Признаки политической элиты:
-
Формирование ее как определенной социальной группы, основанной на глубоких внутренних связей входящих в нее политика.
-
Общие интересы и прежде всего обладание властью как главный интерес.
-
Общие нормы взаимоотношений, предписывают всем определенные нормы поведения.
-
Общее мировоззрение, взгляды на окружающий мир, развитие его в целом и своей страны в частности, взгляды на народ, иногда эти взгляды далеки от официально пропагандируемых.
-
Доминантом элиты – особый миссионерский дух отожествляет себя с обществом как целым, считают, что руководство обществом и страной – долг, главная задача – определять судьбы народа.
-
Кастовость и корпоративность полит элиты- превращение в замкнутую группу, доступ чужым ограничивается.
Вольфредо Паретто, Роберт михельсон.
Поретто – итальянский социолог, исходил из тезиса что люди изначально неравны. Совокупность индивидов, которые действуют с высокими показателями, в любой области он называет элита. Элиту делить на правящую(прямо или косвенно осуществляется власть) и контэлиту (неправлящую). Поретто разделял элиты по методам правления львов и лис. Первые опираются на материальную или религиозную силы. Для них характерно преимущественное использование насилия. К элитам первого типа он относил: правительство греческих полисов э эпоху тираний, правителей Рима времен Августа, и многих правителей европейских государств абсолютийского периода. Правление элиты львов в конечном счете приводит общество к застою.
Лисы – более динамичный вид правителя. Они используют хитрость, обман, убеждение масс и политические комбинации. К элитам лис Поретто относил: афинских демагогов, римскую аристократию, правительство всех республик. Они прагматично мыслящие деятели, инноваторы. Между элитой и массой происходит обмен. Часть элиты превращается в нижние слои. А слои – наоборот. Данный процесс – закон циркуляции элиты. Он способствует сохранению социальной и политической стабильности в обществе. Если в стране замедляется циркуляция элит, то в высшем слое накапливаются деградирующие элементы, в высших – люди с выдающими способностями.
Моско никогда не употреблял термин элита.
-
Признание элитарности любого общества, разделение на привилегированных и властвующих. Пассивное, нетворческое большинство.
-
Отличительными качествами открывающими доступ в элиту – военная доблесть, богатство, происхождение, личные качества, способности к управлению.
-
Политический класс занимает господствующее положение в обществе и важные функции благодаря организованности в отличии от организованного большинства.
-
Легитимность элиты – признание массами ее права на руководство.
-
Осуществление власти во многом зависит от способа воспроизводства правящего класса.
3 способа: наследование, выборы и кооптация.
-
Любой политический класс стремится к сохранению власти путем наследование. Эту тенденцию называл аристократической.
-
Демократическая(путем выборов- происходит закрытая кристаллизация правящего класса, которая приведет к замкнутости и вырождении).
-
Кооптация – практиковал Шарль де Голь, запретил арестовывать зачинщиков. Прошли политические деятели: Билл Клинтон Большой вклад в теории элит внес немецкий политолог. «железный закон олигархизации». Должна быть такая структура, где ведущая политика – управляемые.
Современные теории элит:
1 Меритократический подход.
2.Властный.
Первый – Карл Мангей. Элита – это иерархия основанная на собственных достижениях. Есть 2 подхода:
-
Технократическая . Согласно этому подходу с развитием возрастает роль инженеров организаторов. Они вытесняют собственников с ведущих социальных позиций.
-
Организационно-управленческое направление. Сторонники второго подход считает их руек бывших владельцев – рук профессионалов менеджеров.
Суть меритократических теорий:
-
Элита наиболее ценный и важный сегмент общества, обладающий выдающимися качествами, высокими способностями в наиболее важных сферах деятельности.
-
Элита занимает господствующее положение в обществе, поскольку является наиболее продуктивной и инициативной частью населения.
-
Формирование элиты не столько результат борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора общества наиболее ценных представителей, поэтому общество должно заботиться о создании совершенного механизма такой селекции.
-
Элитарность связана с равенством возможностей, но не с равенством результатов и социальных статусов. Элитарность не противоречит современной представительной демократии. Элитарности необходима демократия. Подданная элита не властвует, а руководит обществом с его согласием. Она меняется, результат изменения потребностей социальных потребностей. В ходе развития отмирают старые потребности, возникаю новые, необходимо вытеснять старых правителей.
-
Властный подход
Все лица которые формально имеют отношение к власти.
-экономические лидеры
-политические лидеры
-профессора и учителя
-духовенство
-выдающиеся журналисты
-военные руководители
-судьи и адвокаты
Влияние каждой группы различно.
-
Плюралистическая теория элит. Элита не является единой сплоченной группой, в любом обществе –несколько элит. Каждая из них господство – в своей сфере деятельности.
1. Сторонники это теории – элита под контролем базисной группы. С помощью разных средств.
2. Конкуренция элит отражает экономическую и социальную конкуренцию в обществе. Это должно препятствовать становлению единой господ элиты
3. В современном обществе власть рапорена между многообразными группами и институтами, что предполагает возможность налагать вето на неугодные решения путем блоков и тд.
4. В современном обществе границы между политической элитой и массой размыты. Массы могут входить в состав политической элиты.
-
Партократическая теория элит.
Резко критикует деление на элиту и массу. Политическая элита – авангардная партия победившего класса.
-
Глобальный, мессианский характер элиты.
-
Всеобъемлющий характер руководства.
-
Происхождение политической элиты из низов.
-
Идеологичность как важнейший признак элиты, обладание верным учение дает право руководить обществом(марксизм, идеология нация-соц)
-
Особая пирамида власти. 1- Вождь, 2-идеолог, 3-организатор, 4-инквезитор..
-
Жесткая иерархичность власти.
Политические партии
1.Политические партии не обладают государственными функциями : самостоятельными и автономными.
2. Партия борется за завоевание избирательного корпуса.
3. Партия готовит политических руководителей с тем, чтобы войдя в гос структуры через них руководить государством. Сейчас ни одна конституция не обходится без партии. Первая партия в Италии в 1961, Закон о партиях ФРГ, в Испании..
« Закон о политических партиях ФРГ», 1967
-
Подчеркивается место партии в полит системе страны. Партии ФРГ не являются государственным образованием, оказывают влияние на своих единомышленников.
-
Принципы их внутренней организации:
Партии не имеют права создавать вооруженные отряды.
-
Возмещение предвыборных расходов.
-
Отчетность за неиспользуемые финансовые средства.
-
Порядок запрета партий по мотивам неконституционности.
-
Партия должна быть зарегистрирована. Регистрация имеет не политический, а правовой смысл. Цель: наделение партий правом юридического лица, права владеть имуществом, защищать свои символы и иметь их. Регистрация дает право на выдвижение своих списков и на получение средств из бюджета на ведение избирательной кампании.
-
Партии не имеют право заниматься коммерческой деятельностью.
Эти законы способствуют до партий классического типа, а не до партий государственного типа.
Все партийные полит системы на западе стали терять совой классовый характер.
Партии должны вписываться в плюралистическую систему. Плюралистическая называется система, при которой отсутствует единый экономический центр притяжения политической власти. Такая система предусматривает плюрализм отношений собственности.
В ряде стран есть лидеры, которые отрицаю партии.
Есть системы, где партии не практикуются. Такие системы – апартийные политический система( Саудовская Аравия, была Ливия). Партии не приветствовал и Джордж Вашингтон.
Демократическим режимам присущи партии, действующие по принципам временного европейского парламентаризма. Здесь легализирована борьба за власть. Всеобщие выборы являются основой формирования властных институтов. У власти стоит одна партия или коалиция партий, победившая на выборах. Правящие партии или партия противостоят партии оппозиционная.
Партия становится репрессивным инструментов. Партийная система зависит от истории данной страны.
Однопартийная система была в начала 19 века и после окончания гражданской войны(США).
Уровень демократизации общества связан с партийной системой.
Однопартийная система6 Китай, Северная Корея.
Двухпартийная система существует во многих странах мира. Отличается в Британии и США.
Великая Британия:
659 депутатов, 420 мест в парламенте.
Есть партии как либеральные демократы, Шотландская партия ряд др.
90% стабильно получают голоса избирателей 2 партии.
Америка:
Двупартийная система гибкая.
Германия: двупартийная система. Две крупные партии, но не могут без третей.
ДВУБЛОКОВАЯ МОДЕЛЬ.
В борьбе за власть всегда соперничают два блока.
Система национального согласия. Доминирует одна.
Система кооперация партий. Отсутствует оппозиция.
Все эти системы – упорядоченная многопартийность.
Неорганизованная многопартийность: Италия.
ТИПОЛОГИЯ ПАРТИЙ (Дю Верже, Макс Вебер)
По типу орган структуры:
1. Централизированные – сто строгой внутри партийной субординацией, единым руководящим центром.
2. Децентрализованные – с широкой автономией подразделений.
3. Кадровые – малочисленные.
4. Массовые партии – широкое членство. В молодых странах, где решают проблему национального единства.
По хар-ру партийного руководства:
-
Коллективные, ярко выраженная роль лидера.
-
Партии вождийского типа
-
Харизматические партии, во главе вождь, обладающий авторитетом.
-
Концезусные – люди, которые не согласны.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ И АВТОРИТАРНЫЕ.
По уровню соц интересов : Общенациональные, классовые, межклассовые, партии соц групп.
По идеологическому принципу: либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические, националистические, фашистские.
По характеру доктрин: идеологические и прагматичные.
По отношениях к характеру преобразований в обществе : реформаторские, революционные, консервативные.
По статусу в полит сфере страны: правящие, оппозиционные, системные(вход в систему).
Левые, центристские, правые.
Легальные и нелегальные.
По связям с внешним миром : открытые и закрытые.
2 уровня анализа политической системы:
-
Институциональный – характеризующий институты и их функции, нормы и механизмы формирования государственной политики.
-
Ориентационный – выражающий особые формы ориентации населения на политические объекты. Является не институции составляющей политики, которой на ряду с политической культурой относится и полит сознание. С ним связывают чувственные, подсознательные рациональные теоретические ценностные представления человека, через которые опосредуется его отношение с политической средой. Это осознанные сферы политики социальными субъектами (группами,обществами).
- Политология как наука
- Методы исследования политической науки
- У морали и у политики есть серьезные отличия.
- Доктрины античности делятся на 3 этапа:
- Римское право и политика
- Основные принципы Римского права
- Политический режим
- Демократический режим
- 10.12.1991 – Декларация прав человека.
- Политическая система общ.
- 4 Признака:
- Формы териториально-государственного утуройства:
- Этнополитология
- Личность как субъект политики
- Политическое лидерство: природа и типология
- Что отличает лидеров политики от лидерства в других видах деятельности.
- Политические элиты
- Признаки политической элиты:
- Уровни политического сознания:
- Основные концепции идеологии:
- Международные политические отношения