logo search
POLITIChESKAYa_SISTEMA_OBShESTVA

Политическая система общества

Политика (государственные дела, искусство управления государством) – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами в целях интеграции усилий для упрочения политической власти или ее завоевания.

Политика – это отношения между классами, социальными группами по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе (внутренняя политика), а также отношения между государствами (внешняя политика).

Функции политики:

  1. выражение значимых интересов всех групп общества;

  2. поддержание целостности и обеспечение дальнейшего развития общества;

  3. управление и руководство общественными процессами, разрешение конфликтов;

  4. политическая социализация личности.

Классификация: А) по масштабам проведения – локальная, региональная, общенациональная, международная политика;

Б) по срокам осуществления – текущая, долговременная, перспективная политика.

Субъекты политики – те, кто прямо или косвенно участвуют в процессе реализации политической власти или влиянии на нее: социальные общности (классы, нации), организации и объединения (государство, партии, общ. движения), политическая элита (немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках государственную власть, принимающая решения), отдельные личности, в том числе политические лидеры.

Объекты политики – общественные отношения, сферы общественной жизни (экономическая, социальная, культурная, военная и т.д.)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ – это волевые отношения между большими социальными группами, основанные на организованном принуждении (насилии), праве и авторитете. Это процесс разработки и принятия политических решений для управления обществом. Цель управления – придать совместной деятельности людей согласованный характер, обеспечить стабильность и развитие общества.

Ресурсы власти: социальное положение, популярность, образование, материальное богатство и экономические возможности, информация, закон, опыт и т.п. С помощью такого рода ресурсов обеспечивается политическое господство и осуществляется необходимое управленческое воздействие. В прошлом «благородное» происхождение человека практически гарантировало ему и богатство, и образование, и силовые возможности, и известность. В настоящее время недоступность одних ресурсов (например, богатства) может компенсироваться наличием других (качественное образование, популярность и пр.). Все большую роль в условиях информационного общества приобретают, в частности, такие ресурсы, как владение информацией, высокий профессионализм.

Легитимность власти – признание и поддержка власти со стороны граждан. Уровень общественной поддержки власти находится в прямой зависимости от способности государственных органов решать насущные проблемы самых широких слоев населения, обеспечивать эффективное управление страной. Всякая власть для укрепления доверия к себе со стороны граждан использует разные способы, в т.ч. СМИ, для пропаганды успеха (действительного или мнимого), роста популярности политических лидеров и т.д.

Типы политического господства:

  1. легальный тип складывается в обществе, где утвердилось формально-правовое начало, характеризуется высокой эффективностью управленческой деятельности (западные демократии);

  2. традиционный тип сориентирован не на закон, а на веру в традиционно существующие порядок и власть (страны Востока);

  3. харизматический тип складывается тогда, когда страны и народы переживают сложные периоды своей истории. Он основан на авторитете яркой, харизматической личности и силе ее дара.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность различных политических институтов, форм взаимодействий и отношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

I. Политические институты (организационный элемент) – государство, политические партии и общественно-политические движения. Не ставят политических задач, но не могут достигнуть своих целей вне политики, а потому участвуют в ней профсоюзы, религиозные и др. организации. Некоторые относят к политическим институтам и СМИ.

II. Политические отношения ( коммуникативный элемент):

  1. первичные – различные формы взаимодействия между социальными группами;

  2. вторичные – отношения между государствами, партиями и др. субъектами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев.

III. Политические нормы и традиции (нормативный элемент): правовые, корпоративные (уставы политических партий), неписаные обычаи и традиции, моральные нормы.

IV. Политическая культура (культурный элемент) - передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения, идеологии и модели поведения человека и социальных групп (психология).

Типы политической культуры:

  1. патриархальный – равнодушие, политическая пассивность;

  2. подданнический – пассивность, подчиненность;

  3. активистский – осознает свою роль и возможность влияния.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ – совокупность политических идей, взглядов, ценностей и установок, отражающих в обобщенной форме представления людей о системе властных отношений и политическом строе общества.

Типы политической идеологии:

  1. ультраправая (правоэкстремистская) – фашизм и нацизм. Это культ насилия и личной власти, национализм, расизм, политический терроризм, геноцид, война;

  2. ультралевая (левоэкстремистская) – анархизм (разрушение и уничтожение государства), троцкизм (мировая революция), «новые левые» (политический терроризм). Идея немедленной революции, произвол и политическая нетерпимость.

Функции политической идеологии:

  1. аксиологическая – выработка норм и идеалов, которыми руководствуются люди в своей политической деятельности;

  2. интеграционная – объединение граждан и формирование политических партий;

  3. мобилизационная – организация практических действий на базе политических программ;

  4. воспитательная – формирует политическую культуру граждан.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ - организованная группа единомышленников, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и имеющая своей целью борьбу за завоевание политической власти в обществе.

Признаки партии: программа (цели и стратегия), устав (нормы внутрипартийной жизни), фиксированное членство, сеть первичных (местных) организаций и руководящие органы.

Функции политической партии:

  1. политическая – овладение властью с целью осуществления своей программы;

  2. представительская – выражение интересов определенных групп населения;

  3. социальная интеграция – примирение интересов определенных групп населения;

  4. политическое рекрутирование – подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

  5. электоральная – организация и участие в избирательных кампаниях;

  6. социализация – воспитание политической культуры граждан.

Классификация:

I. По способу организации: кадровые (немногочисленные объединения ведущих политиков, действующие в парламентских фракциях) и массовые (многочисленные партии со сложной организационной структурой, фиксированным членством).

II. По отношению к власти: правящие (большинство в парламенте, формирование правительства) и оппозиционные (легальные (разрешены государством) и нелегальные), критикующие деятельность правительства.

III. По отношению к обществу:

  1. реформистские – постепенное и частичное изменение существующего строя;

  2. революционные – за коренное и насильственное изменение существующего строя;

  3. консервативные – за сохранение основ существующего строя или за преобразования, которые приспосабливают прежнюю систему к новым реалиям, но без потрясения основ;

  4. реакционные – за возвращение, восстановление старых отживших общественных структур.

IV. По типу политических программ:

- левые защищают интересы социальных низов, выступают за общественную собственность или регулируемый государством рынок, за социальную справедливость и пр. (коммунистические, социалистические, трудовые партии); Социал-демократы занимают среднюю позицию между левыми и центристами.

- центристы защищают интересы среднего класса, примиренческая позиция, уход от крайностей (либерально-демократические партии);

- правые защищают интересы высшего класса, частную собственность, нерегулируемый рынок, ограничение вмешательства государства в экономику (демократические, республиканские, либеральные партии).

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ – общественные объединения, преследующие политические цели, поддерживаемые его участниками. Отличаются от партий тем, что менее формализованы, могут обходиться без профессионального аппарата управления. Граждане в большей мере ориентируются на лидеров движения, их популярность, чем на четкость программных установок. Постоянно действующий орган политического движения – это выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию.

Классификация:

  1. по объекту борьбы – антивоенные, правозащитные, экологические и пр.;

  2. по социальному составу – молодежные, женские, национальные и др.

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА – совокупность всех существующих и действующих в стране партий. Может быть однопартийной (тоталитарный и авторитарный политический режим) и многопартийная при демократическом режиме.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ – признает, создает необходимые условия для реализации и поощряет (1) многообразие и конкуренцию политических интересов (многопартийность);

(2) самостоятельность и равноправие разнообразных элементов общества (гражданское общество);

(3) отказ от диктатуры и насилия, разрешение конфликтов в рамках закона, мирными способами.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные (индивидуальные и коллективные) интересы граждан в различных сферах. Формирование и развитие гражданского общества обеспечивает демократическое повседневное участие граждан в решении разнообразных общественных проблем.

Гражданское общество включает в себя объединения граждан, которые не имеют непосредственного отношения к власти или государству и стремятся к самостоятельной защите и выражению своих общественных интересов.

Признаки гражданского общества:

  1. плюрализм, т.е. многообразие институтов и организаций, что позволяет гражданам индивидуально реализовывать разнообразные интересы в самых разных сферах;

  2. автономность, поскольку составляющие его добровольные объединения и ассоциации возникают независимо от государственной воли и функционируют на началах самоуправления и самоорганизации;

  3. развитое общественное сознание, опирающееся на систему нравственных ценностей, связывающих человека с семьей, общиной, группами интересов. На основе такого сознания вырабатываются необходимые гражданские качества человека, предполагающие ответственность личности за общее дело;

  4. демократизм: в отличие от государства (органы находятся в жестком соподчинении), структура гражданского общества обладает преимущественно горизонтальными связями, поскольку входящие в него добровольные объединения и ассоциации не связаны отношениями «господство – подчинение».

Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности, свободе труда и предпринимательства. Члены гражданского общества активны и самостоятельны в управлении общественными делами, рассчитывают на собственные силы. В недрах гражданского общества зарождаются общественно-политические движения и политические партии, которые являются главным каналом связи граждан с государством. Государство призвано служить гражданскому обществу: закреплять естественно сложившиеся отношения между людьми, защищать их от возможных негативных явлений (безработицы, преступности и т.п.). Развитое гражданское общество предполагает наличие правового государства. Система местного самоуправления выступает необходимой основой для роста масштабов гражданского общества и его влияния на жизнь граждан.

Формы объединений, общественных организаций:

  1. в экономической сфере – союзы предпринимателей, фермеров, ассоциации банкиров, профсоюзы, крестьянские союзы и кооперативы и т.д.;

  1. в социальной сфере – семья, молодежные, женские, детские организации, общества ветеранов труда и войны, спортивные общества, благотворительные фонды, общества защиты прав потребителей, объединения защиты окружающей среды, страховые фонды и т.п.;

  1. в сфере духовной культуры – союзы деятелей культуры (писателей, композиторов, кинематографистов, художников), педагогические общества, общества культурных связей с зарубежными странами, академические сообщества ученых, религиозные объединения;

  1. в политической сфере защиту прав и интересов граждан перед лицом государства берут на себя различные правозащитные организации, союз солдатских матерей, негосударственные СМИ, политические движения и организации, возникающие по почину граждан на добровольной основе.

Г о с у д а р с т в о

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:

  1. Государство располагает специальными взаимосвязанными и взаимодействующими государственными органами, образующими государственный аппарат (администрация, армия, суды и т.д.), который от имени государства обеспечивает управление, а в случае необходимости и государственное принуждение.

  1. Государственная власть распространяется на всех, кто находится на его территории, под которой понимается пространство в пределах государственных границ.

  1. Только государство может устанавливать общеобязательные правила поведения, т.е. нормы права, закрепленные в законах.

  1. Государство взимает с населения налоги и другие обязательные сборы (пошлины и т. п.) в качестве средств на содержание госаппарата, на строительство дорог, обеспечения школ, больниц и для других общественных нужд.

  1. Государство обладает суверенитетом, что обозначает его независимость от других государств, а также от любых иных организаций внутри страны, возможность решать самостоятельно свои внутренние и внешние дела.

ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА.

Внутренние функции:

а) в экономической сфере - долгосрочное планирование и прогнозирование экономического развития страны, формирование госбюджета и контроль за его расходованием, установление системы налогов;

б) в социальной сфере – социальная защита наиболее уязвимых слоев населения (инвалидов, многодетных, безработных), пенсионное обеспечение, выделение средств на здравоохранение, образование, строительство дорог, развитие общественного транспорта, средств связи и т. п.;

в) в политической сфере – охрана законности и правопорядка, прав и свобод граждан, деятельность по предотвращению межнациональных конфликтов и др.;

г) в духовной сфере – государственная поддержка искусства, национальной культуры, забота о нравственном и культурном развитии общества.

Внешние функции:

а) взаимовыгодное экономическое, политическое, научно-техническое, культурное, военное сотрудничество с другими государствами, входящими в мировое сообщество;

б) защита от нападения извне, охрана государственных границ;

в) обеспечение мира на Земле, предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного, химического и другого оружия массового уничтожения.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА.

Под формой государства понимается то, как организованы государство и его органы и каким образом осуществляется государственная власть.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

подразумевает ответ на вопрос, кому принадлежит верховная власть, как формируются органы государственной власти, как они взаимодействуют с народом и друг с другом.

М О Н А Р Х И Я

( греч. monos – один, arche – власть )

Абсолютная (неограниченная) монархия:

Конституционная (парламентская) монархия

1) монарх ни с кем не делит верховную власть; его власть обожествляется;

1) наряду с главой государства (монархом) существует другой высший орган власти (например, парламент);

2) сам издает законы, назначает чиновников на все высшие должности; вершит высший суд и управляет по своему усмотрению;

2) монарх как глава исполнительной власти ограничен в правах, что закреплено в конституции страны;

3) признается естественным неравенство людей, но при этом все (даже высшие сословия) – подданные монарха и обязаны ему повиноваться;

3) даже если он назначает министров, то они несут ответственность перед парламентом и зависят от его вотума доверия;

4) народ никакого участия в управлении государством не принимает;

4) монарх является символом единства нации, обеспечивая стабильность общества, он выполняет представительские функции.

5) власть держится на жесткой дисциплине, принуждении и желании сохранить существующие традиции.

5) народ участвует в управлении государством через выборы в парламент; власть осуществляется на основе законности и при наличии широких прав и свобод граждан.

Р Е С П У Б Л И К А

( лат. res publica – общественное дело)

Президентская республика

Парламентская республика

1) президент избирается народом или коллегией выборщиков;

1) президент избирается парламентом, а не населением;

2) является главой государства и главой исполнительной власти: формирует и возглавляет правительство, которое несет ответственность перед ним, а не перед парламентом;

2) является только главой государства и не обладает большими властными полномочиями; представляет государство на международной арене;

3) президент- верховный главнокомандующий;

3) правительство формируется парламентом из представителей тех партий, которые получили на выборах большинство мест в парламенте;

4) не имеет права распустить парламент;

4) правительство несет ответственность перед парламентом;

5) парламент может досрочно отстранить президента от должности в случае нарушения конституции или совершения им преступления.

5) президент имеет право досрочно распустить парламент и назначить новые выборы.

Существую также смешанные республиканские формы правления, сочетающие в себе черты и президентской и парламентской республики (Россия, Франция).