, структура и функции политической власти
- 19В. Политический режим: понятие сущность, критерии
- 20В. Тоталитарный политический режим
- 21В. Авторитарны политический режим
- 22В. Демократический политический режим
- 23В. Сущность, структура и функции политической системы общества
- 24В. Типология политической системы
- 25В. Политическая система рб
- 26В. Сущность, структура и функции государства
- 27В. Формы государственного правления
- 28В. Формы государственного устройства
- 29В. Институт государственной власти в рб
- 31В. Политические партии: сущность, структура, функции, типология.
- 32В. Партийные системы и их типологии
- 33В. Формирование многопартийной системы в рб
- 34В. Общественные объединения, их место и роль в политической жизни общества.
- 35В. Общественные объединения в рб
- 36В. Политическое лидерство: сущность, функции и типология.
- 37В. Политическая элита: сущность, функции, типология пути формирования.
- 38В. Политический процесс: сущность, структура стадии протекания.
- 39В. Политическая деятельность и политическое участие
- 40В. Выборы и избирательные системы
- 41В. Избирательное право и избирательная система в рб
- 42В. Политическая культура, ее сущность. Структура, функции.
- 43В. Политические конфликты: сущность, типы, этапы, пути разрешения.
- 44В. Политический кризис: предпосылки, проявления, этапы, виды, пути выхода.
- 45В. Теория и практика политической модернизации общества.
- 46В. Сущность и основные субъекты международных отношений, современные тенденциии их развития.
- 47В. Внешняя политика государства в системе международных отношений
- 48В. Геополитика и процессы глобализации в современном мире
- 49В Международные организации: сущность, типы, функции.
- 50В. Организация объединённых наций: структура, функции, проблемы реформирования
- 51В. Внешняя политика рб: основные направления и приоритеты
- 52В. Политическая социализации личности